Открытие франшизы в общепите: что надо знать франчайзи — Контур.Маркет — СКБ Контур

Открытие франшизы в общепите: что надо знать франчайзи

25 октября 2022

Допустим, перед вами встал выбор: запустить бизнес самостоятельно или по франшизе. Давайте сравним. Если открывать заведение без чьей-либо поддержки, то с решением многих вопросов столкнетесь впервые. А за франчайзи все сложные задачи уже решил франчайзер. Таким образом, франчайзинг в сфере общепита решает главную проблему начинающих предпринимателей: не наделать дорогих ошибок. При этом гости чаще всего даже не задумываются, кто им оказывает услугу — точка самостоятельной собственной сети или точка, открытая по франшизе. Гости просто обедают в кафе, заказывают пиццу на дом, покупают кофе навынос… Если у вас нет предпринимательского опыта, начните с покупки франшизы. Расскажу, как это сделать.

Рассчитайте свои возможности и инвестиции

На рынке есть несколько тысяч франчайзинговых концепций. Чтобы сделать правильный выбор, рекомендую обратиться к своему практическому опыту и сфере интересов. Выбирайте дело по душе. 

Если любите пирожные, сами их готовите и мечтаете баловать не только своих родных, но и всех вокруг, то рассмотрите франшизу кондитерской. Если вы кофеман и страдаете от того, что в городе трудно найти достойный напиток, подберите франшизу кофейни.

Франшиза в сфере общепита подойдет людям с разным инвестиционным объемом, потому что может быть и мобильным павильоном, и точкой с фастфудом, и рестораном на 100 гостей.

Обратите внимание, что при открытии точки общепита большая часть инвестиций — это вложения в помещение: ремонт, интерьер, мебель. Релокация такого бизнеса сложна и затратна. Поэтому розничный бизнес в этом плане считается более ликвидным. Следует тщательно выбирать помещение, взвешивать все «за» и «против», внимательно прислушиваться к рекомендациям управляющей компании.

Внимательно оцените свои финансовые возможности. Общая рекомендация для будущих франчайзи: процент заемных средств не должен превышать 50%.

Изучите места обитания франшиз

Когда вы определились с нишей и бюджетом, выбирайте франшизу. Самый простой способ — искать по каталогам, которые откроются по запросу в любом поисковике. Первые 10 ссылок приведут вас, куда нужно. Размещение в таком каталоге платное. Это незначительный, но все же фильтр от однодневок и пустышек.

Каталоги франшиз удобны тем, что в одном месте видно сразу много предложений. В них есть информация о количестве уже открытых по франшизе предприятий, срок существования и другие данные.

Обратите внимание на франшизы, участвующие в выставках, например Buybrand, которая дважды в год проходит в Москве. На региональных выставках Franch region и Franch-Сity, где выступают местные и федеральные компании-франчайзеры.

Рейтинги франшиз — инструмент оценки интересный, но спорный, так как критерии у всех разные. Если видите франшизу на высоких местах в рейтинге Buybrand, Forbs, TopFranchise и «Бизнесменс.ру», это означает, что она действительно пользуется высоким спросом, у нее хорошая репутация. Для оценки франшизы серьезные издания используют сложную систему, которая включает не только финансовые показатели, но и отзывы реальных франчайзи, частоту «повторных открытий» и другие индикаторы.

Выберите модель франшизы

Покупка франшизы предполагает неукоснительное соблюдение стандартов. Особенно в части приготовления блюд. Тут многое зависит не только от соблюдения процессов, описанных в технико-технологических картах, но и от продуктов. Если франчайзер не планирует помогать с поставками ингредиентов или полуфабрикатов, то добиться нужного вкуса блюда будет сложнее. Возможно, вам придется самостоятельно искать поставщиков и договариваться с ними.

Альтернатива — выбор товарной франшизы. В этом случае вы будете получать от управляющей компании готовые замороженные полуфабрикаты высокой степени готовности.

Топ-7 ошибок начинающих франчайзи.

Франчайзи при открытии товарной франшизы получает два огромных преимущества: устойчивое качество продукции и экономию фонда оплаты труда на кухне. В этом случае повар не нужен, и число сотрудников кухни существенно меньше. Например франчайзи екатеринбургской компании ItalianPizza на работу нанимает торговый персонал, который одновременно работает с гостями и занимается доготовкой замороженных полуфабрикатов.

Разговаривайте с отделом продаж франшизы

Итак, вы отобрали несколько франшиз, которые вам симпатичны. Еще раз всё взвесьте и сопоставьте бюджет открытия с суммой, которой располагаете.

Далее предстоит диалог с отделом продаж франшизы всех компаний, которые вы выбрали. Важно задать несколько вопросов, ответы на которые будут ключевыми при принятии решений. 

Узнайте, как давно продается франшиза, как много предприятий открыто по франшизе, сколько из них закрылись и по каким причинам.

Если франчайзер не готов делиться этой информацией, это должно насторожить, так как закрытие предприятий по франшизе — это нормальная практика. И не всегда это ошибка управляющей компании. Если франчайзер обо всем этом открыто рассказывает, ему стоит доверять.

Общайтесь с действующими франчайзи

Попросите контакты франчайзи, которые могли бы вам рассказать о своих результатах работы по франшизе. Скорее всего, франчайзер выберет самых успешных и лояльных партнеров. Это хорошо. Вы посмотрите на действующего предпринимателя, который достиг успеха в этой нише. Это лучше, чем слушать негативную обратную связь от слабых франчайзи.

Спросите действующего франчайзи, из какой сферы он пришел. О том, какие преимущества и недостатки видит в этом бизнесе. С какими трудностями столкнулся, чем ему нравится продукт. Какие дополнительные затраты понадобились помимо тех, которые управляющая компания указала в финансовой модели.

Самый главный вопрос — готов ли ваш собеседник открыть второй ресторан по этой же франшизе. Если один франчайзи имеет несколько точек, то это очень хороший признак. Значит, ему нравится и продукт, и уровень дохода, который приносит этот бизнес.

Как акции помогают повышать продажи в общепите.

Если вы выбрали какую-то ресторанную концепцию, а франчайзинговая компания находится в другом городе, не поленитесь, потратьте время и деньги, съездите туда. Полезно будет посетить «живой» ресторан, который вы планируете открыть. Иногда ожидания и реальность могут существенно разойтись. Попробуйте блюда: так ли они вкусны, так ли красивы, как на фотографии. Действительно ли там доброжелательное обслуживание, как позиционирует в презентации управляющая компания. Ресторан франчайзи, а не собственника, в этом смысле будет более показателен.

Разберите финансовую модель

Франчайзи этот документ часто читают не очень внимательно, так как смотрят только на цифры чистой прибыли.

Важно обсудить с франчайзером его финансовую модель, каждую статью затрат, как можно ее оптимизировать и реально ли это вообще сделать. Учтены ли в ней цены на оборудование текущего года, или это бюджет открытия ресторана пятилетней давности? Модель обобщенная или описывает успех самой прибыльной точки?

Среднестатистические данные будут более объективными. Уясните для себя, в какой месяц ресторан выходит на плановую прибыль. Сколько времени нужно, чтобы окупить вложения в бизнес.

Словом, максимально подробно разберите вместе с франчайзером его финансовую модель.

Прочитайте договор коммерческой концессии

Запросить этот документ у франчайзера — ваше право. Прочитайте и обсудите его вместе со своим юристом.

Обращайте внимание, прописаны ли в договоре все те обязательства, которые франчайзер на словах берет на себя. Бывает, что в презентации вы видите франшизу, которая обещает сделать за вас вообще все, а в договоре коммерческой концессии об этом нет ни слова. 

Будьте готовы к открытому диалогу. Договор коммерческой концессии — это документ, по которому можно и нужно задавать вопросы и вносить изменения по согласованию с франчайзером.

Что нужно знать о договоре коммерческое концессии.

Проводите подготовительную работу

Еще до подписания договора коммерческой концессии попытайтесь подобрать помещение для вашего будущего ресторана. Возможно, у управляющей компании уже есть на примете локации. Поговорите с потенциальным арендодателем, осознайте для себя условия договора аренды. 

Может оказаться, что вы нафантазировали себе кафе в центре города, а на деле такая аренда не будет вписываться в финансовую модель. Или арендодатель не готов принять вас, потому что вы собираетесь жарить мясо, а он не любит дым.

Проведите подготовительную работу и по другим оргмоментам. Возможно, управляющая компания поможет разрешить ваши сомнения и затруднения, так как заинтересована в том, чтобы вы купили ее франшизу.

Когда с локацией будущего бизнеса появится определенность, подписывайте договор коммерческой концессии и приступайте к открытию.

Зарабатывайте репутацию

Этот пункт не относится к инструкции, а скорее дополняет ее. 

Репутация в общепите — это то, на что надо тратить много времени. С одной стороны, покупая франшизу у бренда, пользующегося хорошей репутацией, вы покупаете и ее. С другой стороны, рейтинг легко испортить негативными отзывами гостей. Ресторан — это не просто место для приема пищи. Часто это какой-то радостный повод. Обидно испортить человеку праздник. Поэтому репутационные риски высоки.

Как правильно работать с отзывами клиентов.

Франчайзи предстоит много работать с отзывами гостей. Часто управляющие компании тщательно следят за ними в сети, и могут расторгнуть договор коммерческой концессии, если ресторан получает низкие оценки.

Получайте удовольствие

В заключение скажу, что самое главное, чтобы ваше желание открыть свое дело поддерживали близкие люди. Если этого нет, то такие истории часто заканчиваются внутренним конфликтом интересов, угасанием внимания к только что запущенному бизнесу. Ведь он, как новорожденный, требует большого количества времени и внимания.

Но все-таки франшиза позволит новичку в бизнесе быстро наработать успешный опыт, так как он покупает его вместе с брендом. После этого открывать собственное дело будет уже легче.

Сфера общепита — растущая ниша. Ресторанов и кафе открывается всё больше. Люди предпочитают куда-то сходить и вкусно поесть, или заказать на дом, чем проводить время у плиты. Выберите удачную ресторанную концепцию и локацию, и с большой долей вероятности дело будет иметь успех.

market

Система учета для новичков и опытных владельцев общепита

Учитывайте блюда и ингредиенты, отправляйте заказы на кухню с кассы, смотрите отчеты о рентабельности. Попробуйте Контур.Маркет бесплатно в течение 14 дней.

Два раза в месяц отправляем рассылку с самыми важными новостями
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Два раза в месяц отправляем рассылку с самыми важными новостями
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи