Маркировка обуви в 2020 году для розницы — Контур.Маркет — СКБ Контур

Маркировка обуви в 2020 году для розницы

Продаете кроссовки, туфли, чешки и прочую обувь? До 1 июля 2020 нужно встать на учет в госсистеме Честный ЗНАК и промаркировать остатки. А с марта фиксировать в Честном ЗНАКЕ поступления товара и сканировать на онлайн-кассе код маркировки. Узнайте, зачем нужна маркировка, что делать с остатками и возвратами и что нужно менять в работе магазина.

Зачем вводится маркировка 

Маркировка — нанесение на каждую пару обуви (или на коробку, ярлык, бирку) уникального идентификационного обозначения, то есть кода в формате Data Matrix.

Государство вводит маркировку, чтобы защитить покупателей и обувной рынок от подделок и серых схем. Потребители будут знать, откуда товар, из каких материалов изготовлен, кто его произвел. Бизнес сможет работать в условиях справедливой конкуренции, когда госконтроль начнет вытеснять с рынка нечестных продавцов и контрафакт.  

Сроки маркировки обуви для розницы вы увидите ниже, в описании процессов, которые нужно освоить магазину.

Какую обувь нужно маркировать

Маркировать необходимо все виды обуви для любого пола и всех возрастов. Не имеет значения, из чего обувь изготовлена. Шлепанцы, сапоги, тапочки, валенки — маркировке подлежит любая обувь. Спортивная в том числе, например, ботинки для сноуборда и лыж, борцовки или балетки. 

Требования к маркировке не касаются тех, кто шьет обувь на заказ по договору.  

Пример:
ИП Сидоров шьет балетные туфли. У него есть договор с заказчиком, магазином сценической одежды. Предпринимателю не нужно маркировать свои балетки. Это обязательство несет магазин, который принимает у ИП балетки на реализацию.

Если сомневаетесь, касается ли маркировка вашего ассортимента, сверьтесь с номенклатурными кодами из Постановления Правительства РФ № 860: коды в ТН ВЭД 6401-6405, коды в ОКПД 2 15.20.11-15.20.14, 15.20.21, 15.20.29, 15.20.31, 15.20.32, 32.30.12.

Какие программы и оборудование нужно для маркировки обуви в рознице

  1. Регистрация в Честном ЗНАКЕ, государственной системе контроля за маркированной продукцией. 
  2. Квалифицированная электронная подпись (КЭП). Она нужна для доступа в Честный ЗНАК, получения кодов и подписания электронных накладных. 
  3. Онлайн-касса с программным обеспечением, которое указывает в чеке признак маркировки.
  4. 2D-сканер для считывания маркировки на кассе. 1D-сканер подходит только для одномерных штрихкодов, он не распознаёт формат Data Matrix. Перейти на страницу проверки сканера
  5. Оператор фискальных данных (ОФД), который умеет сообщать в «Честный ЗНАК» о выводе маркированного товара из оборота.

Как и когда оформляться в Честном ЗНАКЕ

Подайте заявку на странице регистрации Честного ЗНАКА, для этого понадобится КЭП.

Регистрация проходила до 1 октября 2019 года. Если не успели, сделайте это сейчас, пока не наказывают за несвоевременную постановку на учет. Если вы еще не занимаетесь обувью, но планируете это делать в 2020 году, регистрируйтесь в Честном ЗНАКЕ ближе к запуску своего бизнеса.

Пример:

Дарья намерена летом открыть обувной бутик. Прямо сейчас ей регистрация в Честном ЗНАКЕ не нужна. Она может подать заявку весной, например, перед тем, как закажет первую партию товара. А обувной магазин, который находится у Дарьи через дорогу, уже сейчас обязан быть на учете в Честном ЗНАКЕ.

Расскажем о маркировке остатков обуви в рознице пошагово.

1 шаг: отправьте в Честный ЗНАК заявку на коды

Запрос кодов — это электронная заявка. Она отправляется из личного кабинета «Честного ЗНАКА» и заверяется электронной подписью. 

В заявке нужно сообщит, сколько кодов вам нужно и для какой именно обуви. Если ваш товар не имеет документов, это не помешает указать в заявке необходимую информацию: ИНН вашей организации или ИП, для какого пола или возраста предназначена пара (женщины, мужчины, унисекс дети), импортная обувь или ее произвели в России, а также первые два знака ТН ВЭД (для любой обуви это символы «64»).

Пример:

У магазина «Башмачок» 300 пар женских босоножек из Китая. В заявке владелец указывает, что ему нужно 300 кодов, и описывает обувь. В описании он перечисляет четыре обязательных параметра: 

  • ИНН компании-собственника «Башмачка»;
  • женская;
  • импорт;
  • 64.

2 шаг: получите коды и промаркируйте обувь

В ответ на заявку Честный ЗНАК отправит коды в ваш личный кабинет. Коды будут в формате А4 pdf. Если этот формат не подходит вашему принтеру, файл нужно конвертировать в подходящий для печати формат.

Распечатать коды можно на обычных листах А4 или на ленте самоклеящихся этикеток. Главное, не перепутать коды и наклеить их именно на те пары, для которых коды предназначались. Наносить маркировку можно на подошву, ярлычки, коробку — любой элемент обуви или упаковки.

3 шаг: введите промаркированные остатки в оборот

Составьте уведомление для Честного ЗНАКА, перечислив в нем коды, которые нанесли на обувную продукцию. В ответ вы получите подтверждение, что данный перечень кодов введен в оборот, значит, ее можно продавать.

Если вы получили коды, но не скачали их, то через 60 дней они аннулируются. Если и получили, и скачали, их можно наносить в любое время и вводить товар в оборот.

Пример:

Бутик «Золушка» получил 300 кодов на детские кроссовки, а использовал 280 кодов, оставив 20 кодов про запас. Через 4 месяца на складе нашлось еще несколько пар таких же кроссовок. Чтобы их продать, «Золушка» наклеивает на обнаруженные кроссовки запасные 20 кодов и отправляет уведомление в Честный ЗНАК о вводе в оборот.

Как продавать обувь через онлайн-кассу

Магазин обязан информировать Честный ЗНАК о реализации каждой пары обуви с маркировкой. Это делается автоматически через кассу и ОФД, от продавца требуется только одно — отсканировать маркировку на кассе.

Продавец сканирует код на кроссовках. Затем касса вносит наименование кроссовок в чек, присваивает чеку признак маркировки и отправляет оператору фискальных данных. ОФД видит такой чек и автоматически отправляет данные о продаже кроссовок не только в налоговую, но и в Честный ЗНАК.

Готово, система зафиксирует вывод из товарооборота конкретной пары с определенным кодом.

Чтобы кассовая программа распознавала маркированные товары, им нужно присвоить признак маркировки еще на этапе заполнения электронного справочника товаров. Справочник — это перечень наименований товаров, их цен, размеров и других характеристик.

Скажем, пользователь сервиса Контур.Маркет присваивает всей обуви в своем каталоге признак «маркированный товар». Затем отправляет номенклатуру на кассу через интернет. После этого кассовая программа Маркета будет напоминать кассиру отсканировать код, как только он попытается добавить в чек кроссовки, сапоги и прочую обувь.

Кассовая программа Контур.Маркета подходит для маркированной обуви

Подключите сервис, чтобы соблюдать правила оборота и продажи через онлайн-кассу.

Отправить заявку

Как обувному магазину оформлять поставку

С 1 июля 2020 года магазин должен сообщать в Честный ЗНАК, какую обувь он принял от поставщика. Это проще делать, если магазин и его поставщик пользуются электронным документооборотом (ЭДО).

Подключенные к ЭДО контрагенты могут обмениваться электронными накладными на обувь между собой, не передавая в Честный ЗНАК какие-то дополнительные сведения. Оператор ЭДО делает это автоматически за вас.

Если магазин или поставщик не имеют ЭДО, то каждому придется заходить в личный кабинет на Честном ЗНАКЕ, отправлять документ о поставке/приемке, а затем ждать подтверждения от контрагента.

Если пользуетесь сервисом Контур.Маркет, вам не придется подключать ЭДО, потому что сервис будет выполнять его роль. Вы сможете получать универсальные передаточные документы (УПД) на обувь и подтверждать прием товара в одном окне, не переходя на сайт госсистемы.

Сколько стоит маркировка и другие популярные вопросы

Нужна ли теперь касса продавцам на рынке и как им маркировать обувь?

Ряд продавцов, работающих на рынках, пользуется освобождением от применения онлайн-касс. Требования к маркировке предполагают только продажу через кассу, поэтому для продаж на рынках и ярмарках продавцы обуви обязаны установить ККТ к 1 июля 2020 года.

Наносить маркировку на остатки тоже обязательно, с 1 июля никто не имеет права торговать немаркированной обувью, даже на рынке.

Сколько стоят коды?

Один код обойдется в 50 копеек, но платить за коды магазину придется только после 1 марта 2020. Это понадобится, когда магазин будет запрашивать новые коды взамен поврежденных или для повторного ввода в оборот возвращенной покупателями пары. Подобные траты Контур.Маркет берет на себя при подключении модуля для работы с маркировкой.  

До 1 марта розница может запрашивать коды бесплатно, если они предназначены для маркировки остатков.

Нужно ли сверять коды на обуви с документом от поставщика?

Нормативные акты этого не требуют. Однако вы имеете полное право перед подтверждением УПД проверить, все ли коды, указанные в документе, есть в наличии. Единственный способ это сделать — отсканировать все коды в поставке. Так вы вовремя заметите расхождения и обнаружите поврежденные коды, которые кассир не смог бы считать при продаже. 

Пример:

Магазин «Карлсон» получил УПД на 450 пар тапочек, 10 из них оказались без маркировки. «Карлсон» не узнал бы об этом, если бы бдительный товаровед не отсканировал все коды во время приемки товара. Благодаря этому магазин вовремя нашел ошибку и вернул 10 пар поставщику. А мог бы продать немаркированную обувь и невольно нарушить закон.

Можно ли сразу выкладывать обувь на витрину для продажи, если ее вернул покупатель?

Нет, сразу продать возвращенную пару нельзя. Принимая пару обратно, кассир должен создать обычный чек возврата и отсканировать код маркировки, если он сохранился.

Затем нужно снова ввести пару в оборот. Действия зависят от того, сохранился ли код проданной/возвращенной обуви:

  • Если код сохранился, спишите его с баланса, поскольку Честный ЗНАК все равно считает его выбывшим из оборота, даже если вы его отсканировали при формировании чека возврата. Получите от Честного ЗНАКА новый код, распечатайте и наклейте на возвращенную пару. Затем расскажите Честному ЗНАКУ, что хотите ввести в оборот пару, которую промаркировали. После подтверждения от госсистемы выставляйте обувь на полке в торговом зале.
  • Если код не сохранился, получите в Честном ЗНАКЕ новый код и распечатайте. Затем наклейте на обувь и поставьте ее на баланс в госсистеме. Выставляйте обувь на продажу.

Что, если игнорировать новые правила?

Контролирующие органы могут отнести нарушение к одной из следующих статей. Для удобства опишем их в таблице.

Нарушение Наказание Обоснование
Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров

Предупреждение или штраф:

  • для ИП от 1 до 3 тыс. руб.;
  • для юрлиц от 10 до 30 тыс. руб.
14.15 КоАП РФ
Продажа товаров без надлежащей маркировки

Штраф с конфискацией предметов правонарушения:

  • для ИП от 5 до 10 тыс. руб.;
  • для юрлиц от 50 до 300 тыс. руб.
П. 2 ст. 15.12 КоАП РФ
Нарушение правил использования ККТ

Предупреждение или штраф:

  • для ИП от 1,5 до 3 тыс. руб.;
  • для юрлиц от 5 до 10 тыс. руб.
П. 4 ст. 14.5 КоАП РФ

Власти поэтапно дорабатывают нормативную базу по маркировке, поэтому могут возникнуть и другие санкции за нарушения.

Контур.Маркет поможет рознице выполнить все необходимые требования

С кассовой программой Контур.Маркета вы уже можете внести в номенклатуру признак маркировки для обувных товаров. Кассовая программа Маркета уже позволяет продавать маркированную обувь: напоминает считывать код и отправляет ОФД «правильные» чеки.

Скоро в сервисе появится возможность маркировать остатки. Вы сможете, не выходя из Маркета, получать коды от Честного ЗНАКА и отправлять их на распечатку. Вводить промаркированную обувь в оборот вы также сможете прямо в Контур.Маркете.

Чуть позже сервис начнет принимать УПД, чтобы вы могли подтверждать поставки в Честном ЗНАКЕ.

Удобное решение для обувных магазинов

Подключите модуль для работы с маркировкой в Контур.Маркете.

Отправить заявку

Чтобы переждать карантин с пользой для своего ресторана домашней кухни, Ирина узнала условия Яндекс.Еды, Delivery Club и подключилась к агрегатору. Начали приходить онлайн-заказы, доставку агрегатор взял на себя. Бизнес выжил, но Ирина поняла, что пора делать свою доставку. Расскажем о плюсах и минусах обоих способов.

Во время «карантина» спрос на доставку еды и полуфабрикатов вырос на 15-20 %. Заведения общепита создают интернет-витрины, чтобы их бизнес не терял прибыль и продолжал работу в период ограничений. Клиенты Контур.Маркета делают это с помощью сервиса Контур.Клик. Тем самым пекарни, кафе, бары и рестораны сохраняют постоянных клиентов и привлекают новых. Читайте, как запустить продажи через интернет быстро и без программистов.

Во время «карантина» спрос на доставку еды и полуфабрикатов вырос на 15-20 %. Заведения общепита создают интернет-витрины, чтобы их бизнес не терял прибыль и продолжал работу в период ограничений. Клиенты Контур.Маркета делают это с помощью сервиса Контур.Клик. Тем самым пекарни, кафе, бары и рестораны сохраняют постоянных клиентов и привлекают новых. Читайте, как запустить продажи через интернет быстро и без программистов.

Узнайте о требованиях Росалкогольрегулирования к алкогольной отчетности для розничной торговли и общепита. Каким видам бизнеса нужно сдавать декларации форм 11 и 12, что известно про новые формы 7 и 8, каковы сроки сдачи алкогольных деклараций и корректировок.

Магазин подарков хочет запустить продажи на сайте, чтобы привлечь покупателей из интернета. Рассказываем, как выбрать кассу для интернет-магазина, как ее зарегистрировать в налоговой, выдавать чеки и работать с курьерами.

Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте.