Это история о молодом бренде одежды и работе с предзаказами. Бренд LOVERS в 2023 году создали предприниматели Елизавета Грязнова из Екатеринбурга и Максим Колесников из Уфы, собственное производство находится в Уфе. Елизавета поделилась историей, которая поможет другим предпринимателям избежать некоторых неприятностей в работе с тканями и разногласий с клиентами.
Важнейшая часть работы в бренде одежды — это поиск и подбор тканей, заказы у поставщиков. В этих процессах мы как начинающий бренд разбирались на ходу, буквально «на коленке». Часто выпуск одежды сильно затягивался из-за того, что у нас было мало опыта. Например, на первую футболку мы искали ткань целых четыре месяца: трогали ткани в магазинах, ездили на поиски в Москву. Я очень боялась плохой обратной связи по качеству ткани от покупателей. Чтобы убедиться, что футболка не рассыпется после одной стирки, я могла пару месяцев просто тестировать ткань: стирать, купаться в ней в море, оставлять футболку надолго на солнце.
Неприятная история с тканями произошла в декабре 2023 года. Мы выпускали оранжевый худи — но закупили очень мало ткани на него, потому что хотели протестировать, как покупателям «зайдет» новинка.
Один из плюсов для бренда иметь собственное производство — вы можете себе позволить отшить небольшое количество экземпляров какой-то модели и тестировать продажи, потом вернуться в любой момент к пошиву этой вещи, если клиенты ее оценили и хотят купить еще. А если что-то идет не так — можно просто вывести вещь из ассортимента. На собственном производстве такие эксперименты намного дешевле и удобнее, чем на аутсорсе.
Так мы и сделали с новым оранжевым худи — закупили немного ткани, отшили небольшое количество и выставили на продажу на сайте, не ограничив число заказов. Случилось так, что этот худи начали активно заказывать. Мы начали отправлять уже отшитые экземпляры. В это же время совладелец бренда Максим уже закупал оранжевую ткань, чтобы продолжить шить худи и отправить заказы. Поставщик заверил, что ткань будет у нас через две недели, что как раз подходило нам по срокам. Мы продолжили принимать заказы на еще не отшитые худи, потому что были уверены, что все будет вовремя: через две недели мы получим ткань, а еще через неделю сможем отправить клиентам заказы, и это тот срок, к которому наши клиенты готовы.
Смотрите полное интервью с Елизаветой на нашем YouTube-канале
Но через две недели поставку мы так и не получили. Поставщик сказал: «Произошла задержка, и нам нужен еще месяц». Но мы понимаем, что люди не будут ждать еще месяц просто худи. У нас начались откаты, очень много негатива пошло в нашу сторону. Мы много общались с теми, кто уже оплатил заказ, пытались всё объяснить, договориться. Некоторым клиентам пришлось сразу вернуть деньги, а кто-то согласился подождать.
Наконец нам пришла ткань. И вот — снова неожиданный поворот — мы разворачиваем ткань, а там совсем другой цвет. Кто-то так и не получил свой оранжевый худи: мы объяснили каждому клиенту, что нам пришла не та ткань и мы готовы вернуть деньги за предзаказ.
Какие выводы мы сделали. Важно сначала просчитать, сколько экземпляров вещи получится отшить, а потом уже продавать. Лучше продать ровно то количество, которое вы уже отшили, чем принять кучу заказов, не смочь их выполнить, разочаровать клиентов. Кто-то из них может понять ситуацию и остаться лояльным, а кто-то просто перестанет заказывать.
Недавно у нас произошла подобная ситуация с тканью: мы запускали новые футболки из материала-двунитки, а когда нам пришла ткань, мы обнаружили, что прислали трехнитку. Это сильно меняет плотность ткани, и это не то, что мы хотели. Хорошо, что не продавали эти футболки заранее и история под триггерным названием «Оранжевый худи» не повторилась.
Закажите консультацию по подбору кассы для вашего бизнеса