Соцсети — важный элемент маркетинга для продуктовых магазинов. Они помогают «очеловечить» бренд, привлечь новых покупателей, повысить лояльность действующих, мотивировать к покупке. Клиенты подписываются на группы и каналы ради развлечения, общения и выгоды. Удобнее всего работать с VK и Telegram. Привлечь покупателей в группу или канал поможет таргет, розыгрыши или реклама соцсетей в самом магазине. Большинство крупных ритейлеров в своих соцсетях рассказывают об акциях, дают полезные советы, делятся рецептами и вовлекают подписчиков с помощью игр.
Зачем продвигать магазин в социальных сетях
Соцсети позволяют продуктовым магазинам приблизиться к покупателю, сделать бренд более понятным и укрепить отношения с клиентом. Это получается благодаря тому, что:
Бренд всегда на связи. В соцсетях люди охотнее оставляют отзывы и сообщают о проблемах, а магазин может быстро откликнуться и решить вопрос.
Магазин показывает то, что скрыто. Обычно покупатель не знает, кто занимается товаром и как работает магазин. В соцсетях же можно показывать рабочие процессы, объяснять, почему точка работает именно так и что делает, чтобы покупателям было хорошо и удобно.
Бренд становится развлечением. В соцсетях можно проводить конкурсы, игры, розыгрыши, публиковать необычный контент. Эти приемы увлекают покупателя и удерживают внимание.
Легко приносить пользу. Обычно человек относится к магазину просто как к месту, где можно купить что-то нужное. Но если рассказывать, как применять товары или выбирать их, покупатель начинает думать о бренде как об источнике полезной информации и проникается к нему доверием.
Еще можно привлекать новых покупателей через рекламу и управлять образом бренда. Люди чаще взаимодействуют с брендом, запоминают, что он есть, у них появляется мнение о магазине, даже если они там не покупают. Соцсети могут заставить их задуматься о покупке.
С помощью контента и tone of voice легко создавать нужный образ компании — серьезный, дружелюбный, экологичный или даже авторитетный. ToV — это стиль общения с аудиторией, который отражает ваши ценности и позиционирование.
В каких соцсетях работать с аудиторией
В последние годы основная аудитория разделилась между двумя соцсетями.
ВКонтакте
Площадка использует много форматов: картинки, видео, статьи, истории. Алгоритм показывает пользователю ленту из постов, которые подбирает на основе его предпочтений или популярности сообщества. Взаимодействовать с покупателем можно через сообщества, чаты, рассылки, ботов и каналы. Хорошо работает таргетированная реклама.
«ВКонтакте» — неформальная соцсеть, где люди ждут скорее развлечений, чем серьезного контента.
Большинство крупных ритейлеров выбирают именно эту соцсеть. Например, гипермаркет «Лента» предлагает развлечения в виде флешмобов и коротких видео.

Telegram
Соцсеть сначала развивалась как мессенджер. Вместо сообществ Telegram использует каналы. Они похожи на чаты, в которых писать сообщения может только владелец.
Соцсеть позволяет публиковать фото, видео, истории, аудио– и видеосообщения. Нет ленты постов, поэтому читатель сам выбирает, когда заходить на канал. Иногда это создает трудности бизнесу, потому что многие пользователи отключают оповещения, и бренду становится сложнее привлечь внимание.
Telegram позволяет общаться с читателем в чатах и с помощью ботов. Кроме этого соцсеть запустила таргетированную рекламу в каналах, но ее алгоритмы еще не настолько отточены, как у «ВКонтакте».
Аудитория Telegram ждет от контента пользы и вдумчивости и использует его скорее чтобы обучаться, чем развлекаться.
У Telegram большая аудитория, поэтому некоторые ритейлеры активно присутствуют и там.
Например, «Жизньмарт» ведет соцсети и во «ВКонтакте», и в Telegram. В последнем магазин активно ведет канал с новостями сети, а еще создает чаты для каждого магазина. В этих чатах ритейлер сообщает об акциях, устраивает голосования за продукты и показывает внутренние процессы, а покупатели могут делиться своим мнением, общаться и даже делать предзаказы.

Как набрать подписчиков в группу или канал
Страница в соцсетях бесполезна, если ее не будут читать. Главное, о чем стоит заботиться, это привлечение подписчиков. Вот несколько инструментов продвижения магазина в соцсетях, которые помогут набрать читателей для новой группы или канала.
Таргетированная реклама
Так называется, потому что показывает объявления только целевой аудитории: тем, кто бывает в определенных местах, интересуется определенными вещами или подписан на определенные группы. Чтобы запустить такую рекламу, нужно выставить настройки аудитории в рекламном кабинете и создать объявления. Они появятся в ленте новостей соцсети, сбоку от нее или в канале.
Плюсы:
- Хорошо настроенная реклама охватывает большую аудиторию, при этом большая ее часть — целевая.
- Можно экспериментировать с разными форматами объявлений.
Минусы:
- Поначалу бывает трудно разобраться в настройках, может понадобиться таргетолог.
- Много конкурентов, тяжело привлечь внимание пользователей.
- Трудно контролировать затраты. Цена за объявление зависит от настроек, уровня конкуренции и алгоритмов соцсети. В зависимости от бренда, ниши или самого объявления, объявление может обойтись и в сто, и в тысячу рублей.
Розыгрыши
Популярная механика, которая хорошо работает именно в соцсетях. Пользователям предлагают подписаться на соцсети магазина и получить возможность что-то выиграть: бонусные баллы, скидки или физические подарки.
Плюсы:
- Дешевле других способов рекламы.
- Проверенный метод, хорошо подходит для соцсетей.
- Привлекает широкую аудиторию.
Минусы:
- После завершения конкурса люди могут отписаться. Поэтому важно предлагать что-то, что заинтересует именно целевую аудиторию. Например, если продуктовый магазин разыгрывает смартфон, люди подпишутся только ради розыгрыша. А если продуктовую корзину, подпишутся только те, кто хочет получить продукты.
Объявления в других группах или каналах
Этот метод можно совмещать с таргетированной рекламой и розыгрышами. Магазин платит владельцу группы или канала, а тот публикует объявление в обозначенное время.
Плюсы:
- Можно выбирать сообщества, где точно будет целевая аудитория бренда. Например, группу района, где находится магазин.
- Легче контролировать затраты. Цена за размещение всегда четко фиксирована и часто зависит от размера и популярности канала или группы.
- Можно выбирать более бюджетные варианты.
Минусы:
- Публикации в крупных и активных сообществах и каналах стоят в среднем от 1000 рублей. Трудно предсказать эффективность размещения, потому что в группе может быть и целевая, и нецелевая аудитория.
- Вовлеченность подписчиков зависит от того, как владелец группы или канала презентует бренд.
Реклама у блогеров
Это альтернатива размещению объявлений в группах и каналах. Разница в том, что группа или канал обычно посвящены какой-то теме, а сообщество блогера — конкретному человеку. Блогер рекламирует группу или канал нативно или напрямую. Например, снимает, как он делает покупки в вашем магазине, а затем дает ссылку на соцсети.
Плюсы:
- Эффективность выше, чем у предыдущего метода, потому что аудитория охотнее доверяет конкретному человеку.
- Благодаря такому доверию и популярности блогеров, растет лояльность к бренду.
Минусы:
- Может быть дорого — в среднем блогеры берут от 10 тысяч рублей за одно размещение.
- Блогеры часто не готовы менять стиль общения или подачи материалов, поэтому важно выбрать тех, чей tone of voice подходит магазину.
Реклама офлайн
Привлекать людей в соцсети можно внутри самого магазина. Для этого нужно разместить QR-коды и призывы подписываться на соцсети на баннерах на входе, в торговом зале или на кассе.
Плюсы:
- Привлекает лояльную аудиторию — тех, кто уже покупает продукты в магазине.
- Напечатать баннер или объявление часто дешевле онлайн-рекламы.
Минусы:
- Менее эффективно — большинству покупателей некогда подписываться на соцсети, или они не видят в этом смысла.
- Нужно дополнительно стимулировать покупателей. Например, давать скидку за подписку.
Как аудитория взаимодействует с магазинами в соцсетях
Если вы понимаете, чего ждут покупатели, вам проще создавать подходящий контент и привлекать подписчиков в группу. Вот несколько сценариев, зачем люди подписываются на соцсети магазинов.
Развлекаться
Многих пользователей привлекает что-то новое, необычное или просто смешное. Например, оригинальный монтаж видеоролика или факт, который они не знали. Такие люди охотно смотрят короткие видео, любят неформальный tone of voice и легче вовлекаются в жизнь группы. Если бренд предоставляет достаточно развлечений, лояльность такого покупателя растет.

Поболтать
Международное агентство по анализу рынка Mintel выяснило, что один из трендов 2025 года — борьба с одиночеством.
Читайте отдельную статью о потребительских трендах →
Покупатели все чаще используют соцсети как место, где можно найти единомышленников, обсудить бренд или просто поболтать. «Болтуны» охотно общаются в чатах, комментируют посты и присылают волнующие их вопросы в предложенные посты. Эту особенность важно учитывать и давать таким людям пространство для общения.

Поругаться
Для некоторых покупателей соцсети — это способ быстро связаться с брендом, сообщить о проблеме или оставить мнение о продукте. Мнение бывает негативным, и этого не нужно бояться. Если вовремя отвечать на такие сообщения и решать проблему, бренд только выиграет. Клиенты увидят, что магазин готов им помочь, и станут относиться к нему лояльнее.

Ловить акции
Многие покупатели используют соцсети продуктовых магазинов, чтобы следить за актуальными скидками, получать дополнительные промокоды или участвовать в конкурсах. Используйте этот сценарий, чтобы привлекать больше людей в соцсети и налаживать контакт с аудиторией.

Выбирать товар
Несмотря на то, что большинство покупателей проверяют наличие продуктов в приложении или на сайте, для некоторых подписчиков соцсети кажутся более удобным способом знакомиться с ассортиментом.

Как определить эффективность работы в соцсетях
Важно регулярно оценивать работу в соцсетях и смотреть, насколько окупаются вложенные инвестиции. Метрики помогут понять, насколько контент нравится аудитории и насколько хорошо люди видят записи в сообществе. Благодаря этой информации бренд может корректировать свои действия.
Охват и аудитория. Это набор показателей, которые отражают, насколько покупатели видят бренд и готовы с ним взаимодействовать. Стоит обращать внимание на:
- Количество подписчиков и темпы их роста. Чем больше и быстрее — тем лучше. Главное — проверять, чтобы на группу подписывались живые люди, а не автоматически созданные аккаунты. Статистику можно посмотреть в настройках «ВКонтакте» или Telegram.
- Охваты. Это число уникальных пользователей, которые увидели ваши публикации, оно тоже отражается в статистике к каждой записи. Охват нужно соотносить с количеством реакций, чтобы понять, какой процент тех, кто видел публикацию, в ней заинтересовался.
Вовлеченность аудитории. Кроме количества подписчиков и просмотров, важно то, насколько записи интересны для подписчиков.
Важно учитывать количество целевых действий — лайки, комментарии, репосты и сохранения. Количество этих действий нужно соотносить с количеством подписчиков, это называется конверсией.
Например, если у сообщества 1 миллион подписчиков, то 2 000 лайков под постом — это мало. Получается, что только 0,2% подписчиков оценили пост. Если у сообщества 10 тысяч подписчиков и 2 000 реакций, это хороший показатель. Значит, пост оценили 20% подписчиков.
Контур.Маркет помогает рознице не нарушать законы
Как ведут соцсети разные бренды
Покажем несколько удачных решений от крупных брендов и расскажем, как магазины сочетают разные способы наполнять соцсети контентом и вовлекать читателей.
«ВкусВилл»
Активные соцсети во «ВКонтакте» и Telegram. Большая часть публикаций во «ВКонтакте» — это контент от покупателей, где они показывают продуктовые корзины, делятся рецептами или рассказывают о продуктах. Кроме этого, во «ВКонтакте» «ВкусВилл» изредка рассказывает о последних новостях и публикует вовлекающий контент. Например, устраивает акцию с розыгрышем бонусных баллов.

В Telegram магазин сосредоточился на вовлекающих механиках. Минимум раз в неделю на канале выходят розыгрыши и игры. Подобными активностями «ВкусВилл» часто сопровождает и остальной контент. Кроме игр и розыгрышей магазин публикует рецепты, небольшие новости сети вроде новых вывесок и подборки с продуктами. Серьезные новости ритейлер вынес в отдельный канал «ВкусВилл пишет», так магазин разделил площадки для целевой аудитории по интересам.

«Пятерочка»
Ведет группы в двух соцсетях. Во «ВКонтакте» ритейлер регулярно постит видео-рецепты, публикует акции, запускает конкурсы и использует опросы для вовлечения аудитории. Магазин выбрал неформальный tone of voice с шутками и просторечными выражениями, аудитория подхватила этот настрой и тоже начала шутить в комментариях.

Telegram ритейлер дублирует контент из «ВКонтакте» и использует ботов, чтобы проводить конкурсы и розыгрыши.

«Лента»
Ведет только страницу во «ВКонтакте» и выделяется тем, что снимает много коротких клипов.

«Лента» показывает забавные сценки и лайфхаки или рассказывает об ассортименте и услугах.