Новые правила расчета гостей в общепите с 1 марта 2025 года — Контур.Маркет

Новые правила расчета гостей в общепите с 1 марта 2025 года

Обновлено 27 июня 2025 16

Порядок расчета в заведениях поменялся: сначала кассовый чек, потом оплата. Разберемся, почему ввели такое правило и как правильно рассчитывать гостей.

Почему изменили порядок расчетов с гостями

Раньше официант сначала приносил пречек, принимал оплату и только потом выдавал кассовый чек. С 1 марта официантам или кассирам в заведениях общепита нужно сначала печатать кассовый чек, а уже после этого принимать оплату. Новый порядок регламентирует п. 5.11 ст. 1.2 закона 54-ФЗ. Новый пункт внес закон от 08.08.2024 № 274-ФЗ.

ФНС выпустила методические рекомендации, которые подробно разъясняют новый порядок расчетов. Они опубликованы в письме от 14.02.2025 № АБ-4-20/1500@ «О направлении рекомендаций». Также ФНС разместила на своем сайте презентацию для общепита по формированию кассовых чеков.

Как начать работу с кассой от покупки до первого чека

До июля 2025 года действовали послабления, была возможна старая схема оплаты. Теперь ФНС проверяет общепит на соблюдение новой схемы. Мораторий на контрольные мероприятия снят письмом от 4.07.2025 № АБ-4-20/6387.

Пречек не является фискальным документом, в общепите это предварительный счет с перечнем блюд и итоговой суммой.

Визуально пречек и фискальный чек похожи. Но только фискальный чек фиксирует факт продажи в налоговой.

Проблема в том, что иногда официанты вместо кассового чека выдают клиентам пречек или слип с POS-терминала, а чек не формируют совсем. Это приводит к расхождениям в учете заведения и вызывает вопросы у налоговой службы. Если данные о продаже не фиксируются в налоговой, ФНС может обнаружить несоответствие при проверке.

Примеры нарушений, которые фиксирует налоговая:

  • Занижение выручки. У заведения большая выручка по безналичным платежам по данным банка, но по данным с кассы сумма ниже.
  • Работа только с пречеками. Ресторан не пробивает кассовые чеки, чтобы снизить налоги. При проверке налоговая выявит расхождения между объемом закупок и официальной выручкой.
  • Ошибки в загруженные дни. В пиковые часы официанты могут не успевать пробивать чеки на каждую оплату.

Изменения ввели, чтобы нарушений стало меньше. Новые правила расчета помогут сделать деятельность заведения прозрачнее для налоговой. Это поможет бизнесу избежать несоответствий и штрафов за неприменение кассы. А еще данные в учетной системе не будут расходиться с реальными продажами — статистика по заведению всегда будет верной.

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Остается ли в работе пречек

Пречек не обязательно исключать из работы насовсем. С его помощью ресторан может показывать гостю перечень блюд и напитков, за которые нужно будет заплатить, и сумму заказа. В кофейнях и небольших кафе, где посетителя рассчитывают сразу при приеме заказа у кассы, пречек можно не печатать.

Если гость нашел по пречеку несоответствие в заказе, вы сможете внести изменения еще до приема оплаты. Это снизит риск того, что придется оформлять чек коррекции. Частые возвраты и коррекции могут стать для ФНС поводом для проверки заведения: если за 30 календарных дней количество чеков на возврат на 30% превысило количество чеков на приход и если за 30 календарных дней чеки коррекции составили 30% и больше от общего количества чеков (Приказ Минфина России от 06.06.2023 № 88н).

Основные требования 54‐ФЗ: что нужно знать бизнесмену

Как принимать оплату в Контур.Маркете

С 1 марта 2025 года расчет с гостями в общепите выглядит так.

Шаг 1. Покажите гостю пречек.

Шаг 2. Уточните способ оплаты — наличными или картой, чтобы это зафиксировалось в чеке.

Шаг 3. Распечатайте кассовый (фискальный) чек до оплаты и передайте его клиенту.

Шаг 4. Примите оплату. Если после оплаты обнаружили ошибку — нужно оформить чек коррекции.

Как распечатать кассовый чек до оплаты

На кассе укажите способ оплаты — наличными или картой, нажмите «Готово». Распечатается фискальный чек.

На этом примере принимаем оплату наличными и без сдачи, нажимаем «Готово» и ждем чек. После печати выдаем чек гостю и принимаем деньги.

Если гость выбрал оплату безналом, после печати чека ему нужно расплатиться через кассу. Пока в Маркете это работает только с внешним терминалом. Введите на нем сумму к оплате, затем гость прикладывает к терминалу карту.

Советы по работе с чеками

Рекомендации по расчетам гостей

Обучите официантов и кассиров новому порядку и объясните, что важно уточнять способ оплаты до того, как гость расплачивается. В чеке будет указано, как гость планирует оплатить заказ — наличными или безналом.

Работайте с пречеком — он позволит проверить заказ перед пробитием фискального чека, заранее исправить возможные ошибки и избежать лишних коррекций. Как напечатать пречек в Маркете.

Называйте сумму к оплате, если печатать пречек неудобно. Такой сценарий подойдет для кофеен, столовых, фастфуда, где клиент расплачивается сразу после заказа на кассе. После того как назвали сумму гостю, сформируйте чек, примите оплату и передайте чек гостю.

Что делать, если чек уже сформирован, но в нем ошибка

Сценарии работы будут зависеть от того, какой формат фискальных данных вы используете на кассе. Если ФФД 1.05, то для исправления ошибок формируйте обычные чеки: сначала на возврат прихода, затем — правильный чек на приход. На ФФД 1.1 и 1.2 ошибки исправляют чеками коррекции.

Ситуация Что делать на ФФД 1.05 Что делать на ФФД 1.1, 1.2

Товар нужно удалить из чека или заменить

Возврат.

Чек коррекции.

Не все товары указали в чеке и нужно что-то добавить

Новый чек продажи — только в том случае, когда ошибку исправляют сразу, в течение смены. Если ошибку нашли уже после закрытия смены: возврат и новый чек на приход.

Новый чек продажи — только в том случае, когда ошибку исправляют сразу, в течение смены. Если ошибку нашли уже после закрытия смены: чек коррекции.

Гость ушел, не оплатив весь заказ, а фискальный чек уже пробит

Возврат.

Возврат.

Гость ушел, не заплатив за товары, которые не попали в чек

Списание. Возврат делать не нужно.

Списание. Коррекцию делать не нужно.

Как создавать чеки коррекции в Контур.Маркете

В кассовой программе Маркета можно:

  • Отменить ошибочный чек — через чек коррекции с признаком расчета «возврат прихода».
  • Внести изменения в уже зарегистрированный чек — через чек коррекции с признаком «возврат прихода» + чек коррекции с признаком «приход».
  • Изменить состав заказа, цену или тип оплаты в фискальном чеке, не нарушая 54-ФЗ.

Смотрите пример, как создавать чек коррекции в Маркете. В коррекцию автоматически подставляется номер и наполнение чека — не придется перебивать с нуля. Останется только внести изменения и распечатать новый чек. Инструкция по оформлению чеков коррекции.

Пример 1. Гость передумал

Официант пробил чек на 1500 ₽ (бургер + пиво), но гость решил отказаться от пива. Что делать:

  • Чек коррекции «возврат прихода» — отменяет старый чек на 1500 ₽.
  • Чек коррекции «приход» — новый чек на 1000 ₽ (только бургер).

Пример 2. Ошибка в цене

В чеке случайно указали кофе за 300 ₽ вместо 200 ₽. Что делать:

  • Чек коррекции «возврат прихода» — отмена чека с ошибкой.
  • Чек коррекции «приход» — чек с исправленной ценой.
Коррекция возможна только для чеков, уже зарегистрированных на ККТ. Сначала делаем чек коррекции «возврат прихода», потом — «приход». Если пропустить возврат, налоговая сочтет коррекцию недействительной.

Как работать с маркированными товарами

Большинство заведений общепита не ведет поэкземплярный учет маркированных товаров на кассе и оформляет их актами списания. Однако, если вы работаете с поштучным учетом на кассе (со сканированием конкретного кода маркировки), обратите внимание на следующие сценарии.

Если забыли добавить маркированный товар в чек, рекомендуем оформить новую продажу, а не использовать чек коррекции.

Если код маркировки утерян или поврежден, можно оформить коррекцию без указания кода маркировки.

Если забыли отсканировать код маркировки, а гость уже ушел, не нужно создавать коррекцию. Оформите вывод товара через акт.

Как работать с алкоголем и ЕГАИС

Если в фискальном чеке корректируется информация об алкогольных товарах, изменения нужно отправлять не только в ФНС, но и в ЕГАИС.

При коррекции цены или количества пива: действуйте по сценарию работы с маркированными товарами, указанному выше. Проверьте журнал учета продаж перед отправкой в ЕГАИС и по необходимости измените данные в журнале перед отправкой.

К заказу добавляют новые позиции: предыдущие позиции не корректируются, рекомендуем отбить это новым фискальным чеком с признаком «продажа».

При коррекции данных по крепкому алкоголю, например наименования или количества: чеки коррекции вносят изменения в данные, передаваемые в налоговую службу, но не корректируют информацию в ЕГАИС. Если нужно внести изменения в ЕГАИС, обратитесь в нашу техподдержку.

Узнайте о возможностях Маркета для общепита

Почему важно выдавать кассовый чек гостям

Новый порядок ввели в том числе затем, чтобы гости точно получали кассовый чек при расчете. Из-за внешней схожести не все посетители могут заметить, что им выдали пречек вместо фискального чека.

Кассовый чек — это документ, подтверждающий факт оплаты. Он может понадобиться гостям в различных ситуациях:

  • Возврат средств. Если в чеке пробиты лишние позиции или неправильно указана сумма, чек поможет оформить возврат.
  • Командировочные расходы. Некоторые гости оплачивают счет не из личных средств, а за деньги компании — на деловых встречах или в командировках. Бухгалтерия запрашивает у сотрудников кассовый чек для отчета о расходах.
  • Проверка правильности заказа. Чек позволяет гостю убедиться, что в заказе нет лишних позиций, а все скидки и акции учтены.

Если заведение не выдало чек, клиент может пожаловаться в налоговую через приложение «Проверка чеков ФНС». ФНС активно отслеживает жалобы. Для заведения это может закончиться штрафами: за невыдачу чека ИП получит до 2 000 рублей, а юрлицо — до 10 000 рублей (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).

Обучите персонал новым правилам, расскажите, как теперь работать с гостями. Советуем первое время контролировать соблюдение правил и проводить внутренние проверки, чтобы перестроиться на новый порядок без нарушений.

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Другие статьи

Все статьи