Самые резкие взлеты и падения отраслей торговли за год — СКБ Контур

Самые резкие взлеты и падения отраслей торговли за год

27 декабря 2022 124

Эксперты изучили данные сотен тысяч касс за минувший год, начиная с января до ноября 2022 года включительно. Наиболее резкие взлеты и падения продаж оказались связаны с событиями 24 февраля и сентябрьской частичной мобилизацией. Результатами исследования поделилась Дарья Жигалина, аналитик системы сервисов для автоматизации бизнеса Контур.Маркет.

Дарья Жигалина
Аналитик системы сервисов для автоматизации бизнеса Контур.Маркет

В течение 2022 года мы наблюдали своеобразные «качели», когда спрос и продажи резко взмывали вверх, а затем откатывались назад. Практически все такие всплески объясняются событиями, связанными со спецоперацией: с ее началом в феврале и со стартом частичной мобилизации в сентябре 2022 года. Однако были и периоды, которые с первого взгляда не поддаются логике, вероятно, к этому времени в экономике происходило много незаметных изменений, которые внезапно проявились, когда была накоплена некая критическая масса.

Продуктовая розница

Количество проданных товаров в феврале-марте 2022 года выросло в два раза по сравнению с январем 2022 года. При этом цены на товары заметно увеличились. Об этом говорит соотношение количества чеков и выручки. Если в марте розничные магазины выручили на 50 % больше, чем в январе, то число чеков возросло лишь на 28 %.

Люди закупали продукты питания впрок, что вполне объяснимо на фоне общей нервозности в феврале-марте, поэтому и цены росли, и за один визит в магазин покупатели приобретали больше, чем обычно.

Спад продаж в апреле 2022 года также вполне логичен: купили на 20 % меньше товаров, чем в марте 2022 года, апрельская выручка относительно марта упала на 36 %, а количество чеков — на 12 %.

Ситуация повторилась в сентябре на фоне частичной мобилизации. Сначала продажи немного выросли, но затем оказались ниже апрельских значений: товаров купили на 8 % меньше, выручка и число чеков относительно апреля снизились на 3 % и 4 % соответственно.

Динамика выручки (руб.) в сегменте продуктовой розницы за январь — ноябрь 2022 года (в среднем по торговым точкам)

Динамика продаж в рублях в среднем на одну торговую точку

Дарья Жигалина
Аналитик системы сервисов для автоматизации бизнеса Контур.Маркет

Мы сравнили динамику средней цены на продукты по стране за период с января по ноябрь 2022 года включительно. Выяснили, на какие категории продуктов цена выросла сильнее. Так, сахар в ноябре продается дороже в среднем на 41 %, чай и кофе поднялись в цене на 28 %, сливочное масло на 14 %, сыры на 13 %, молоко на 12 %. Еще отмечу, что мясо в среднем подорожало на 7 %, а крупы на 6 %.

Товары первой необходимости

Аналогичным образом аналитики Контур.Маркета проследили динамику продаж мыла, шампуня, стирального порошка, туалетной бумаги и подгузников. Эти товары относятся к категории частого потребления, поэтому представлены практически в любом продуктовом магазине в качестве дополнительного ассортимента.

Пик продаж также пришелся на март 2022 года. В феврале продали на 5 % больше штук и упаковок, чем в январе, а в марте рост продаж в штуках вырос уже на 66 % по сравнению с тем же январем. В марте выручка взлетела на 85 %, а число чеков на 49 % относительно январских значений.

В апреле динамика снова показала откат. Интересно, что в сентябре таких выбросов уже не наблюдалось.

Динамика продаж не продуктовых категорий на одну торговую точку

Дарья Жигалина
Аналитик системы сервисов для автоматизации бизнеса Контур.Маркет

К сентябрю 2022 года продажи товаров первой необходимости вышли на более или менее стабильный уровень, который можно назвать плато. Уместно сравнивать осенние продажи с апрельскими, когда динамика продаж замедлилась после мартовских кризисных закупок. В сентябре количество проданного товара было на 8 % выше по сравнению с апрелем, выручка оказалась на 20 % больше, а число чеков на — 7 %. Снова видим непропорциональный рост выручки и количества чеков: во-первых, товар подорожал, во-вторых, люди приобретали больше товара за одну покупку.

Алкогольная продукция

Дарья Жигалина
Аналитик системы сервисов для автоматизации бизнеса Контур.Маркет

Ощущение, что события в стране наименьшим образом повлияли на продажи крепкого алкоголя и пива. Динамика в целом растет, но этот рост неровный. Если в марте 2022 года продали на 15 % больше товара по сравнению с январем, то в июле — уже на 54 % больше январских значений

Максимальных значений алкогольные продажи достигли в июле: магазины выручили больше на 41 % и выдали на 26 % больше чеков, чем в начале 2022 года.

За алкогольные напитки ко встрече 2023 года гражданам придется заплатить в среднем на 15 % дороже, чем в январские праздники уходящего 2022 года.

Нерецептурные лекарства

Пик продаж лекарственных средств пришелся на март 2022 года, однако динамика отличалась от других отраслей. По сравнению с январем, продано на 10 % больше товаров, аптеки получили на 15 % больше выручки, однако количество чеков снизилось на 2 % относительно январских значений.

Весенняя динамика четко отразила кризисную закупку, когда люди приобретали не чаще, но брали больше лекарств в одни руки. К концу 2022 года тренд по-прежнему растущий, но более ровный: увеличение продаж в связи с мобилизацией наложилось на сезонную заболеваемость.

Дарья Жигалина
Аналитик системы сервисов для автоматизации бизнеса Контур.Маркет

Видим, что продажи наиболее ходовых товаров по-разному реагировали на политические и экономические события 2022 года. Кризисный закуп ярко отразился на продуктах, фарме и товарах повседневного спроса. Продажи крепкого алкоголя и пива оказались не так подвержены влиянию внешних факторов. Возможно, что в декабре на фоне растущего курса евро и доллара мы вновь увидим признаки кризисных закупок, будем наблюдать за динамикой.

У Контура есть свой телеграм-канал. В нем мы публикуем все самые важные и актуальные материалы для бизнеса. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе последних новостей.


Продажи никотиносодержащих жидкостей выросли на 57 %

С 1 марта 2023 года на 11% повысились ставки акцизов на жидкости для вейпов и нагреваемый табак. А с 1 апреля 2023 года для розничных продаж такой продукции действуют правила маркировки: оптовики и магазины обязаны отчитываться в систему Честный ЗНАК об обороте маркированных никотиносодержащих жидкостях.

Исследование: во время рабочих видеовстреч 10 % участников смотрят только на себя

Большинству важно знать, как они выглядят на экране. Еще собственное отражение помогает пережить важный разговор и не сбиться во время встречи. К таким выводам пришли аналитики сервиса видеосвязи Контур.Толк: они опросили более 3 тысяч пользователей.

Уход Икеи из России положительно сказался на отечественных мебельщиках

В январе и феврале 2023 года заказчики по 44-ФЗ закупили мебельной продукции соответственно на 204 % и на 35 % больше в денежном эквиваленте, чем в прошлом году. В январе 2023 года на 126 % увеличилось также количество завершенных закупок — с 416 до 944, в феврале рост их числа составил 32 % — с 2 127 до 2 912, подсчитали эксперты Контур.Торгов.

Число кинотеатров в России уменьшилось почти на 20 %

За три года количество кинотеатров в стране уменьшилось на 16.3 %. Такие данные приводят аналитики Контур.Фокуса. Эксперты связывают это с пандемией коронавируса и остановкой проката зарубежных фильмов.

За неделю до «гендерных праздников» россияне начинают закупать шоколад, косметику и алкоголь

Подарки к Дню защитника Отечества и к Международному женскому дню начинают покупать заранее. Аналитики Контур.Маркета изучили чеки, которые выдавали в магазинах в течение десяти дней перед праздниками: с 13 по 23 февраля и с 27 февраля по 8 марта. А затем сравнили эти данные с показателями 2022 и 2021 годов, чтобы узнать, как менялся выбор россиян.

Кристина Давыдова
Руководитель отдела маркетинговых коммуникаций

Задать вопрос