Китай и Россия: как действовать в кризис? 5 беспроигрышных вариантов

Константин Бушуев 17 марта 2015
Китай и Россия: как действовать в кризис? 5 беспроигрышных вариантов

Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, зависит от того, к какой категории бизнесменов вы относитесь. Для себя я выделяю четыре основных типа: начинающие предприниматели, бизнесмены с небольшим опытом и небольшими сбережениями, средние предприниматели с опытом работы от трех лет, со связями и накоплениями и корифеи отрасли — крупный бизнес с оборотом от миллиарда рублей в год.

Вариант 1: Просто расслабьтесь

Крупные бизнесмены в кризис, на мой взгляд, должны просто расслабиться, потому что экономическая нестабильность сама все сделает для них: разорит их более мелких конкурентов и через полгода-год позволит даже купить их по выгодной цене (если мы говорим, например, о крупном ритейле).

В крупном производстве ситуация похожая. Многие большие фабрики сейчас замерли, они не могут позволить себе работать с нынешней маржой, но у них есть некий «подкожный жир», который позволит переждать кризис и дождаться гибели тех, кто вынужден продолжать работать себе в убыток. Но есть и исключения: сеть продуктовых магазинов «Магнит» или алкогольная сеть «Красное и белое», которые работают в нижнем ценовом сегменте. В кризис к ним приходит больше клиентов, и эти компании начинают расти.

Вариант 2: Спокойно делайте то, что делаете

Если рынок вам непонятен, нужно просто спокойно делать то, что делаете. И ждать. Если брать в среднем по России, то сейчас около 30% каждого товара производится за границей. Если раньше цена товара составляла условно 100 руб., то 70 руб. «производилось» в России, а 30 — за границей. Сейчас «заграничная» составляющая выросла в два раза — с 30 до 60 руб. Соответственно, стоимость товара в среднем сейчас составляет уже не 100, а 130 руб. Конечно, есть отрасли, где цены подскочат очень высоко, более чем на 30% — например, канцелярские товары. Есть сферы, где рост цен будет меньше — например, в металлургии, поскольку в России это производство неплохо налажено.

Все, кто работает с Китаем и другими зарубежными странами, понимают неизбежность роста цен. Если вы работаете с Китаем давно, наверняка у вас есть налаженные контракты, в которых предусмотрен вариант по изменению курсовых разниц.

Вариант 3: Договаривайтесь

Вообще вы можете договариваться с китайцами: например, об отсрочках платежей, о кредитах на стороне Китая, поскольку у них процентная ставка ниже.

Китайцы, работающие в России, сейчас делают то же самое. Те производители, которые экспортируют что-то из России, понимают, что рубль упал в два раза, и китайцы стали понижать цены в долларах. Поэтому те российские бизнесмены, которые что-то экспортировали в Китай, с началом кризиса сильно радовались, но теперь их прибыль резко уменьшилась — китайцы пересмотрели закупочные цены в долларах. Китайские компании-импортеры пытаются сохранить объемы продаж и поэтому готовы давать российским бизнесменам отсрочки или какие-то иные гарантии продолжения сотрудничества. Хотя объемы закупа снижаются довольно сильно. Мне кажется, что в 2015 году импорт из Китая может просесть до 30%, как это было в предыдущий кризис.

Вариант 4: Ищите возможности

Больше всего возможностей в кризис я вижу в сегменте среднего бизнеса. С одной стороны, средний бизнес во время кризиса больше подвержен вымиранию. С другой стороны, он более подвижный, не такой закостенелый, как крупный бизнес, и может довольно оперативно что-то менять в своей деятельности.

Существует огромное количество товаров и услуг, которые раньше в России не производились, а теперь в ближайшие год-полтора возникнет необходимость наладить их производство. Например, стоит присмотреться к текстильному рынку в России. Ниша большая: в 2013 году российские потребители потратили на текстиль (одежда, постельное белье и т п.) около 2,5 трлн руб.

Да, текстильная промышленность довольно сложно устроена. Первый этап — получение сырья и его переработка. Предположим, что все сырье — хлопковая часть. Хлопок выращивается, например, в Узбекистане, но на выходе он не очень хорошего качества. В России много заводов по переработке хлопка сейчас не действуют, поэтому придется налаживать собственное производство — перерабатывать, крутить нить, плести ткань. Второй этап в текстиле — пошив изделий и «оснащение» фурнитурой. Это тоже требует создания производственных цехов.

Другая отрасль, которой можно заниматься сейчас, — мягкие игрушки. Это тоже огромный рынок, ведь детям всегда будут интересны мягкие игрушки. Не стоит бояться браться за столь крупные производства. Сделать их вполне реально.

Вот, например, наладили же производство велосипедов в России — до начала 2000-х их практически не производили, а сейчас делают. Это было сделано в том числе благодаря кризису конца 90-х, когда падение рубля составило более 200%.

Отличный кейс — производство памперсов и женских гигиенических прокладок. Их производство существует в России, но пока не развито. Главный игрок на этом рынке — компания Procter&Gamble. Недавно они подняли цены на свою продукцию на 50%. Эти продукты и раньше стоили недешево, но потребитель вряд ли от них откажется и будет продолжать покупать по новым ценам. Это тот уровень комфорта, к которому мы привыкли и от которого очень трудно отказаться.

Налаживание и запуск производства потребует на первом этапе инвестиций в пару сотен миллионов рублей, для частичного замещения иностранного сырья. На второй этап для полномасштабного замещения потребуется чуть большая сумма.

Вариант 5: Дружите с Китаем, пользуйтесь его ресурсами   

Все те, кто хочет запускать производства и заполнять ниши, должны понимать: с Китаем нужно дружить. Потому что для импортозамещения нужны три вещи: помещение, оборудование и дороги, ведущие к этому помещению. Китай — производитель строительной техники номер один в мире. В том числе техники, занимающейся строительством дорог. Такие китайские марки, как Sany и Zoomlion, известны в России и хорошо себя зарекомендовали.   

Для производства вам будет нужно строить склады, цеха и оснащать их оборудованием. Все это тоже можно брать в Китае — там производят реально качественное оборудование, а цены ниже, чем в Европе. Так что при помощи китайских ресурсов можно реально сэкономить на вхождении в ту или иную отрасль.

Кризис по-китайски будет 危机 (Wéijī), что дословно означает «опасная возможность». Поэтому кризис открывает перед нами огромные, хоть и опасные возможности.

Константин Бушуев, сооснователь компании Xiao Long Group, эксперт по бизнесу с Китаем

Читайте также:

Растаможка товара из Китая: 3 основных этапа

Как доставить товар из Китая в Россию

Как наладить дружбу с китайскими партнерами?  

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
1080 просмотров
В избранное
Фокус
Фокус

Проверка контрагентов на банкротство, арбитражные дела и долги и др.

Узнать больше

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.