Зачем нужны профстандарты?

Выпуск № 7
Мария Петрушко 14 февраля 2014

Национальный план развития профессиональных стандартов еще в мае 2012 года подписал Президент РФ Владимир Путин. С помощью профстандартов глава государства надеется укрепить экономику и систему образования. Что собой представляет нововведение и как оно повлияет на работу кадровиков тех организаций, в которых уже меньше чем через год начнут действовать первые профстандарты?

От Петра I и до наших дней

Профессиональные стандарты — это современные требования к компетенции специалистов. Еще несколько веков назад так называемые первые профстандарты были у всех на виду в буквальном смысле: над мастерской сапожника висел сапог, над пекарней — калач и так далее.

Времена меняются, многие существующие требования к профессиям безнадежно устарели. Некоторые из них были сформированы более 20 лет назад, и в них перечень того, что следует уметь конкретному специалисту, занимает несколько предложений.

«Современную экономику, рынок труда с такими поверхностными, прямо скажем, требованиями к профессиям не построить», — заявил Владимир ПУТИН в декабре 2013 года на совещании по вопросу разработки профессиональных стандартов.

Внимание государства к установлению уровней компетенции работников различных профессий позволяет устранить существующие пробелы и в Трудовом кодексе РФ. Так, Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 236-ФЗ была внесена поправка, вводящая понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация работника», которых ранее в кодексе просто не было.

Как сообщают в пресс-службе Минтруда РФ, профессиональные стандарты раскрывают профессиональную деятельность специалистов, находящихся на различных квалификационных уровнях и связанных общей технологической задачей (исследования, производства, проектирования, обслуживания). При этом описание требований к специалисту в профессиональных стандартах носит комплексный характер с использованием более современной конструкции в виде сочетания требований к знаниям, умениям и компетенциям, профессиональному опыту.

«Профстандарты призваны заменить действующие квалификационные справочники, которые действительно устарели в связи с отсутствием в них ряда существующих профессий, по крайней мере в экономически подвижных отраслях. Но пока кадровики вынуждены их придерживаться в силу того, что справочники содержат перечень профессий, по которым установлены льготы и надбавки, — комментирует руководитель проектов по управлению персоналом компании СКБ Контур Ирина САВЕЛЬЕВА. – Переход на профстандарты позволит уйти от системы, когда льготы привязаны к стандартному названию должности, а не к функционалу, профессиональным навыкам, знаниям и умениям. Сегодня, если допустить незначительное изменение, например изменить порядок слов в названии должности, сотрудник не получит полагающихся ему льгот».

Процесс пошел

Сегодня в Минтруд России представлено около 300 проектов профессиональных стандартов. Экспертный совет при Минтруде России согласовал более 200 профстандартов, в том числе в области автомобилестроения, сварочных работ, информационных технологий, патентоведения, атомной и космической отрасли, социальной сфере.

В числе профстандартов, утвержденных Минтрудом России и прошедших государственную регистрацию в Минюсте России: педагог, специалист по патентоведению, специалист по социальной работе, программист, социальный работник, руководитель организации социального обслуживания, руководитель учреждения медико-социальной экспертизы, специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, специалист по реабилитационной работе в социальной сфере, психолог в социальной сфере, специалист по работе с семьей и так далее. 

На основе предложений федеральных органов исполнительной власти, отраслевых объединений работодателей и профсоюзов, ведущих профессиональных ассоциаций Минтруд России сформировал перечень из 805 профессиональных стандартов, которые требуется разработать и принять. 

Профстандарт для педагогов 

Реакция общественности на введение профстандартов неоднозначна. Так, профессиональный стандарт педагога уже почти год широко обсуждается всеми участниками образовательной сферы. По словам Министра образования и науки РФ Дмитрия ЛИВАНОВА, после того как профстандарт учителя будет внедрен в полном объеме, он станет основой и для проведения аттестации, и для выстраивания траектории повышения профессионального уровня каждого учителя.

С 1 января 2015 года профстандарт педагога будет вводиться повсеместно, а в течение 2014 года пройдет процесс постепенной пилотной апробации в отдельных регионах по мере их готовности. На основе существующего профстандарта будут разрабатываться и стандарты для педагогов-психологов, дефектологов, тьюторов и других специалистов, работающих в системе общего образования, и организаций, реализующих программы общего образования (школы-интернаты, детские колонии, техникумы). Кроме того, Минобраз не исключает возможность разработки профстандартов для всех учителей-предметников и для руководителей — директоров школы и завучей. 

Одна реформа тянет за собой другую

Поскольку укрепление отечественной системы квалификаций напрямую зависит от профессионального образования, правительство уже задумалось о внесении изменений в образовательные программы в вузах, лицеях и колледжах.

«Если идею реализуют так, как требуют современные экономические условия, то польза будет очевидна. Особенно для подготовки кадров. Сейчас система подготовки специалистов далека от современных требований производства. А по большинству профессий подготовка не ведется вообще, хотя потребность рынка в них велика, — говорит Ирина САВЕЛЬЕВА. – Обучением специальностям в области кадрового учета не занимается никто. В лучшем случае это кратковременные курсы повышения квалификации. Любые специалисты приходят в эту отрасль и учатся уже на практике. Эта специальность настолько своеобразна и универсальна, что кадровику нужно разбираться практически во всех отраслях: психологии, охране труда, трудовом законодательстве, бухгалтерии, финансовой экономике. Подготовка таких специалистов у нас в стране не ведется. И подобная ситуация сложилась во многих сферах занятости».

Так, например, в соответствии с грядущим введением профстандарта педагога Министерство образования и науки подготовило программу модернизации педобразования на 2014-2017 годы. В рамках этого документа в 17-25 российских вузах будут осуществляться пилотные проекты: отработка новых моделей и программ, подготовка носителей новой идеологии и технологий.

Еще одним элементом формируемой системы профстандартов должно стать внедрение процесса подтверждения квалификации работников через профессиональный экзамен. Такой механизм можно обеспечить только через выстраивание сети независимых сертификационных центров, которые будут подтверждать или опровергать профессиональный уровень специалистов. Оценка, получаемая в сертификационном центре, будет служить своеобразным паспортом профсостоятельности претендента на работу. 

«Переход образовательной сферы на эти стандарты станет хорошим подспорьем для кадровика. Мы будем четко понимать, насколько кандидат отвечает нужным требованиям. И если у претендента на какую-либо должность недостаточно знаний и требуется что-то доучить, то составить программу обучения будет гораздо проще», — отмечает Ирина САВЕЛЬЕВА.

Очень часто новации со стороны государства становятся поводом для беспокойства, однако реформа квалификационных справочников будет растянута на десятилетия и войдет в нашу жизнь плавно.

В программе «Контур-Персонал Медицина» возможно формирование тарификационных списков! Скачать демоверсию программы здесь!

Посмотреть работу программы «Контур-Персонал Госслужба»!
Ознакомиться с функционалом программы «Контур-Перосонал»!


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
2092 просмотра
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.