Переход на электронный кадровый документооборот — пошаговая инструкция как перейти на КЭДО — Контур

Как перейти на кадровый ЭДО в 2025 году: пошаговая инструкция

Обновлено 30 июня 2025

Трудовой кодекс разрешает перевести в электронный вид большую часть кадровых документов. Разбираемся, что нужно сделать компании, если она хочет перейти на электронный документооборот с сотрудниками.

Наталья Никитина и Юлия Попова Эксперты Контура

Поправки в ТК РФ внес Федеральный закон от 22.11.2021 № 377-ФЗ. Мы подробно разбирали эти поправки в статье «Вступил в силу закон о кадровом ЭДО». Читайте, какие документы можно перевести в электронный вид и какие электронные подписи могут использовать компании и сотрудники.

Шаг 1. Решите, через какую систему вести документооборот

Компании могут обмениваться документами с сотрудниками двумя способами: через коммерческую информационную систему (собственную или от другого разработчика) или информационную систему «Работа в России». Могут даже совмещать эти системы. Разберемся, какая система в каком случае будет удобнее.

Информационная система «Работа в России»

«Работа в России» — государственная платформа, на которой могут зарегистрироваться любые компании: от крупной корпорации с большим штатом до ИП. При этом интерфейс платформы для всех пользователей один. Но потребности компаний разного масштаба в вопросах КЭДО не могут быть одинаковыми. Поэтому единый интерфейс портала может быть неудобным. 

Обратиться в техподдержку «Работы в России» можно с помощью электронной почты, поэтому возникает вопрос о скорости реагирования на технические трудности пользователей.

Чем полезна государственная система

Компания принимает сотрудника на работу дистанционно — он может не приезжать в офис. Если он пользуется госуслугами и у него есть подтвержденная учетная запись в ЕСИА — единой системе идентификации и аутентификации, то с помощью государственного портала можно подписать электронные документы и создать для него учетную запись в информационной системе работодателя.

Коммерческая информационная система

Это может быть собственная разработка компании или сервис другого разработчика.

Такие сервисы можно адаптировать под бизнес-процессы конкретных работодателей. Например, сделать интерфейс для компаний с большим количеством сотрудников. 

Разработчик гарантирует отказоустойчивость системы. Если что-то пойдет не так, он несет ответственность перед клиентами по договору. Например, если компания не может вовремя передать документ из-за неисправности сервиса, коммерческий разработчик сможет это подтвердить и защитить клиента перед контролирующим органом — Рострудом.  

Наконец, техподдержка. По опыту интернет-отчетности видно, что технических и методологических вопросов может быть много. Разработчики коммерческих систем — это те же операторы электронного документооборота. Они уже помогают конечным пользователям — бухгалтерам и кадровикам.

Шаг 2. Определите, какие документы переводить в электронный вид

Есть три документа, которые придется по-прежнему вести на бумаге. Это акт о несчастном случае на производстве, приказ об увольнении, журнал инструктажа по охране труда.

Все остальные документы закон разрешает перевести в электронный вид. 

Кадровые документы Другие документы

заявления на отпуск

приказы

трудовые договоры

положения и регламенты

заявления об увольнении

листы согласования

отчеты по итогам СОУТ

планы

табели учета рабочего времени

отчеты

расчетные листки

 

Переводить в электронный вид сразу все необязательно. Вы можете начать с чего-то одного — например, с заявлений на отпуск. Или начать с категории сотрудников, с которыми просто организовать КЭДО — например, с теми, кто работает за компьютером.

С 1 марта 2023 года действуют единые требования к составу и форматам документов, связанных с работой, оформляемых в электронном виде без дублирования на бумажном носителе. Теперь кадровые электронные документы работодателей должны соответствовать единому стандарту. Узнать об этом подробнее можно в этой статье.

Шаг 3. Решите, какие сертификаты использовать

О типах сертификатов, которые можно использовать в КЭДО, мы подробно рассказывали в в другой статьеВот то же в небольшой таблице:

Документы Подписывает работодатель Подписывает сотрудник
Трудовой договор, договор о матответственности, допсоглашение, ученический договор, договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы, внесение изменений в договоры, приказ о применении дисциплинарного взыскания (только при работе в офисе), уведомление об изменении условий трудового договора КЭП КЭП, НЭП
Другие документы КЭП, НЭП КЭП, НЭП, ПЭП

Можно использовать неквалифицированные сертификаты, которые получены на платформе электронного правительства — через приложение «Госключ» (Постановление Правительства РФ от 15.07.2021 № 1207).   

Небольшим работодателям есть смысл работать только с квалифицированными  электронными подписями: с их помощью можно подписывать любые документы. Компаниям с большой кадровой службой, где разные типы документов оформляют разные специалисты, можно заказать кому-то квалифицированные сертификаты, кому-то неквалифицированные — в зависимости от задач. Это будет дешевле. 

Что касается сотрудников, то если у них уже есть сертификат КЭП, они могут использовать его. Если нет, лучше заказать им неквалифицированный сертификат. Это позволит сэкономить, так как  обеспечивать всех сотрудников квалифицированными сертификатами для компании будет затратно. 

Шаг 4.  Разработайте локальные документы

Для перехода компании на КЭДО нужно принять внутренние документы:

  1. Положение об электронном документообороте.
  2. Соглашение между работником и работодателем по использованию ПЭП и НЭП.
  3. Изменения в коллективный и трудовой договоры и другие локальные нормативные акты.
Реклама 16+.

Шаг 5. Уведомите сотрудников

Если компания решила переходить на КЭДО, это не значит, что все сотрудники автоматически отказываются от бумажных документов. Как и работодатель, они переходят на КЭДО добровольно. Если сотрудник не согласился переходить на КЭДО, это означает, что он отказался. 

Если сотрудник согласился обмениваться электронными документами с конкретным работодателем, то отказаться он уже не может. К бумаге он сможет вернуться, только если устроится в другую компанию. 

Вот что нужно сделать кадровой службе:

  1. Уведомить сотрудников о том, что компания переходит на КЭДО. Как именно уведомлять, в законе не прописано, а значит, это можно делать и в электронном виде. 
  2. Получить от сотрудников письменное согласие обмениваться с работодателем электронными документами. Согласие должно быть в бумажном виде (Письмо Минтруда РФ от 12.02.2025 N 14-6/ООГ-653). Это не касается сотрудников, которых вы принимаете на работу после 31 декабря 2021 года и для которых это первое место работы: с них согласие получать не нужно.

Итак, чтобы переход на кадровый электронный документооборот был комфортным для всех, необходимо подготовиться. На первом этапе нужно определиться с поставщиком решения для КЭДО и списком документов, с которых начнется переход. Законность перевода кадрового документооборота в электронный вид важно обеспечить разработкой соответствующих ЛНА компании. И не забудьте получить письменное согласие сотрудников.

Контур.КЭДО

Удобный обмен кадровыми документами между работодателем и сотрудниками в сервисе КЭДО

Узнать больше
Реклама 16+.
Наталья Никитина и Юлия Попова Эксперты Контура
Контур.КЭДО

Удобный обмен кадровыми документами между работодателем и сотрудниками в сервисе КЭДО

Узнать больше
Реклама 16+.
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий