Торги в условиях ограничительных мер: рекомендации поставщикам — Контур

Торги в условиях ограничительных мер: рекомендации поставщикам

16 июня 2020

20 мая компания СКБ Контур провела онлайн-конференцию поставщиков «Участие в закупках в условиях коронакризиса». Бетал Бижоев, руководитель электронного университета ЗАО «Сбербанк-АСТ», рассмотрел законодательные новшества, принятые в связи с пандемией, предупредил об ошибках, которые могут совершать поставщики, и дал рекомендации, как их избежать.  

Эксперт выделил 10 изменений в законодательстве о закупках, контрактной системе и связанные с ними типичные ошибки.

Некоторые участники не зарегистрированы в электронных магазинах и маркетплейсах

Из-за этого теряется огромный рынок товаров, работ и услуг (ТРУ). До 80 % регионов используют дополнительные системы для определения поставщика — порталы, электронные магазины, маркеплейсы, с помощью которых отыгрывают малые закупки. Они могут быть реализованы, как при помощи электронных торговых площадок (ЭТП), так и без них. В некоторых регионах свои электронные магазины.

Для федеральных органов исполнительной власти и для их подведомственных учреждений работает единый агрегатор торговли «Березка».

В Москве существует серьезный рынок закупок ТРУ, который реализован с помощью отдельного портала поставщиков. В 2018 году объемы закупок в электронных магазинах достигли 800 млрд руб. А в период кризиса, если верить данным Москвы, они составили свыше 500 млн руб. в месяц. Эти цифры свидетельствуют о том, что в условиях ограничений госзаказ становится чуть ли не единственным инструментом повышения эффективности и объемов продаж.

Стоит также отметить, что объемы закупок и пределы сумм постоянно повышаются. Так, Федеральный закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ поднял предел по закупкам у единственного поставщика: если раньше он ограничивался 300 000 руб., то закон увеличил его до 600 000 руб.

Участники не понимают, как воспользоваться функцией запроса на разъяснение

В рамках закупки можно воспользоваться таким инструментом, как запрос на разъяснение. Он нужен для конкретизации вопросов или разъяснения моментов, касающихся документации закупки.

Этот инструмент очень удобный — он позволяет оставлять поставщиков в тени. Заказчик не будет знать, кто задал вопрос, но все поставщики будут одновременно видеть и вопрос, и ответ.

Благодаря запросу на разъяснение можно не обращаться с жалобой в ФАС, а дать возможность заказчикам ответить на вопрос или конкретизировать детали. Но здесь действует четкое правило: ответ на запрос на разъяснения не должен изменять суть документации.  

Появился реестр участников, которые соответствуют дополнительным требованиям

Единого реестра нет — он реализован на каждой отдельной ЭТП и касается дополнительных требований, которые устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99. Документ выдает достаточно широкий круг требований к участникам закупки отдельных видов работ и услуг, которые относятся к строительству, реконструкции и капитальному ремонту, транспортировке, перевозке детей, летнего отдыха детей и др.

По этому расширенному перечню теперь не надо предоставлять документы в составе второй части заявок. Здесь достаточным является лишь дополнительная аккредитация на ЭТП, на которой участники закупок (поставщики, подрядчики, исполнители) заранее высылают все необходимые документы. В случае строительства такими документами являются контракты, акты выполненных работ, акты ввода в эксплуатацию и другие бумаги, подтверждающие наличие соответствующего опыта исполнения контракта.

В будущем фирмы-однодневки без опыта исполнения контракта не будут допущены к участию в торгах. Решение будет приниматься ЭТП автоматически. То есть в момент окончания подачи заявок площадка проверит аккредитацию участника и наличие необходимых документов. Если аккредитация отсутствует, заявка будет отклонена еще на этапе подачи.

В составе заявки теперь всегда должна указываться страна происхождения товара

Страна происхождения товара теперь должна указываться в заявке не только при применении заказчиком актов об импортозамещении, как это было раньше, но и во всех случаях закупок товаров, в том числе и тогда, когда товар передается заказчику (используется) при выполнении работ, оказании услуг (исключение составляют закупки, в которых техническим заданием выступает проектная документация).

Поможем участвовать в торгах, чтобы вы могли получить новый контракт и подстраховать свой бизнес в непростое время.

Кроме того, заказчики должны включать эту информацию в реестр контрактов. Это позволяет мониторить, сколько было подано заявок, какие предложения поступали, с продукцией каких стран были в итоге заключены контракты.

В ЕИС такая техническая возможность уже реализована для заказчиков, а на ЭТП — для участников. Выбор страны осуществляется из списка стран в соответствии с классификатором. 

Эта информация вносится при исполнении контрактов.

Приняты новые постановления, которые установили запреты и ограничения по импортозамещению

Товары, попавшие под запреты, — это те товары, которые можно поставлять только отечественного производства.

Относительно запретов важно обратить внимание на несколько документов:

В случае ограничений действует правило «третий лишний». Заявку с иностранными товарами отклонят при наличии двух заявок с продуктами отечественного происхождения.

По ограничениям важны следующие документы:

При проведении закупок фиксируются сбои

Существует специальное ПО «Независимый регистратор», которое фиксирует сбои при проведении закупок. Поскольку торги проходят на ЭТП, такая фиксация очень важна.

В частности, она полезна для того, чтобы участники могли защитить свои интересы в ситуациях, когда по техническим причинам невозможно подать заявку на ЭТП. Воспользоваться скриншотами в качестве доказательств они не смогут — суды уже их не принимают.

ГИС «Независимый регистратор» — бесплатная система, которую можно установить на компьютер.

Усилился режим в отношении картелей

ФАС продолжает совершенствовать комплекс средств, которые фиксируют случаи с картелями.

Картель — это сговор конкурентов между собой. Антимонопольное законодательство запрещает сговор хозяйствующих субъектов и антиконкурентные соглашения с органами власти.

ФАС разработала ПО «Большой цифровой кот», которое ищет доказательства картельного сговора на торгах. Пока система работает не на полную мощь, но цель разработчиков состоит в том, чтобы ПО автоматически выдавало нарушения и искало доказательства сговоров.  

Существуют косвенные признаки, которые принимаются судами как доказательства заключения соглашения и картельного сговора: единый IP-адрес, единый формат заявки, единый автор документа и т.д.

Изменения в проверке банковских гарантий

С 6 мая участники госзакупок (поставщики, подрядчики, исполнители) могут видеть сведения из реестра банковских гарантий в ЕИС.

Ранее это был закрытый перечень, доступный только заказчикам. Поставщики не могли проверить, действительно ли их банковская гарантия включена в реестр, соответствует ли она требованиям ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ.

Наконец, появилось решение, которое позволяет в онлайн-режиме отслеживать и проверять в реестре наличие гарантий, выданных под обеспечение исполнения контракта или гарантийных обязательств.

Сейчас госзаказчик не примет банковскую гарантию, если ее нет в реестре либо если она не соответствует требованию ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ.

Некоторые участники не предусматривают невозможность исполнения обязательств по контракту

ФАС предписала своим территориальным органам учитывать при рассмотрении жалоб тот факт, что коронавирус является форс-мажором. Остается лишь вопрос, где брать подтверждающий документ об этом.  

В случае одностороннего расторжения это может быть справка с ТПП о чрезвычайных обстоятельствах, что вы по такой-то причине не можете исполнить контракт. Это освободит вас от неустоек.

Минфин дал некоторые преференции поставщикам в связи с эпидемией коронавируса. Минфин, МЧС и ФАС выпустили совместный документ — Письмо Минфина РФ N 24-06-05/26578, МЧС РФ N 219-АГ-70, ФАС РФ N МЕ/28039/20 от 03.04.2020. В нем заказчикам дается право менять цену и сроки госконтрактов, если обязательства невозможно исполнить из-за введенных ограничений против распространения коронавируса.

Оформление актов о приемке в электронном виде

Чтобы поставщики меньше общались в связи в введенными мерами и выдерживали социальную дистанцию, разрабатываются цифровые инструменты.  

Так, с 1 января 2020 года внутри ЕИС появился сервис, который позволяет оформлять акты о приемке в электронном виде.

С 1 июля 2020 года будет введена такая обязанность по некоторым отраслям (строительство, лекарства). А с 1 января 2021 года она распространится на все виды ТРУ.

Когда заказчику передаются документы в бумажном виде, он может тянуть с их подписанием. Оформление актов в электронном виде обязывает придерживаться определенных сроков.

В дальнейшем цифровизация исполнения контракта приведет к появлению таких возможностей, как «бронирование» средств в казначействе под контракт и автоматическая оплата.

Видеозапись конференции «Участие в закупках в условиях коронакризиса» доступна всем желающим. Чтобы ее посмотреть, нужно зарегистрироваться. Не забудьте подписаться на новые конференции компании СКБ Контур.

Сопровождение торгов

Поможем начинающим и опытным поставщикам на любом этапе торгов: от анализа закупки до участия в аукционе и подписания контракта

Узнать больше
Сопровождение торгов

Поможем начинающим и опытным поставщикам на любом этапе торгов: от анализа закупки до участия в аукционе и подписания контракта

Узнать больше
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий