Как создать работающий EdTech‑продукт в области финансов — СКБ Контур

Как создать работающий EdTech‑продукт в области финансов

29 декабря 2022 1 375

Аудитория курсов по финансовой грамотности — в основном люди, которые ищут простые ответы на сложные вопросы. Они далеко не всегда готовы долго учиться, ждут чуда, могут быстро разочароваться и бросить обучение. Как образовательному курсу по финансовой грамотности стать интересным для большинства клиентов, не потеряв в качестве?

Наталия Иванова Основатель международной школы deFIN

Растущий спрос

Рынок онлайн-образования в России в 2022 году развивался неравномерно. Весной произошел спад спроса, который активизировался уже к лету. В третьем квартале суммарная выручка крупнейших компаний увеличилась по сравнению с прошлым годом на 10,7%. Но по итогам года эксперты фиксируют спад в сфере EdTech примерно на 20% относительно 2021-го.

Наиболее популярны стали курсы по IT-специальностям: спрос на них вырос на 30%. Но вместе с тем мы сейчас отмечаем настоящий бум на финансовую грамотность: эта тема стала по-настоящему интересной большому количеству людей. Ее, наконец, начали обсуждать не только в интернете, но и по телевизору. Государство постепенно подводит нас к очень простой мысли: «Думайте о своих деньгах сами, на нас не надейтесь, просчитывайте каждый ход, не забывайте об ответственности».

Многие начали искать, где обучиться финансовой грамотности. В поисках знаний они мигрируют от одних блогеров к другим, смотрят вебинары, записываются на курсы. Система высшего образования пока мало чем может им помочь. У нас есть замечательные вузы — те же ВШЭ или Плехановский университет — с прекрасными преподавателями. Но на мой взгляд, в университетских программах мало практики, да и срок обучения составляет от нескольких лет, а знания по финансовой грамотности требуются прямо сейчас.

Немного волшебства для большей заинтересованности

С одной стороны, рост интереса к финансовой грамотности — это прекрасно. Но при этом наша целевая аудитория — люди, которые хотят поправить свое финансовое положение. Как правило, все знания о финансах у них ограничиваются ответом на вопрос, дадут ли им кредит и под какой процент.

К сожалению, уровень финансовой «зрелости» у большинства людей не очень высокий. Они боятся самостоятельных решений, любят перекладывать ответственность на других. Такие люди часто приходят на курсы в надежде, что у нас есть какая-то «волшебная таблетка». Вот сейчас они ее выпьют, за две недели закроют все кредиты и станут богатыми.

Запуская онлайн-программы по финансам, надо понимать, что целевая аудитория ждет волшебства. И методологию необходимо создавать таким образом, чтобы человек не терял интереса и не выключался из обучения.

Мы в deFIN постоянно вовлекаем учеников в процесс. На каждом этапе, в каждом уроке должно быть что-то такое, после чего слушатель скажет: «Вау, это было прикольно». Так у него возникнет мотивация прийти еще на один урок.

Задача авторов курсов — чтобы люди постоянно говорили себе: «Вот это да, интересно, как все устроено». Чем проще даешь материал, тем легче он усваивается слушателями, которые ждут чуда от процесса обучения. И когда они быстро получают какой-то минимальный результат, для них это уже важный сигнал, что знания действительно работают.

В идеале человек должен совершить минимум действий, чтобы получить какой-то эффект. В мои программы встроены простые Google- и Excel-таблицы, с которыми справится даже ребенок. Слушатели вносят в них данные по заданной схеме, и цифры сразу же начинают «рассказывать истории». Например, у вас дыра в бюджете, потому что недостаточно таких-то доходов или не систематизированы расходы. И все это можно видеть без сложных математических вычислений. Мы указываем легкий путь, даем несложный план действий.

Человек, пришедший за финансовой грамотностью, обычно уже совершил кучу ошибок в своей жизни. Как правило, они связаны с тем, что он не берет на себя ответственность за свои действия. На курсах он пытается действовать точно так же. И я, как преподаватель, включаюсь в эту игру. Хорошо, не бери на себя ответственность, ничего сам не считай, просто сделай, как я тебе показываю. Возьми телефон, вбей сюда вот эти три цифры и увидишь, что тебе надо делать. Такой подход сильно отличает мои программы от остальных.

Эмоциональная вовлеченность и практическая польза

Курсы по финансовой грамотности должны быть направлены не только на сознание пользователей. Важно, чтобы в процессе изучения материала человек получал положительные эмоции от знаний и практическую пользу.

Мы в deFIN все время подбрасываем слушателям какие-то источники эндорфинов: красивые картинки, интересные игры или необычные подходы. Например, на первом же уроке по финансовой грамотности я говорю: «Хотите, вы сейчас найдете в собственном онлайн-банке деньги, о которых не знаете?».

Я перечисляю названия категорий, объясняю, как их можно оптимизировать. Каждый шаг показываю со своего смартфона. И люди находят мошеннические списания по 500 руб., спрятанные подписки, лишние комиссии, хитрые платежи в онлайн-банках непонятно куда. И если один раз напрячь пару извилин, то сразу находятся свободные 3 000 руб. Слушателей это очень радует.

Следующий момент, который касается всех, — стоимость часа своей работы. Человек много работает и думает, что хорошо зарабатывает. Но если посчитать его время на дорогу туда-обратно, переработку и работу в выходные, то получится, что машиноместо в Москве зарабатывает больше. У людей сразу перещелкивает в голове: оказывается, я что-то делаю не так! Это очень сильно их триггерит.

На наших занятиях финансы — это не только цифры, это прежде всего эмоции: радость от найденных денег или грусть от реальной стоимости часа своей работы. Так мы создаем «эмоциональные качели», которые очень важны для поддержания интереса к курсу.

Краткость — важное преимущество

Обучающие онлайн-курсы длятся от двух-трех до восьми месяцев. Но учиться так долго готовы не все. Статистика говорит о том, что до конца обучения доходят в лучшем случае 43% учеников.

Наши курсы в deFIN длятся всего полтора месяца. У нас почти каждый слушатель проходит всю программу целиком. Учащимся важно получить знания по финансам в минимально возможные сроки. Поэтому информация должна быть концентрированной и не растянутой во времени.

Сейчас все очень быстро меняется, и знания, полученные на длительных курсах, за полгода успеют устареть. Мы постоянно корректируем программу и включаем в нее самые свежие сведения, актуальные на рынке прямо сейчас.

Изучение конкурентов

Большинство участников EdTech-рынка в России можно разделить на две категории:

1. Эксперты, которые подают свои знания в формате инфопродуктов: делают запуски, проводят марафоны. Вовсе не обязательно, что это люди с финансовым образованием, нередко это просто блогеры. Они что-то заработали и решили, что могут учить других финансам.

2. Довольно серьезные эксперты. Это люди с экономическим образованием, работающие по качественным программам. У нас с ними общая цель: просвещать людей, повышать их уровень знаний и уровень жизни.

При создании собственного курса по финансам нужно понять, с кем придется конкурировать. Это позволит создать в чем-то уникальный продукт и понять, на какую аудиторию лучше ориентироваться.

Например, мы сделали ставку на финансовую грамотность, личные финансы и инвестиции. Я имею право об этом рассказывать — у меня экономическое образование, бизнес-опыт и пассивный доход от ценных бумаг. Но я не ставлю целью привести всех слушателей на фондовый рынок. Активная игра на биржах — только для профессионалов. Нашим слушателям интереснее стабильный и бездефицитный личный бюджет. И мы даем им общее представление о том, что деньги могут появляться из разных источников.

Учим не только финансовой грамотности, но и помогаем освоить онлайн-специальности — например, менеджер Telegram-канала или SMM-специалист.

Новая востребованная профессия становится дополнительным источником дохода, а ее обладатель может найти дополнительную занятость уже в процессе обучения. Это доказано многими нашими слушателями.

Важность простых решений

Я заметила, что многие конкуренты относятся к своим клиентам слишком «по-взрослому», дают им слишком много самостоятельности. «Вот вам формула — считайте сами». Такой подход не совсем правильный. У человека что-то не получается — и он бросает обучение, остается на том же нулевом уровне, где и был.

Людям, которые совершают первые шаги на пути к финансовой грамотности, нужны простые решения. К примеру, есть много финансовых мобильных приложений, но их создают экономисты, и они опираются на собственные знания. Если их продукт попадет к обычному человеку, он его просто не поймет и не сможет использовать.

Так теряет клиентов львиная доля финансовых приложений. Просто они работают «на свежем трафике»: пользователи приходят и уходят. То же самое и с финансовыми курсами: не стоит выдавать неподготовленным слушателям слишком сложный материал.

Наша задача — чтобы человек не просто получал абстрактную информацию, а знал, что с ней делать. Только в этом случае знания начинают менять жизнь. В конечном итоге люди идут к нам именно за этим.

Бесплатно новым бизнесам

Горячая линия для начинающих предпринимателей, чат с экспертами и помощь в подборе нужных сервисов по выгодной цене

Подробнее
Наталия Иванова Основатель международной школы deFIN
Бесплатно новым бизнесам

Горячая линия для начинающих предпринимателей, чат с экспертами и помощь в подборе нужных сервисов по выгодной цене

Подробнее
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий