Поиск сотрудников: бюджетные способы и инструменты — Контур

Поиск сотрудников: бюджетные способы и инструменты

10 сентября 2024

Поиск персонала — процесс, требующий дополнительных материальных затрат и привлечения опытного специалиста — рекрутера. Но в небольших компаниях часто нет ни того ни другого. Разбираемся, как найти подходящего человека в команду, когда ресурсы ограничены.

Первый принцип, которому нужно следовать в таких условиях, — использовать все возможные инструменты в комплексе. Но будьте готовы к тому, что бесплатный поиск персонала своими силами потребует от вас уйму времени — на обзвоны, регистрацию в соцсетях (если ваша компания там еще не представлена), создание аккаунтов на работных сайтах и другие не менее важные дела. В противном случае остается надеяться только на счастливый случай.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал для HR

Рассказываем об инструментах, подходах и технологиях, которые помогают эйчарам быть главными героями бизнеса

Реклама 16+.

Поиск на работных сайтах

Крупнейшие порталы для работодателей стоят дорого для небольших компаний, которые не так часто подбирают персонал. Но поскольку эти порталы бесспорные лидеры по объемам баз данных и посещаемости, то в условиях ограниченности ресурсов имеет смысл размещать на них объявления с вакансиями. Такая услуга стоит небольших денег, но при этом помогает охватить большую аудиторию.

Однако размещения объявлений даже на Superjob и HeadHunter будет недостаточно. Пассивное ожидание отклика зачастую не приводит к результату, поэтому всегда имеет смысл использовать возможность публикации предложения о работе на разных ресурсах. 

Помимо Superjob и HeadHunter существуют менее раскрученные и известные порталы, но тоже занимающие определенную долю на ранке. И таких порталов десятки: rjob.ru, rabota.ru, zarplata.ru и другие.

Их преимущества очевидны: гораздо более доступные по стоимости аккаунты, возможность публикации нескольких вакансий и просмотра части резюме бесплатно. Если вы ищете персонал редко, этих ресурсов может хватить.

Вакансию следует размещать на как можно большем количестве порталов, чтобы максимально увеличить охват аудитории. Один-два десятка работных порталов вполне могут справиться с этой задачей. При этом высока вероятность того, что ваша вакансия появится в поисковиках, а это тоже немаловажно.  

В отделе продаж порталов по поиску персонала работают менеджеры. Как только вы создадите аккаунт, то автоматически станете клиентом одного из них. Это очень важно, поскольку менеджеры — живые люди. Наладив с ними взаимодействие, всегда можно получить преференции, например, в числе первых узнать о специальных акциях и предложениях, договориться об отсрочке платежей.

Поиск в социальных сетях

Эффективности в работе с социальными сетями можно достичь при условии создания и развития профессиональных сообществ и групп, что опять же требует больших временных затрат и усилий. Если вам нужно найти два-три специалиста, то можно вступить в профильные сообщества и искать людей там. Если же публикация вакансий запрещена правилами сообщества (а это вполне возможно), пишите заинтересовавшим вас участникам напрямую.   

Не проходите мимо рекрутерских групп и сообществ, которые зачастую создаются именно с целью размещения вакансий и резюме.

Особенно обратите внимание на LinkedIn. Эта сеть — незаменимый ресурс для публикации вакансий. Здесь, можно сказать, даже поощряется желание делиться вакансиями и, что не менее важно, хорошо представлена аудитория как рекрутеров, так и кандидатов.

Хорошо развитые корпоративные сообщества и группы в социальных сетях — инструмент, позволяющий минимизировать расходы на подбор персонала. Однако их раскрутка — дело не одного дня, а длительный процесс, занимающий не менее полугода. Поэтому чем раньше вы озаботитесь оформлением и заполнением корпоративной страницы, тем вероятнее, что она поможет вам именно тогда, когда возникнет необходимость. Консолидируйте вокруг сообществ и групп целевую аудиторию. Не нужно стремиться в экстренные сроки набивать количество участников за счет случайных людей. Активности от их присутствия не прибавится. А в «мертвые» сообщества, пусть и с большим количеством «участников», как показывает практика, реальные люди не особо стремятся вступать.  

Рекрутерский аккаунт в LinkedIn, безусловно, имеет множество преимуществ: возможность писать письма незнакомым людям и устанавливать контакты с теми, кто далек от круга ваших контактов. Разумеется, когда у вас 5 000+ контактов, то есть все возможности зафрендиться через них с гораздо большим количеством людей совершенно бесплатно.

Зачем вам много контактов:

  • Во-первых, часть из них могут быть потенциальными кандидатами, которым интересна ваша вакансия.
  • Во-вторых, через них вы всегда можете получить ценную рекомендацию. Впрочем, имея приличную сеть контактов, вам достаточно будет просто установить у себя статус вроде «Ищу человека в команду…», чтобы привлечь внимание к своей проблеме. Вывод из всего этого можно сделать один — постоянно занимайтесь нетворкингом.    

Если вы заинтересованы в привлечении молодых кадров, то попробуйте использовать VK. Сейчас эта соцсеть активно развивается и потому привлекает больше пользователей. Рассмотрите вариант размещения вакансий в профильных сообществах: для этого проверьте количество участников и оцените их активность в группе.

По данным FutureToday, в 2024 году работодатели продолжают осваивать новые источники поиска персонала. В частности, они изучают специфику использования социальных платформ в молодежной среде. И здесь выясняется много интересного:

  • Доля компаний, использующий Telegram увеличилась до 86%.
  • Работодатели пока не оценили эффективность Дзен. В 2024 году небольшая доля аудитории, которую привлекла площадка в 2023-м, сократилась вдвое — до 8%.
  • 21% работодателей постоянно используют Pinterest. Эта соцсеть сравнялась по доле с TikTok.

Поиск персонала по рекомендациям

Этот способ срабатывает только в тех компаниях, у которых все в порядке с имиджем. Поскольку в процесс поиска подключаются уже работающие сотрудники, то важно, чтобы вашу компанию они хотели рекомендовать. Если с имиджем все хорошо, используйте все возможные источники: не только сотрудников, но и контрагентов, кандидатов, с которыми вам приходилось общаться, причем неважно, подошли они на вакансию или нет.

Чтобы у участников программы рекомендательного рекрутинга не ослаб интерес к процессу, их нужно поощрять за успешные рекомендации — как материальными, так и нематериальными способами.

Как поощрять за успешные рекомендации

В свое время американская компания ReplayTV устроила розыгрыш ценного приза, в котором приняли участие наиболее активные рекомендатели, — право ездить на служебном кабриолете Mercedes-Benz в течение двух лет.

Конечно, такого рода подарки — дорогое удовольствие прежде всего для самой компании, но при желании можно найти немало доступных креативных способов. Распространенные варианты поощрений — подарочные карты, наборы с символикой компании.  

С теми соискателями, которые по той или иной причине когда-то вам не подошли, важно всегда поддерживать контакт. Ведь тот, кто сегодня отказался от ваших предложений, может уже завтра передумать. А тот, кто не подошел, способен со временем повысить уровень компетенций. И те и другие — не только бесценный источник рекомендаций, но и основа корпоративной базы кандидатов, которая является еще одним важным инструментом для поиска персонала.

Поиск кандидатов с помощью искусственного интеллекта

Как и во многих других бизнес-процессах, искусственный интеллект (ИИ) изменил подход работодателей к подбору и найму персонала. Автоматизация определенных этапов в процессе поиска и проверки кандидатов экономит время, позволяя сосредоточиться на более сложных этапах взаимодействия с соискателем. Особенно это актуально для массового подбора.

Использование ИИ при составлении вакансий. Это направление является одним из самых простых и полезных, где применяется технология ИИ.

Если вы регулярно ищите персонал, автоматизируйте рутинные задачи рекрутера. «Воронка найма» поможет на всех этапах до собеседования. Нейросеть напишет продающий текст вакансии, голосовой робот автоматизирует первичный скрининг и общение с кандидатами.

Поиск кандидатов на открытые вакансии. Малый бизнес не имеет доступа к базе данных кандидатов, из которых можно выбирать. При этом его объявление о вакансии получает мало трафика. В результате он ищет кандидатов в интернете самостоятельно или рискует, нанимая того, кто не подходит на вакансию. Оба эти варианта занимают много времени и оказываются пустой тратой ресурсов.

Инструменты ИИ помогают сэкономить время, сканируя сайты по трудоустройству и находя кандидатов, соответствующих определенным критериям вашего объявления о вакансии.

Конечно, не следует полагаться на ИИ для принятия окончательного решения при подборе и найме сотрудников. Однако он помогает выявить лучших специалистов, которые в противном случае не попали бы даже в поле зрения работодателя.

Узнайте, как рекрутеру сэкономить семь дней на обзвоне кандидатов с помощью голосового робота.

Более точный и быстрый скрининг. Традиционные способы сужения круга кандидатов, такие как просмотр резюме, телефонные собеседования и проверка рекомендаций, не только отнимают много времени, но и не всегда являются эффективными.

Инструменты на базе ИИ могут оптимизировать процесс отбора. Например, чат-боты способны отфильтровывать спам и проводить первоначальные собеседования. При оценке навыков ИИ сопоставляет кандидатов с открытыми вакансиями, измеряя текущие знания и способности.

Оптимизация коммуникаций с кандидатами. Автоматизированное планирование и персонализированные коммуникации улучшают процесс подбора персонала и повышают вовлеченность. Они сводят к минимуму дублирование различных задач — от планирования собеседований до отправки кандидатам обновлений статуса.

Поиск в базе кандидатов

Основные принципы работы с базой — постоянное обновление, поддержание данных в актуальном состоянии.

Вести базу данных можно с помощью специальных программ, но они созданы в основном для профессиональных рекрутеров и имеют большое количество дополнительных опций. Однако никто не запрещает использовать подобные программы в бесплатном режиме с ограниченными возможностями. Есть облачные сервисы, не требующие установки на компьютер. Если же объем данных небольшой, то спасает Excel. Главное, чтобы была возможность добавлять комментарии при работе с базой.

Особый случай: поиск персонала через кадровые агентства

Услуги кадровых агентств стоят от 8 до 15%, а нередко и выше от годового заработка кандидата (в зависимости от вакансии и уровня агентства). Тем не менее, иногда небольшие компании прибегают к их помощи, чтобы избавить себя от проблемы, связанной с подбором.

Конкуренция на рынке кадровых агентств достаточно высокая, но качество услуг сильно разнится. Поэтому, прежде чем начать сотрудничество с кадровым агентством, стоит проверить его портфолио, обратить внимание на отзывы клиентов.  

Сам факт того, что вы отдаете на аутсорс подбор персонала, еще не значит, что вы избавлены от необходимости участвовать в подборе. Практически всегда возникает необходимость корректировки условий вакансии, поэтому взаимодействие с рекрутером, ведущим вашу заявку, необходима.  

Одним из признаков добросовестной работы агентства как раз является постоянное взаимодействие с клиентом по ходу работы с вакансией. Но и клиент в свою очередь должен быть открыт к общению. Получается, даже при оплате услуги по поиску персонала полная вовлеченность в процесс с вашей стороны неизбежна.

Воронка найма

Ускорьте закрытие вакансий в 2 раза с помощью сервиса для массового и регулярного найма

Подробнее
Воронка найма

Ускорьте закрытие вакансий в 2 раза с помощью сервиса для массового и регулярного найма

Подробнее
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий