Бизнес-ангел

Под крылом ангела: где найти деньги на бизнес

24 октября 2013

Инвесторы редко вкладывают деньги в голую идею. На рынке действует строгое правило 3-3-3-1, согласно которому из 10 проинвестированных компаний только одна взлетает так, что не только возвращает инвестору вложенные деньги, но и приносит прибыль. Но как обратить внимание инвестора на свой проект?  

По данным Dow Jones, в этом году Россия заняла 1-е место в Европе по темпам роста венчурного рынка и 4-е место по общему объему инвестиций в технологические проекты. В 2012 году на фоне общемирового сокращения активности на рынке высокорисковых инвестиций российский венчурный рынок вырос практически в два раза, венчурные инвесторы вложили в российские проекты $910,6 млн.  95% сделанных инвестиций — результат работы частных инвесторов. По данным ОАО «РВК», доля государственных институтов на венчурном рынке России сократилась с 25% в 2010 году до 5% в 2012.

Самым популярным объектом для вложений остаются развитые компании. «Около половины всех денег инвестируется в проекты поздней стадии. На ключевой сегмент работы — посевной — у нас приходится меньше 5% доступных на рынке денег», — говорит Игорь Агамирзян, генеральный директор  и председатель правления ОАО «РВК».

Портрет российского бизнес-ангела

Бизнес-ангел в России — это, прежде всего, действующий предприниматель. Частными инвесторами, как правило, становятся менеджеры среднего и высшего звена, владельцы успешного бизнеса или серийные предприниматели с высшим техническим и/или финансовым образованием в возрасте 40-50 лет.

Александр Каширин, частный инвестор и автор книги «В поисках бизнес-ангела», делит коллег по цеху на две категории. К первой относятся воспитанники науки и выходцы из технологического бизнеса, которые ищут на рынке проекты для интеграции в существующий бизнес, ко второй — представители крупных корпораций и бизнес-групп. Например, большинство корпоративных посевных фондов сегодня работает при крупных компаниях – «Яндекс.Фабрика» или QIWI Venture. Самыми активными в числе корпоративных российских фондов можно назвать Free Ventures и LETA Capital.   

В последние годы на рынке появляются новые игроки, которые вкладывают деньги в проекты с целью получения прибыли. Например, Игорь Рябенький, Игорь Марценюк, Вадим Асадов, Александр Галицкий, Андрей Головин, Павел Черкашин, Игорь Пантелеев.

С точностью посчитать величину сообщества сегодня практически невозможно, потому что не все частные инвесторы открыто объявляют собственные инвестиции, а многие из них даже не подозревают, что стали бизнес-ангелами.

Потенциально вкладывать деньги в молодые компании могут примерно 0,8% (1,1 млн) жителей России — те, кто имеет от 1 до 12 млн руб. свободных средств.

Бизнес-ангел Павел Черкашин  оценивает активную аудиторию частных инвесторов, вложившихся более чем в один бизнес, в 10 000 — 50 000 человек. «Я прогнозирую, что к 2020 году количество бизнес-ангелов увеличится до 200 000-300 000 человек», — говорит Черкашин.

Сколько бизнес-ангел может вложить в проект?

Российские частные инвесторы вкладывают от $20 000 до $500 000. «Большинство из них готовы дать проектам примерно $20 000 - $50 000, такие деньги посильны любому профессионалу с неплохой зарплатой»,- говорит частный инвестор Вадим Асадов. Примерно такую же сумму можно получить и в стандартных акселерационных программах. Например, фонд Павла Дурова и Юрия Мильнера Start Fellows выделяет проектам по $25 000, столько же дает и акселератор TexDrive.

Профессиональные бизнес-ангелы готовы вкладывать в проекты большие суммы - $50 000 - $150 000 в одну сделку. По $150 000 получают проекты Игоря Мацанюка в его академии стартапов Farminers.

Есть на рынке и ангелы, готовые вложить сразу $150 000 - $500 000. Чаще такие деньги дают крупные бизнесмены, плохо понимающие законы венчурного рынка. Примерно такие же суммы выделяет проектам посевной фонд, например, Softline Venture Partners.

Зачастую бизнес-ангелы объединяются в синдикаты, чтобы разделить риски и вложить в проект меньшее количество денег. «Я предпочитаю инвестировать в проекты совместно с моими опытными партнерами, это повышает наши шансы на успех», — говорит Игорь Пантелеев, исполнительный директор Содружества бизнес-ангелов России.

На каких условиях проект может получить деньги?

Бизнес-ангел вкладывает деньги в проекты, рассчитывая в будущем разделить успех компании. Задача частного инвестора найти проект на стадии идеи, сразу оценить его перспективы, помочь предпринимателю преодолеть «долину смерти» и превратить идею в продукт, а затем и в рентабельный бизнес.

Бизнес-ангел способен помочь стартаперу экспертизой, контактами, советами. За так называемые «умные деньги» частный инвестор берет у проекта долю — от 10% до 30%.

Опытный бизнес-ангел старается не диктовать стартаперу свою волю, предприниматель сам должен строить свой бизнес, совершать свои ошибки и делать выводы из них.

На следующем раунде инвестиций бизнес-ангел имеет право продать свою долю венчурному фонду или остаться в проекте до конца. Средний срок пребывания бизнес-ангела в проекте — от 3-х до 5 лет. Чем позже инвестор выходит из проекта, тем большую доходность (в случае если компания развивается успешно) он получает. Бизнес-ангел рассчитывает получить более 100% прибыли в обмен на повышенные риски собственных вложений.

Каким проектам дают инвестиции?

Инвесторы оценивают проект по ряду параметров. Для них важны:

  • Реализуемость идеи. Бизнес-ангелы не будут инвестировать в изобретение вечного двигателя.
  • Реальная ценность для потребителя. Проект должен решать проблему потенциальных клиентов, а не просто быть научным экспериментом. Бизнес-ангелы не дают деньги на проведение НИОКР, эта задача государства. Если вы реализуете наукоемкий проект и вам необходимо завершить научные исследования, лучше искать казенные деньги, например, привлечь гранты Министерства экономического развития или Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
  • Масштабируемость идеи. Инвесторы ищут проекты, которые потенциально могут завоевать глобальный рынок. Как правило, бизнес-ангел не заходит на рынок, объем которого составляет менее $100 млн в год.
  • Готовый продукт. Инвестору нужно показывать не технологию, а реальный продукт, который можно протестировать или подержать в руках.
  • Ясные конкурентные преимущества. Стартап должен обладать преимуществами, которые выделят его среди конкурентов.
  • Профессиональная команда. Желательно, чтобы основатель проекта имел опыт ведения бизнеса.

Помощь в подготовке проекта для презентации инвестору оказывают профессиональные ассоциации бизнес-ангелов. Всего, по данным ОАО «РВК», в России действуют около 20 бизнес-ангельских объединений: Национальная ассоциация бизнес-ангелов (НАБА), Содружество бизнес-ангелов России (СБАР), Национальная сеть бизнес-ангелов «Частный капитал», Ассоциация бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции» и другие. За свое участие сети берут 5-7% от сделки и небольшую фиксированную сумму ($100-200) за экспертизу проекта.


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
2512 просмотров
В избранное
2 комментария Написать свой
Ооо, такая статья на сайте "СКБ Контур", и ни одного упоминания Леонида Волкова...
Ответить Ответить
Отличная статья, спасибо за труд!
Ответить Ответить
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.