Бизнес-ангел

Под крылом ангела: где найти деньги на бизнес

Мария Остроумова
24 октября 2013
Под крылом ангела: где найти деньги на бизнес

Инвесторы редко вкладывают деньги в голую идею. На рынке действует строгое правило 3-3-3-1, согласно которому из 10 проинвестированных компаний только одна взлетает так, что не только возвращает инвестору вложенные деньги, но и приносит прибыль. Но как обратить внимание инвестора на свой проект?  

По данным Dow Jones, в этом году Россия заняла 1-е место в Европе по темпам роста венчурного рынка и 4-е место по общему объему инвестиций в технологические проекты. В 2012 году на фоне общемирового сокращения активности на рынке высокорисковых инвестиций российский венчурный рынок вырос практически в два раза, венчурные инвесторы вложили в российские проекты $910,6 млн.  95% сделанных инвестиций — результат работы частных инвесторов. По данным ОАО «РВК», доля государственных институтов на венчурном рынке России сократилась с 25% в 2010 году до 5% в 2012.

Самым популярным объектом для вложений остаются развитые компании. «Около половины всех денег инвестируется в проекты поздней стадии. На ключевой сегмент работы — посевной — у нас приходится меньше 5% доступных на рынке денег», — говорит Игорь Агамирзян, генеральный директор  и председатель правления ОАО «РВК».

Портрет российского бизнес-ангела

Бизнес-ангел в России — это, прежде всего, действующий предприниматель. Частными инвесторами, как правило, становятся менеджеры среднего и высшего звена, владельцы успешного бизнеса или серийные предприниматели с высшим техническим и/или финансовым образованием в возрасте 40-50 лет.

Александр Каширин, частный инвестор и автор книги «В поисках бизнес-ангела», делит коллег по цеху на две категории. К первой относятся воспитанники науки и выходцы из технологического бизнеса, которые ищут на рынке проекты для интеграции в существующий бизнес, ко второй — представители крупных корпораций и бизнес-групп. Например, большинство корпоративных посевных фондов сегодня работает при крупных компаниях – «Яндекс.Фабрика» или QIWI Venture. Самыми активными в числе корпоративных российских фондов можно назвать Free Ventures и LETA Capital.   

В последние годы на рынке появляются новые игроки, которые вкладывают деньги в проекты с целью получения прибыли. Например, Игорь Рябенький, Игорь Марценюк, Вадим Асадов, Александр Галицкий, Андрей Головин, Павел Черкашин, Игорь Пантелеев.

С точностью посчитать величину сообщества сегодня практически невозможно, потому что не все частные инвесторы открыто объявляют собственные инвестиции, а многие из них даже не подозревают, что стали бизнес-ангелами.

Потенциально вкладывать деньги в молодые компании могут примерно 0,8% (1,1 млн) жителей России — те, кто имеет от 1 до 12 млн руб. свободных средств.

Бизнес-ангел Павел Черкашин  оценивает активную аудиторию частных инвесторов, вложившихся более чем в один бизнес, в 10 000 — 50 000 человек. «Я прогнозирую, что к 2020 году количество бизнес-ангелов увеличится до 200 000-300 000 человек», — говорит Черкашин.

Сколько бизнес-ангел может вложить в проект?

Российские частные инвесторы вкладывают от $20 000 до $500 000. «Большинство из них готовы дать проектам примерно $20 000 - $50 000, такие деньги посильны любому профессионалу с неплохой зарплатой»,- говорит частный инвестор Вадим Асадов. Примерно такую же сумму можно получить и в стандартных акселерационных программах. Например, фонд Павла Дурова и Юрия Мильнера Start Fellows выделяет проектам по $25 000, столько же дает и акселератор TexDrive.

Профессиональные бизнес-ангелы готовы вкладывать в проекты большие суммы - $50 000 - $150 000 в одну сделку. По $150 000 получают проекты Игоря Мацанюка в его академии стартапов Farminers.

Есть на рынке и ангелы, готовые вложить сразу $150 000 - $500 000. Чаще такие деньги дают крупные бизнесмены, плохо понимающие законы венчурного рынка. Примерно такие же суммы выделяет проектам посевной фонд, например, Softline Venture Partners.

Зачастую бизнес-ангелы объединяются в синдикаты, чтобы разделить риски и вложить в проект меньшее количество денег. «Я предпочитаю инвестировать в проекты совместно с моими опытными партнерами, это повышает наши шансы на успех», — говорит Игорь Пантелеев, исполнительный директор Содружества бизнес-ангелов России.

На каких условиях проект может получить деньги?

Бизнес-ангел вкладывает деньги в проекты, рассчитывая в будущем разделить успех компании. Задача частного инвестора найти проект на стадии идеи, сразу оценить его перспективы, помочь предпринимателю преодолеть «долину смерти» и превратить идею в продукт, а затем и в рентабельный бизнес.

Бизнес-ангел способен помочь стартаперу экспертизой, контактами, советами. За так называемые «умные деньги» частный инвестор берет у проекта долю — от 10% до 30%.

Опытный бизнес-ангел старается не диктовать стартаперу свою волю, предприниматель сам должен строить свой бизнес, совершать свои ошибки и делать выводы из них.

На следующем раунде инвестиций бизнес-ангел имеет право продать свою долю венчурному фонду или остаться в проекте до конца. Средний срок пребывания бизнес-ангела в проекте — от 3-х до 5 лет. Чем позже инвестор выходит из проекта, тем большую доходность (в случае если компания развивается успешно) он получает. Бизнес-ангел рассчитывает получить более 100% прибыли в обмен на повышенные риски собственных вложений.

Каким проектам дают инвестиции?

Инвесторы оценивают проект по ряду параметров. Для них важны:

  • Реализуемость идеи. Бизнес-ангелы не будут инвестировать в изобретение вечного двигателя.
  • Реальная ценность для потребителя. Проект должен решать проблему потенциальных клиентов, а не просто быть научным экспериментом. Бизнес-ангелы не дают деньги на проведение НИОКР, эта задача государства. Если вы реализуете наукоемкий проект и вам необходимо завершить научные исследования, лучше искать казенные деньги, например, привлечь гранты Министерства экономического развития или Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
  • Масштабируемость идеи. Инвесторы ищут проекты, которые потенциально могут завоевать глобальный рынок. Как правило, бизнес-ангел не заходит на рынок, объем которого составляет менее $100 млн в год.
  • Готовый продукт. Инвестору нужно показывать не технологию, а реальный продукт, который можно протестировать или подержать в руках.
  • Ясные конкурентные преимущества. Стартап должен обладать преимуществами, которые выделят его среди конкурентов.
  • Профессиональная команда. Желательно, чтобы основатель проекта имел опыт ведения бизнеса.

Помощь в подготовке проекта для презентации инвестору оказывают профессиональные ассоциации бизнес-ангелов. Всего, по данным ОАО «РВК», в России действуют около 20 бизнес-ангельских объединений: Национальная ассоциация бизнес-ангелов (НАБА), Содружество бизнес-ангелов России (СБАР), Национальная сеть бизнес-ангелов «Частный капитал», Ассоциация бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции» и другие. За свое участие сети берут 5-7% от сделки и небольшую фиксированную сумму ($100-200) за экспертизу проекта.

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
2364 просмотра
В избранное
Бухгалтерия
Бухгалтерия

Ведение бухгалтерии, расчет зарплаты и сдача отчетности для бухгалтеров небольших компаний

Узнать больше

Комментарии

2 комментария Написать свой
Ооо, такая статья на сайте "СКБ Контур", и ни одного упоминания Леонида Волкова...
Ответить Ответить
Отличная статья, спасибо за труд!
Ответить Ответить
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.