Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «Я Бизнесмен», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока.
Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании.
Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.
Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать
Город
Отрасль
Александра Криворучко легко отличает элитный шоколад от продуктов масс-маркета. К профессиональным праздникам шоколатье из ее компании вручную изготавливают лимитированные наборы со сладкими фигурками по заказу клиентов. О том, как создаются шоколадные шедевры, кто их покупает, она рассказала «Контур.ру».
По образованию я международный экономист, несколько лет работала финансовым директором в рекламном агентстве «Навигатор». Основное направление работы компании — корпоративная сувенирка: посуда, полиграфия и текстиль с логотипами фирм, флешки, игрушки, шкатулки. Как это нередко бывает у тех, кто работает с числами, однажды я поняла, что хочу заниматься чем-то творческим. Так совпало, что мы давно хотели открыть новое направление — производство подарочных шоколадных наборов, и я его возглавила.
Премиум-шоколад отличается качеством сырья, из которого производится. Для себя мы выбрали ведущего мирового поставщика высококачественного какао и шоколада Barry Callebaut. Шоколад его производства действительно очень вкусный, мы с удовольствием едим его с коллегами в офисе и угощаем своих клиентов. Премиум-шоколад заметно отличается от шоколада в магазинах. Несмотря на нормы ГОСТа, производители не всегда честно пишут всю информацию о составе шоколада на плитках. В настоящем шоколаде не должно быть гидрожиров, какао-порошка и растительных белков, антиокислителей.
Некоторые производители премиум-шоколада добавляют в него экзотические добавки — от орехов макадамия до кусочков сушеного апельсина. Но особенность фигурного шоколада как раз в его форме, повторе оригинала изделия, а добавки могут нарушить форму.
Наша работа строится по двум схемам. Первая — когда клиент выбирает из готового ассортимента наборов, вторая — когда мы вместе придумываем дизайн шоколадных фигурок, разрабатываем модели, макеты упаковки. Допустим, клиент хочет, чтобы мы сделали ему набор из нефтяных вышек. Мы садимся и делаем вместе с дизайнером и заказчиком предварительный эскиз. Далее отрисовывается 3D модель. После того как она утверждается, создается форма, по которой будет отливаться весь тираж. В целом на работу уходит порядка 10 дней. Разработка новых фигур начинается от тиража в 100 штук.
Наша целевая аудитория — крупные компании, рекламные и брендинговые агентства, которые дарят шоколад сотрудникам, партнерам и клиентам. Продукция формируется к профессиональным праздникам: Дню нефтяника, Дню строителя, Дню работника транспортной промышленности и другим.
Больше всего шоколада заказывают строители и машиностроители, они очень любят шоколадные шестеренки с резьбой. Конечно, набор «Женское счастье» к 8 Марта — зеркальце, помадка, сумочка, туфелька, зонтик, духи — бьет все рекорды популярности.
Обычно набор состоит из нескольких фигурок. Если мы говорим о строителях, то в него входят болты, гаечные ключи, шайбы, инструменты, фигурки строителей. Для транспортников — машинки, автобусы и колесики. Для каждой профессии у нас есть что-то специфичное. Самый крутой, на мой взгляд, у нас подарок для мужчин, его массового раскупают к 23 февраля: черная стильная коробочка с надписью 007, а внутри нее на черной стружке лежит пистолет. Съедобный, конечно же!
К предстоящему Новому году у нас появилась целая линейка красивых подарков, среди которой особенно хочется отметить набор «Ход конем». Каждый набор мы брендируемым под клиента. Обычно выбирают либо ленту, либо открытку с пожеланием.
Рынок сладких подарков в России очень насыщен. Всем известна компания «Конфаэль», которая продает конфетные наборы, есть также десятки других российских и зарубежных компаний. А вот в нише фигурного шоколада свободнее. Мы даем контекстную рекламу, участвуем в выставках, выступаем шоколадными спонсорами маркетинговых мероприятий, эти способы продвижения эффективны, когда работаешь с корпорациями.
В нашей работе есть очень четкое разделение на сезон и не сезон. Сезон начинается в сентябре, когда друг за другом следует много профессиональных праздников, и достигает пика перед Новым годом.
Есть также «малый сезон» весной — перед 8 Марта. Мы арендуем небольшой цех в Подмосковье. В не сезон в цехе работает 3-4 человека, в сезон число работников увеличивается вдвое, они работают посменно. Развитием шоколадного направления в «Навигаторе» занимаются четыре человека — я, креативный директор, технолог и дизайнер.
Скорость работы — наше конкурентное преимущество. В сезон весь процесс кастомизации и подготовки сладкого подарка занимает 2-3 недели, в не сезон — около 10-14 дней. Есть компания, продающая похожие шоколадные наборы итальянского производства, однако их производственный цех располагается в Италии, поэтому сроки изготовления гораздо дольше и кастомизации нет.
Мы хотели, чтобы упаковка наших наборов была приятной на ощупь и на вид, чтобы их сразу хотелось взять в руки, чтобы приятно было дарить. Упаковка — важная часть подарка. Поэтому с самого начала мы предъявляли серьезные требования к качеству материалов и дизайну. В процессе разработки дизайнер ориентируется на описание ощущения, которое должна нести в себе упаковка под стандартные наборы. Далее мы уже работаем с полученным результатом.
Нас очень привлекает возможность работать не только по В2В модели, но и по B2С. Работая с корпоративными клиентами, ты всегда достаточно жестко ограничен и должен придерживаться классики. В работе с клиентом напрямую можно много экспериментировать, разрабатывать смелые линейки продуктов, поэтому мы хотим развиваться и в этом направлении.
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.