Бизнес-план: как открыть детский центр

Цветелина Митева 14 января 2014
Бизнес-план: как открыть детский центр

По оценкам Министерства образования, сегодня в государственных детских садах не хватает мест для 1,8 млн малышей. Особенно плохо дела обстоят в крупных городах: в Москве на очереди почти 20 000 детей, а в Московской области — 105 000. Выходит, что создание детского центра можно рассматривать как весьма перспективный и прибыльный бизнес.  

Владелица «Просто детского клуба» и один из разработчиков CRM-системы по управлению детскими центрами BabyLogic Наталья Перязева рассказывает, как занять нишу.

Детский досуг, пусть даже с элементами образования, в большей степени роскошь, а не необходимость — поэтому детские центры более чувствительны к кризисам, чем садики. Если кризис ударил по кошельку, родители в первую очередь откажутся от платных детских кружков. Сейчас в России более 5 000 детских центров, в крупных городах недостатка в таких услугах уже нет, но остро стоит вопрос об их качестве.

Очень часто к предпринимательству в сфере детского развития тянутся люди эмоциональные, гораздо реже — люди с экономическим и бизнес-мышлением. Главный риск — отсутствие просчитанной и обдуманной бизнес-модели. Детский центр начинает приносить радости и трудности буквально с первых дней своей работы,  поэтому велик риск вовремя не учесть финансовые показатели и не сделать верных выводов. Финансовые показатели могут  подсказать, что именно нужно подкорректировать в работе центра.

Об инвестициях и расходах

Для того чтобы начать бизнес, в разных регионах потребуются разные суммы: в Москве — от 500 000 до 800 000 руб., при условии что вы сумели удачно арендовать помещение площадью до 120 кв. м. Количество групп и детей в таком центре будет полностью зависеть от расписания. Если предпочтение отдается краткосрочным занятиям от 30 минут до 1,5 часов, на которые малыши приходят несколько раз в неделю, то в среднем клуб может принимать до 170 детей в месяц. Если основной акцент — на группах с пребыванием от 3 до 8 часов, то их будет посещать существенно меньше детей, но и выручка от одного ребенка будет выше.

Документы для бизнеса за минуту

Узнать больше

В регионах средний порог входа в бизнес — около 500 000 руб. В коммерческих детских центрах Москвы стоимость услуг зависит от местоположения клуба: в центре города 8 занятий в месяц могут стоить 8 000 — 12 000 руб., а в спальных районах — в два раза дешевле, а иногда составлять четверть от той цены, которую предлагают учреждения в центре.

Сроки окупаемости напрямую зависят от первоначальных инвестиций. Инвестиции от 500 000 до 800 000 руб., как правило, полностью возвращаются в течение одного учебного года.

Стоит выделить несколько основных статей расходов, которые и должны быть оптимизированы в рамках оперативной деятельности:

  1. Аренда — 25-35%
  2. Персонал (ФОТ и налоги) – 25-35%
  3. Расходы низкого сезона: сюда относятся все расходы, которые предприниматель несет в периоды спада потребительского спроса. Как правило, в Москве и Петербурге к низким сезонам относятся май-сентябрь и иногда январь-февраль.
  4. Затраты на связь (телефон, интернет), охрану, полиграфию, учебные пособия и материалы — около 10%

О выборе помещения

Подбор помещения — один из самых важных этапов. Но сначала нужно четко определиться, какие услуги будет предлагать ваш центр: для каждого вида занятий есть свои требования по помещениям.

Центр, специализирующийся на языковой подготовке, должен иметь несколько небольших помещений, а центр, где больше внимания уделяется физической активности (бокс, танцы, гимнастика, дзюдо), должен располагать хотя бы одним залом площадью 30-40 кв. м с ровной стеной под зеркала.

Не стоит рассматривать подвальные и полуподвальные помещения: дело не только в требованиях СЭС, но и в том, что малышам и родителям часто самим не нравятся такие места. Большие окна и высокие потолки всегда выигрышно смотрятся и лучше продаются. Не стоит забывать об общих требованиях к детским учреждениям — есть специальные правила и нормативы по детским санузлам, высоте потолков.

Подбором оборудования обычно занимаются после того, как подготовлена концепция центра. Нужно сначала ответить себе на несколько вопросов: «Что мы будем продавать/предлагать клиентам?», «Какой он, наш клиент?». В данном случае речь идет не только о возрасте ребенка, но и статусе родителя. В одном случае детский центр обходится списанными школьными партами и шкафами, в другом — привезенными из-за границы учебниками, пособиями, мебелью и текстилем.

О персонале

Нужно помнить об обязательном наличии медицинских книжек у персонала. Требования к опыту и образованию зависят от позиций, на которые претендует кандидат. Если детский центр не работает с группами с пребыванием от 3 часов и больше, то нужды в нянечках, поварах не будет, а если детский центр позиционирует себя детским садом, то эти специалисты потребуются. Начать работу детского клуба можно и с 5-6 человек, но в режиме полной загрузки количество работников увеличится вдвое или втрое.

Доход персонала может зависеть от разных факторов: сдельная оплата труда, нормированное задание, оклад. В каждом случае схему оплаты персонала стоит разрабатывать индивидуально, учитывая методы налогообложения, территориальную специфику, график работы.

В рамках консалтинговой деятельности мы помогаем начинающим предпринимателям оптимальным образом выстроить затратную часть бизнеса. Иногда для этого требуются неординарные организационные изменения.

О форматах

Детские центры различаются по методикам работы. Многие опираются на одно педагогическое направление. Сейчас среди российских частных садов и детских центров наиболее популярна методика раннего развития Марии Монтессори, также есть детские центры, которые используют методики Буракова или Зайцева. Но самый распространенный формат — смешанные педагогические направления. В этом случае центр старается угодить большему количеству родителей, предлагая разные подходы.

Кроме того, детские центры могут различаться по видам деятельности: кто–то фокусируется на интеллектуальном развитии, кто-то – художественной сфере. Если в прошлом десятилетии была мода на активное интеллектуальное развитие ребенка, когда уже почти с рождения родители, а потом и педагоги учили по карточкам и кубикам, а малыши в 2-3 года уже начинали читать, то сейчас, наоборот, есть курс на «возврат к истокам» — свободное психоэмоциональное и эстетическое развитие ребенка.

Длительность возможного пребывания детей в стенах детского центра или клуба также может лежать в основе категоризации — частные детские сады порой тоже «маскируются» под детские центры.

О сезонности

Сезонность бизнеса зависит от территориального расположения вашего центра. В старых спальных районах и в районах, застроенных домами бизнес-класса, сезонность выражена сильно: в первом случае родители традиционно увозят детей на дачи с мая по сентябрь, во втором — семьи обычно уезжают в это время за границу.

Если вы открыли детский центр в современном спальном бюджетном районе, заселенном молодыми семьями, взявшими жилищную ипотеку, то зависимость от сезона будет меньше: в таком районе, как правило, родители могут себе позволить увозить детей только на один-два летних месяца.

Зимой также наблюдается спад интереса к детским досуговым услугам: в конце декабря многие клиенты разлетаются на новогодние каникулы, часть из них возвращается только в конце января, а с декабря по март часто проходят эпидемии простудных заболеваний, что опять же ведет к спаду посещаемости.

О продвижении

Без продвижения детский бизнес обречен на забвение, но классические рекламные инструменты уже не работают. Почтовые и SMS-рассылки, объявления на любых носителях, флаеры и купоны привлекают незначительное число клиентов.

Современные тенденции продвижения — прямой индивидуальный контакт с потенциальным потребителем. Детей и родителей необходимо удивлять, нужно стараться, чтобы вас запомнили. Поэтому хороши малозатратные, но зрелищные мероприятия, где контакт происходит «глаза в глаза». Активизировались продажи через социальные сети и собственные сайты.

Главное помнить, что детский центр — это живой организм, который не терпит стагнации. Изменения должны происходить ежедневно, и тогда он будет расти вместе с детьми, которые его посещают.

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
14294 просмотра
В избранное
Экстерн
Экстерн

Сдача любых видов отчетности во все контролирующие органы: ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, РАР, РПН

Узнать больше
Эльба
Эльба

Бизнес, учет и отчетность для предпринимателей на УСН и ЕНВД без участия бухгалтера

Узнать больше

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.