Украшения в офис
Гирлянды, шары, елки — непременные атрибуты Нового года. Правда, расходы на их покупку при налогообложении учесть проблематично. Контролирующие органы и суды не считают такие затраты экономически обоснованными (письмо Минфина от 20.12.2005 № 03-03-04/1/430, постановление ФАС ЗСО от 15.12.2010 № А70-6645/2009).
Если же украшаются помещения, где могут появляться клиенты, обосновать расходы проще. Богатое новогоднее убранство приемной руководителя, переговорных комнат, холлов, фойе может говорить о стабильности компании, а значит, в какой-то мере укреплять ее положение на рынке и увеличивать продажи (п. 1 ст. 252 НК РФ, постановление ФАС МО от 25.11.2009 № КА-А40/12251-09, КА-А40/12251-09-2).
Отражать такие расходы надо по пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, то есть как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (постановления ФАС МО от 25.11.2009 по делу № А40-25182/08-129-71 и от 23.05.2011 по делу № А40-51743/10-90-293). Учитывать их как рекламные неверно, так как новогоднее украшение не соответствует понятию «реклама», приведенному в ФЗ «О рекламе» (постановление ФАС ПО от 01.10.2009 № А55-1113/2009).
Компании на «упрощенке» ни при каких обстоятельствах не могут учесть расходы на украшение офиса, так как. в п. 1 ст. 346.16 НК РФ такой расход не упоминается.
Украшение торговой точки
Украшение витрин, торговых залов и прилегающих территорий стало корпоративным стандартом торговли. Во многих регионах это обязательно в силу решений местных властей, что снимает проблемы с учетом затрат (постановления ФАС МО от 25.11.2009 по делу № А40-25182/08-129-71 и ВСО от 01.03.2007 № А33-10956/06-Ф02-725/07).
Такие расходы можно учитывать как материальные (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ), ведь фактически речь идет о покупке материалов на производственные и хозяйственные нужды. А значит, учесть такие обязательные затраты можно и при УСН (пп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Открытки
Затраты на печать новогодних открыток и конвертов учитываются как расходы на канцтовары, если они предназначены для поздравления клиентов (пп. 24 и 25 п. 1 ст. 264, пп. 17 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, постановление ФАС МО от 03.09.2013 № А40-22927/12-107-106). Снизить риск претензий со стороны ИФНС можно, если направлять поздравления с деловой корреспонденцией, например вкладывать в конверт с открыткой акт сверки.
Если же новогодние открытки изготовлены для раздачи покупателям и потенциальным клиентам, затраты учитываются как расходы на рекламу (постановление ФАС МО от 19.08.2009 № КА-А40/7730-09).
Подарки
Затраты на презенты от Деда Мороза для сотрудников и их детей при налогообложении не учитываются: это прямо запрещено Налоговым кодексом (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Расходы на покупку гостинцев для контрагентов и потенциальных клиентов можно учесть, если подарки привлекают внимание покупателей и увеличивают выручку (письмо УМНС России по г. Москве от 22.03.2004 № 26-12/18582, постановления ФАС МО от 23.01.2013 № А40-45035/12-116-94 и 05.10.2010 № КА-А41/11224-10). Учесть затраты поможет брендирование — логотип компании-дарителя, включение в комплект визиток, прайс-листов и т.п.
В момент, когда мы передаем подарки работникам и клиентам, к ним переходят права собственности, поэтому нужно начислить НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, письмо Минфина от 15.10.2021 № 03-01-10/83519). Одновременно появляется и право принять к вычету налог, уплаченный при покупке (постановление Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 № 1001/13).
Счета-фактуры при вручении гостинцев физлицам составлять не нужно. Чтобы отразить «подарочную» реализацию в книге продаж, может потребоваться бухгалтерская справка-расчет или иной документ со сводными данными по всем презентам. Минфин в подобной ситуации допускает оформление экземпляра счета-фактуры с прочерками в строках, где приводятся данные о покупателе (письмо Минфина от 08.02.2016 № 03-07-09/6171).
Подарки ценой не более 4 000 рублей (лимит считается за год в целом) не облагаются НДФЛ. С суммы превышения нужно удержать налог (п. 28 ст. 217 НК РФ). Страховыми взносами гостинцы не облагаются независимо от стоимости (п. 4 ст. 420 НК РФ). Но если цена презента выше 3 000 рублей, контролирующие органы настаивают на оформлении письменного договора дарения (письмо Минфина от 15.10.2021 № 03-01-10/83519).
Корпоратив
Расходы на праздничный корпоратив получится учесть, только если в нем участвуют клиенты или контрагенты. Иначе мероприятие подпадает под п. 29 ст. 270 НК РФ, который запрещает учитывать стоимость культурно-зрелищных мероприятий, посещенных работниками. Да и в принципе сложно доказать, что праздник для сотрудников направлен на получение доходов (п. 1 ст. 252 НК РФ, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 № 18АП-11851/2014 по делу № А76-11084/2014).
Когда же в корпоративе участвуют не только работники, но и представители контрагентов, часть затрат можно провести как представительские расходы на официальный прием и (или) обслуживание представителей других фирм, участвующих в переговорах в целях взаимного сотрудничества (пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ; постановление ФАС УО от 19.01.2012 № Ф09-91 40/11, ФАС СЗО от 30.07.2009 № А56-17976/2008).
К представительским не относятся затраты на организацию развлечений и отдыха (абз. 2 п. 2 ст. 264 НК РФ). Поэтому если решите учитывать затраты на «смешанный» корпоратив, придется четко делить расходы на «переговорные» и «увеселительные». А в тех случаях, когда это невозможно (затраты на артистов или аренду общего для всех зала), полностью проводить расходы за счет чистой прибыли.
Налогоплательщики УСН представительские расходы учитывать не могут (письмо Минфина от 11.10.2004 № 03-03-02-04/1/22).
Оплата питания и отдыха физлица создает доход в натуральной форме (пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). По мнению Минфина, это значит, что организатор корпоратива должен принять все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды, которую получил каждый сотрудник. Однако если реальной возможности персонифицировать экономическую выгоду нет, то не будет и НДФЛ (письма Минфина от 03.08.2018 № 03-04-06/55047, 06.03.2013 № 03-04-06/6715, 30.01.2013 № 03-04-06/6-29 и Минтруда от 24.05.2013 № 14-1-1061).
Аналогично решается вопрос с НДС. Если персонификация участников невозможна, у компании-организатора не возникает объекта обложения НДС в виде безвозмездно оказанных работникам услуг (письма Минфина от 08.02.2016 № 03-03-06/1/6140 и 13.12.2012 № 03-07-07/133). Одновременно это исключает возможность принять к вычету входной НДС по этим услугам. Исключение — часть НДС, приходящаяся на расходы, учтенные как представительские (п. 7 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).