ФНС получит право оценивать бизнес: что изменится с 2026 года — Контур

Как ФНС будет оценивать финансовое состояние бизнеса: этапы и критерии

12 августа 2025

Президент подписал Федеральный закон от 23.07.2025 № 254-ФЗ, который расширяет полномочия ФНС. С 1 января 2026 года налоговики получат право официально оценивать финансово‑хозяйственное состояние юридических лиц и ИП.

Выписка с результатами оценки бизнеса станет доступна третьим лицам

Закон формализует процедуру анализа сведений о финансовом положении компаний и предпринимателей, включая информацию из бухгалтерской и налоговой отчетности, а также иных данных, имеющихся в распоряжении ФНС. Такой мониторинг будет проводиться через «Сервис оценки юридических лиц». По итогам анализа компания или предприниматель получит выписку, доступную по их запросу или, в разрешенных случаях, третьи лица.

ФНС будет сопоставлять показатели из отчетности и деклараций с критериями, прописанными в своих методиках, которые детализированы в Приказе ФНС РФ от 24.03.2023 N ЕД-7-31/181@.

Как бизнесу оспорить результаты оценки

Если налогоплательщик не согласен с оценкой, он может подать заявление о корректировке в течение 5 рабочих дней после получения выписки, приложив подтверждающие документы. ФНС обязана рассмотреть обращение и в течение 5 рабочих дней либо скорректировать данные, либо отказать с разъяснением причин. В случае обращения третьего лица запрашивается согласие организации, которая обязана принять решение в течение 10 рабочих дней.

Экспериментальный запуск сервиса оценки юридических лиц начался 15 марта 2023 года. Позже заработал аналогичный инструмент для ИП — «Сервис оценки индивидуальных предпринимателей».

Сервис доступен любым компаниям: они могут с его помощью проверять благонадежность контрагентов.

Ведение деятельности с недостоверной отчетностью может серьезно повлиять на репутацию компании — результаты оценки станут общедоступными. Последствия могут быть разными: отказ в заключении контракта и в банковском финансировании, исключение из тендеров.

Расширение полномочий ФНС объясняется общей стратегией, направленной на цифровизацию и прозрачность в налоговом контроле: сервис встроен в цифровую инфраструктуру службы (онлайн‑кассы, ЭДО, госреестры) и повышает качество мониторинга.

Применение сервиса оценки юрлиц при закупках по 223-ФЗ

Ранее ФНС и ФАС (Письма ФНС РФ № ЕД-17-31/1324 и ФАС РФ № МШ/45087/25 от 15.05.2025) рекомендовали заказчикам закрепить в положениях о закупке случаи использования сервиса оценки юрлиц — чтобы свести к минимуму финансовые риски при исполнении договоров и привлекать более надежных контрагентов.

Службы предлагают применять сервис следующим образом:

  • как источник актуальной информации о деятельности контрагента;
  • как инструмент для преддоговорной проверки единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Этапы оценки ИП и юрлиц

ФНС разработала методику анализа финансово-хозяйственной деятельности бизнеса (ID проекта: 159270). Она будет осуществляться в два этапа:

Этап 1. Определяется одновременное соответствие бизнеса перечню критериев. Выявленное несоответствие указывается вместе с критериями.

Этап 2. Оценивается соответствие бизнеса перечню критериев. За соответствие каждому показателю присваивается 1 балл, в случае несоответствия — 0 баллов.

Анализ проводится на основании запроса бизнеса через Личный кабинет налогоплательщика — по критериям, предусмотренным выбранным шаблоном (стандартный, дополнительный, произвольный). По каждому из шаблонов запрос о проведении анализа может быть направлен не более одного раза в день. 

Критерии оценки ИП и юрлиц

Анализ ИП будет проводиться на основе 31 показателя, включая причастность к экстремистской деятельности, присутствие в реестре недобросовестных поставщиков и реестре работодателей с признаками нелегальной занятости и др.:

  1. наличие существенных прямых расхождений по НДС;
  2. наличие в реестре недобросовестных поставщиков;
  3. наличие существенной недоимки;
  4. наличие решения о предстоящем исключении из ЕГРИП;
  5. в отношении ИП проводится процедура ликвидации, банкротства, ИП прекратил свою деятельность;
  6. ИП является лицом, указанным в абз. 2-9 подп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона о регистрации (Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ);
  7. ИП является дисквалифицированным лицом;
  8. причастность к экстремистской деятельности или терроризму;
  9. наличие решения межведомственного координационного органа (проверка факта наличия в отношении лица решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества);
  10. ИП не признан иностранным агентом;
  11. среднемесячная заработная плата на 1 сотрудника превышает средний уровень в разрезе региона и ОКВЭД за ….г., руб.;
  12. численность 5 человек и более;
  13. отсутствие факта снижения численности сотрудников;
  14. государственная регистрация ИП произведена менее 12 месяцев назад;
  15. налоговая нагрузка с доходов за ____ г., % (с учетом НДФЛ, подлежащего уплате в качестве налогового агента);
  16. налоговая нагрузка с доходов за ____ г., % (без учета НДФЛ, подлежащего уплате в качестве налогового агента);
  17. Отсутствие задолженности по обязательным платежам на 1 января года проведения оценки в бюджеты бюджетной системы РФ
  18. наличие существенной недоимки на 1-е число месяца проведения оценки;
  19. среднемесячный размер заработной платы работников за год, предшествующий году проведения оценки, составляет менее размера среднемесячной заработной платы по городу Москве или менее среднеотраслевого уровня заработной платы, установленного в приказе ДПИИР и ДЭПИР от 06.07.2023 № П-18-12-192/23/ДПР-ПР-106/23;
  20. среднесписочная численность сотрудников за последний расчетный (отчетный) период, предшествующий дню подачи заявки, составляет менее 5 человек;
  21. наличие факта снижения численности сотрудников за последний расчетный (отчетный) период более чем на 20%;
  22. отсутствие ИП в реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;
  23. наличие привлечения к административной ответственности в части нарушений по ККТ;
  24. минимальная среднемесячная заработная плата 1 сотрудника ниже уровня минимального размера оплаты труда по РФ;
  25. наличие в реестре работодателей, у которых выявлены факты нелегальной занятости;
  26. среднемесячная заработная плата превышает средний уровень в целом по РФ в разрезе ОКВЭД;
  27. среднемесячный размер заработной платы работников за год, предшествующий году проведения оценки ниже уровня минимального размера оплаты труда по городу Москве;
  28. объем уплаченных налогов и сборов в бюджет города Москвы с учетом НДФЛ за год, предшествующий году проведения оценки;
  29. объем уплаченных налогов и сборов в бюджет города Москвы с учетом НДФЛ за год, предшествующий году проведения оценки;
  30. показатель фактической совокупной фискальной нагрузки;
  31. показатель нормативной совокупной фискальной нагрузки.

Для юрлиц анализ глубже — на основе 55 показателей.

Фокус
Оперативно предоставим важную информацию о контрагентах. Вы сможете принимать обоснованные решения о сотрудничестве, избегая рисков.
Узнать больше
Реклама 16+.
Фокус
Оперативно предоставим важную информацию о контрагентах. Вы сможете принимать обоснованные решения о сотрудничестве, избегая рисков.
Узнать больше
Реклама 16+.
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий