Страх перед телефонными звонками может вызывать постоянный стресс у продавцов и быстро привести их к выгоранию и увольнению. Текучка кадров в отделе продаж спровоцирует убытки для всей компании. О причинах «телефонофобии» и средствах борьбы с ней рассказываем в материале.
Сегментируйте своих текущих клиентов и тестируйте скрипты на небольших репрезентативных выборках компаний
К чему ведут звонки через «не хочу»
Статистика по звонкам в России стабильно падала до пандемии, но с весны 2020 года россияне стали чаще пользоваться телефоном. Это подтверждают данные Минкомсвязи РФ и некоторых мобильных операторов. По данным ведомства в течение первого полугодия 2020 года абоненты сотовой связи проговорили на 12 млрд минут дольше, чем за тот же период в «доковидном» 2019 году: то есть в среднем на каждого россиянина пришлось на 1 час и 20 минут больше телефонного времени. За первые два квартала 2020 года продолжительность телефонных разговоров на территории РФ достигла 231,7 млрд минут: если распределить их между всеми россиянами, получится, что каждый провисел на проводе более суток — 26 с лишним часов.
При этом мало кто любит холодный обзвон и это ожидаемо: позвонить незнакомому человеку и предложить ему что-то купить психологически тяжело. Увы, без этого способа продаж не обойтись, если компания работает на рынке, где много покупателей и конкурентов. Так и живём: звоним через «не хочу». Но какой ценой?
Боязнь звонков — «телефонофобия» — может привести к невыполнению плана по звонкам и проблемам с клиентами. Чтобы поддерживать продажи на уровне и увеличивать их, необходимо повышать эффективность телефонных коммуникаций. А это трудно, если вам или вашим сотрудникам свойственно:
- Долго откладывать звонок.
- Часами готовиться к разговору, пытаясь просчитать, что скажет собеседник и как вы ему ответите.
- Не отвечать на вызовы с незнакомых номеров.
Телефонофобия снижает мотивацию и работоспособность продажников. Если ради каждого звонка преодолевать внутреннее напряжение, подключать волевое усилие, то постоянная тревога выльется в выгорание. Это распространенная проблема среди людей, работающих на холодном обзвоне.
Неустойчивые к стрессу и низкооплачиваемые специалисты не обеспечат стабильный рост бизнеса. Чтобы сохранить и приумножить доход, необходимо обучить сотрудников искусству непринуждённых и уверенных звонков. А для этого имеет смысл самому освоить техники борьбы с тревогой перед разговорами с незнакомыми людьми.
Волшебной таблетки от телефонофобии, как и от любой другой, не существует. Чтобы найти своё «лекарство» от боязни звонков, нужно сначала выяснить причину такой реакции.
Какие бывают фобии и откуда они берутся
Есть три наиболее распространённых фобии, которые возникают у людей, чья работа завязана «на трубке».
Боязнь отказа
Его в той или иной степени испытывают все. Но чаще всего с ним сталкиваются люди, которые продают товары и услуги по телефону. Человек испытывает стресс, когда сталкивается с отказом. Страх и нежелание звонить вызывает предчувствие, что на том конце провода «пошлют».
«Потеря» лица
Телефонный разговор в отличие от мессенджеров вынуждает человека мгновенно реагировать на реплики собеседника. По ходу переписки есть время подумать над ответом, перечитать и скорректировать его. Все привыкли к такой функции, отказ от неё вынуждает выйти из зоны комфорта. В итоге менеджер переживает из-за того, что сделает или скажет что-то не то. Например, будет запинаться, не подберёт нужные слова, выставит себя нелепым и некомпетентным. Боится стыда перед другим человеком.
Нарушение личных границ
Когда продавец звонит кому-то по телефону, чаще всего он не знает, готовы с ним говорить или нет. Возникают боязнь, что звонок может помешать человеку. Возможно, он спит или на совещании и не может отвлечься, и звонок причинит ему дискомфорт, вызовет злость.
Павел Пинженин
Основатель и руководитель тренинг-клуба «Лига речи», организатор турнира лучших ораторов «Ораторкомбат»Тревога усугубляется, когда мы ощущаем разницу в социальном статусе. Нам трудно побеспокоить собеседника, который, по нашему мнению, имеет более высокий статус в обществе. Мы боимся доставить неудобство социально значимым людям.
Методы борьбы с телефонофобией
Некоммуникационные методы
Точный подбор базы для обзвона. Чем выше у клиента потребность в товаре, тем меньше вероятность, что он холодно воспримет звонок продавца. О потребности в товаре могут говорить разные признаки компании: вакансии, которые она размещала, имущество, которое у нее есть, закупки, в которых предприятие участвует, и так далее.
Поэтому по этим признакам можно отобрать в список для обзвона те компании, где вероятность «тёплого приёма» выше. Например, компания продаёт запчасти для сельскохозяйственной техники. Есть два совхоза. Сотрудники точно знают, что в одном есть трактор — он в лизинге, а договор лизинга есть в открытом реестре. Про второй совхоз информации нет. Звонить в первый совхоз выгоднее.
Для поиска компаний по таким признакам можно использовать официальные источники типа Федресурса, Единой информационной системы, ЕГРЮЛ, ЕГРИП. Но это трудозатратно. Как упростить эту задачу, мы рассказали в этой статье.
Или попробуйте Контур.Компас — сервис черпает данные из всех вышеназванных источников, помогает на их основе составлять любые выборки российских компаний и выгружать полученные базы в формате для CRM или Excel. Зарегистрироваться можно бесплатно.
Обучение продукту. Одна из причин страха потерять лицо у менеджеров — это отсутствие веры в объект продажи и плохое его знание. Поэтому продуктовое обучениепродавцов — вещь необходимая.
Валерия Дубчак
Методолог сервиса Контур.Компас. Тренирует продавцов сервисаНапример, можно потренировать соответствие свойств и выгод: менеджер называет свойство товара и объясняет, в чём состоит польза для потенциального покупателя. Эта практика особенно полезна для начинающих. При качественном подходе тренировка займет до полутора часов, но она того стоит. Для большей наглядности её лучше проводить с демонстрацией товара на большом экране, как это делают наши продажники.
Хорошо помогают менеджерам справиться с робостью коллективные разборы, когда весь отдел разбирает звонок или конкретное возражение, с которым столкнулся менеджер: что можно было сделать по-другому, как действовать в таких ситуациях в будущем. Во-первых, так продавцы тренируются на «живых» примерах. Во-вторых, так появляется чувство коллективной поддержки: менеджер не сам по себе, он в команде.
Также полезно отыгрывать по ролям части скрипта продаж. Руководитель отдела последовательно берёт на себя роли секретаря, ЛВР (лица, влияющего на решение) и ЛПР (лица, принимающего решение), а менеджер отрабатывает каждый этап: выход на ЛПР, диагностика, возражения.
Иногда этой работы достаточно для эффективной разминки, но можно добавить и другие практики. Как вариант — отыграть весь сценарий за одного менеджера по продажам, когда сотрудники сменяют друг друга по ходу скрипта. Выглядит это так: один менеджер завязывает разговор, в любой момент руководитель может его прервать — тогда беседу с клиентом подхватывает следующий человек и так далее.
Коммуникационные методы
Не менее важно поработать над коммуникационными навыками. В частности, над уверенностью в себе. Осознать и принять, что одна ошибка не сможет уничтожить репутацию.
Занятия импровизацией. Во всех крупных городах есть антикафе, где проходят соответствующие тренинги. Первое, чему они учат, — не бояться ошибок.
Павел Пинженин
Основатель и руководитель тренинг-клуба «Лига речи», организатор турнира лучших ораторов «Ораторкомбат»Импровизация — лучшая практика для победы над страхом «потерять лицо». На импровизации вы постоянно ошибаетесь на глазах у публики: говорите не в тему, запинаясь, с паузами. Так вы убеждаетесь, что от этого люди не начинают относиться к вам хуже, и приобретаете уверенность. Если страх потери лица — ваш страх, то стоит посетить хотя бы пять занятий импровизацией.
«Жёсткая» разминка. Помогает справиться с боязнью отказа. Нужно несколько раз прогнать предстоящий телефонный разговор с другом или коллегой, предварительно договорившись, чтобы партнёр отвечал максимально грубо. Когда человек пережил самое страшное — получил жёсткий отказ несколько раз и убедился, что сумел с этим справиться — совершить настоящий звонок будет менее тревожно, уверяет Пинженин.
Подмена цели – другой способ в борьбе со страхом отказа.
Павел Пинженин
Основатель и руководитель тренинг-клуба «Лига речи», организатор турнира лучших ораторов «Ораторкомбат»Вы звоните, чтобы получить в ответ «да»? Разумеется, вы расстроитесь, когда вам скажут «нет».
Поменяйте цель: отныне вы звоните, чтобы услышать «нет». Вы коллекционер отказов. Когда услышите «нет», это будет значить, что вы справились со своей миссией.
Ну а если вам скажут «да», то огорчение от этой «неудачи» компенсируется тем, что вы достигли другой своей цели. Таким образом, что бы вам ни ответили, в чём-то одном вы точно преуспеете.
Изменение баланса значимости. Что касается страха нарушить личные границы собеседника, есть два пути, связанных с самоощущением:
- Повысить собственную значимость. Вспомните перед звонком все свои достижения, мысленно перечислите регалии и успехи, напомните себе о собственном статусе и важности.
Валерия Дубчак
Методолог сервиса Контур.Компас. Тренирует продавцов сервисаНе забывайте о пользе вашего звонка для клиента. Вы вступаете с человеком в контакт не для того, чтобы продать что-то бесполезное, а с целью помочь. Если у компании есть проблема, которую ваш продукт может закрыть, — вы способствуете росту благосостояния клиента. В этой ситуации действует стратегия win-win, поэтому нет причин, чтобы чувствовать себя навязчивым или неуместным.
- Уменьшить значимость собеседника. Подумайте о том, что он обычный человек — не такой уж статусный, со своими слабостями.
Сегментируйте своих текущих клиентов и тестируйте скрипты на небольших репрезентативных выборках компаний
Как правильно делать холодные звонки по продаже (техники, скрипты, стратегии, методы)
Звоните только тем клиентам, у кого может быть потребность в вашем продукте. Массовый обзвон по слишком широкому портрету крадёт время продавцов и ваши деньги. Кроме того, такой метод порождает правовые риски. Чтобы этого избежать, тщательно работайте над портретами целевых клиентов — мы написали подробное руководство, как это сделать.
Не спихивайте формирование клиентской базы на менеджеров. Делайте это централизованно, с помощью маркетолога, коммерческого директора или просто опытного менеджера по продажам. Централизованный поиск даёт больше времени для звонков и снижает вероятность спадов в холодных продажах. Мы подробно писали о плюсах централизованного поиска клиентов в отдельной статье.
Звоните без перерывов в течение 45 минут. Внутренний блок снимается после 20 минут, и на вторые 25 минут приходится пик продуктивности.
Работайте по скрипту и используйте разные скрипты для продаж в разные портреты. Скрипт помогает обеспечить минимальную планку продуктивности для всего отдела продаж и даёт опору для менеджера. В отдельной статье мы подробно рассказывали, как составить работающий скрипт для продаж и применять его.
Уменьшить тревожность
Какой бы способ борьбы с «телефонофобией» вы ни выбрали, первое время звонить будет всё равно трудно. Чтобы поддержать себя, можно использовать приёмы для уменьшения тревожности, которые советуют психологи и опытные ораторы:
- Снять напряжение. Сбросить лишний адреналин помогут физические упражнения: побегайте, попрыгайте, помашите руками, напрягите все мышцы на пять секунд, а потом расслабьте. Отдышитесь и лишь после этого набирайте номер. Можно также сделать дыхательные упражнения и немного помедитировать. Эти практики позволят вам расслабиться и сконцентрироваться, а также успокоят нервную систему.
- Принять удобную позу. У каждого своё «ресурсное» положение тела. Если вам удобнее и легче говорить, например, стоя, так и делайте.
- Позаботиться о себе. Вы испытаете меньше тревожности во время звонка, если будете сыты и полны сил после отдыха.
- Вознаградить себя за успех. После сложного звонка сделайте что-то приятное: прогуляйтесь, побалуйте себя вкусным, посмотрите видео, которое давно откладывали. Успехом не обязательно должна быть продажа, им может быть и иной результат: знакомство с ЛПР, договорённость о встрече или онлайн-презентации, повторном созвоне.
Помнить про этикет
Соблюдая несложные правила телефонного этикета, вы сразу оградите себя от массы неловких ситуаций.
Разговор следует начинать с приветствия и представления. Второй репликой назовите цель звонка и «купите время» собеседника: спросите, готов ли он уделить вам несколько минут. Так вы не только продемонстрируете ваше уважение к человеку на другом конце провода, но и снимете собственный страх нарушить личные границы. Если вам ответят, что не могут говорить, уточните, когда можно перезвонить. К следующему созвону вы уже будете готовы и вооружены согласием другой стороны.
Если вам неизвестно имя того, с кем беседуете, стоит его уточнить и записать, чтобы не забыть в ходе диалога.
На трубке не занимайтесь посторонними делами — не отвлекайтесь на еду, питье, других людей. Необходимо сосредоточиться на собеседнике и предмете разговора.
В конце созвона подведите итоги. Это позволит вам выяснить, одинаково ли участники диалога трактуют результат беседы, нет ли разночтений в договорённостях. Завершая звонок, поблагодарите человека на другом конце провода за уделённое время.
Чек-лист по борьбе с телефонофобией
-
Для успешной борьбы с «телефонофобией» в себе и в подчинённых нужно определить причины страха перед звонками. Задайте себе и подчинённым вопросы: какие ассоциации у меня возникают при мысли о звонке? Что плохого может произойти во время разговора? Каким я буду после звонка?
-
Используйте один или несколько приёмов, чтобы справиться со стрессом. Основные способы:
- подбирать клиентов, у которых есть признаки потребности в продукте;
- понимать, в каких ситуациях и как ваш товар поможет клиенту;
- оттачивать коммуникативные навыки;
- сбалансировать «значимость» — свою и собеседника;
- поставить такую цель коммуникации, чтобы в любом случае выйти победителем.
- Следите за своим комфортом и самочувствием, чтобы снизить тревожность: вовремя питайтесь, делайте перерывы на физическую разминку между звонками.
- Соблюдайте этикет и проявляйте элементарное чувство такта к собеседнику.
Контур.Компас помогает получать отборные контакты для холодных продаж и рекламных кампаний. Используйте для этого более 70 критериев поиска. Чем точнее база, тем выше конверсия в оплату.