В чем польза магазину, заведению или салону от СБП — Контур.Маркет

В чем польза магазину, заведению или салону от СБП

11 августа 2023 2

В июне 2023 года доля безналичных платежей на кассе составила в рознице 64 %, а в общепите — 84 %. Оплачивая покупки, люди всё чаще используют СБП. Расскажем, насколько сложно внедрить оплату по QR-коду, какие есть преимущества и недостатки. А еще узнаем, что об этом думают представители бизнеса.

Система быстрых платежей помогает экономить

СБП — сервис, с помощью которого можно совершать межбанковские переводы. Бизнес использует систему для приема платежей по QR-коду в магазинах, пунктах выдачи товаров, салонах, в сфере услуг и общепита. Главное преимущество СБП — низкие комиссии при переводах.

Наша компания производит мягкую мебель на заказ: диваны, кровати, матрасы, пуфы и стеновые панели. У нас есть четыре салона в разных регионах страны. Раньше мы ежемесячно тратили большие средства на обслуживание эквайринга, комиссия была 1,99 %. А потом внедрили СПБ, процентная ставка 0,4 %, это значительно ниже.

Екатерина Горбунова
Главный бухгалтер компании Krowatson

Банки, которые предоставляют услуги эквайринга, получают от бизнеса комиссию в размере 1–3 %. Минимальная комиссия СБП — 0,2 %. Она установлена для переводов на счет компаний, которые предоставляют жилищно-коммунальные услуги.

Комиссия, равная 0,4 %, установлена для компаний, которые работают в следующих сферах:

  • розничная торговля потребительскими товарами;
  • медицина, продажа лекарств, БАДов;
  • образование; 
  • страхование;
  • телекоммуникации, информационные и почтовые услуги;
  • управляющие компании;
  • инвестиции (ПИФы и инвестиционные фонды);
  • пенсионные фонды; 
  • транспорт;
  • благотворительность;
  • самозанятые.

Для всех остальных компаний комиссия составляет 0,7 %. При этом для всех участников СБП размер комиссии не может превышать 1500 рублей в рамках одного перевода.  

Бизнес получил льготы от государства

Банк России и Национальная система платежных карт создали СБП в 2019 году. Тогда же регулятор обязал все крупные банки страны подключиться к сервису. Сегодня к СБП подключены около 200 российских банков.

С полным списком участников можно ознакомиться на официальном портале системы

История создания СБП напрямую связана с техническим прогрессом в банковской сфере и деятельностью регулятора. До запуска системы более 90% всех переводов лиц между банками проходили через Сбербанк. Пользователи имели возможность мгновенно переводить деньги в страны СНГ и ближнего зарубежья, естественно, все комиссии с этих переводов также уходили в Сбербанк. СБП была запущена как реакция регулятора на лидерство банка. В период пандемии СБП продемонстрировала взрывной рост на фоне возросшего спроса на все безналичные операции, а после событий февраля 2022 года, по сути, стала единственной полноценной отечественной системой приёма платежей, которая продолжает набирать обороты.

Александр Захаров
Менеджер по развитию направления в Контур.Маркете

Чтобы ускорить процесс подключения предпринимателей к новому сервису, Центробанк запустил программу компенсации расходов за использование СБП. Она действовала с 1 июля 2021 года до 31 декабря 2022 года.

Магазин принимал платеж на кассе с помощью СБП, и комиссия автоматически уходила банку. В течение 32 рабочих дней с окончания расчетного месяца государство возвращало сумму комиссии на счет банка, а он отправлял ее магазину. Такой льготой могли пользоваться только представители малого и среднего бизнеса.

Мы пытались согласовать с банком такую же небольшую ставку, как по СБП. Но нам отказали, ссылаясь на то, что у нас небольшой оборот. Поэтому для нас СБП очень выгодна, отказываться от этого не планируем. К тому же мы узнали, что государство возвращает комиссию за платежи, которые прошли до конца 2022 года. Даже после отмены возврата комиссии СБП все равно для нас выгоднее, чем эквайринг.

Екатерина Горбунова
Главный бухгалтер компании Krowatson

В декабре 2022 года Центробанк и общественная организация «Опора России» предложили продлить программу по возмещению бизнесу комиссий в 2023 году. По предварительным расчетам, на это потребовалось бы около 1 млрд рублей («Известия»). Однако государственной поддержки эта инициатива не получила.

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

СБП легко подключить

Для подключения к СБП бизнесу нужно заключить договор на прием платежей с банком. Важно, чтобы банк был участником СБП, иначе использовать сервис нельзя.

Для работы с СПБ еще понадобится касса и кассовая программа, которая поддерживает работу с сервисом. У Krowatson к моменту подключения уже были закуплены кассовые аппараты для оплаты эквайрингом.

3 причины подключить СБП для приема оплаты от клиентов

Клиенты Контур.Маркета могут интегрировать кассу с СПБ, если кассовое оборудование работает на Android, а у бизнеса есть расчетный счет в банке «Тинькофф». Контур.Маркет представляет несколько решений:

QR‐код на кассе: как настроить оплату по СБП

  • Мобильная касса MSPOS‑E‑Ф совмещает в одном устройстве и эквайринг, и оплату по QR-коду через СБП.
  • Кассы MSPOS-K и MSPOS Т-Ф помогают проводить оплаты по СБП: кассир формирует чек на кассе, нажимает «Оплата по QR-коду» и дает покупателю считать код телефоном. А еще к ним можно подключить внешний терминал эквайринга.
Мы являемся партнерами Контура и банка «Тинькофф», поэтому условия СБП нам подходили. Подключать СБП на кассовых аппаратах было просто, и в бизнес-процесс мы это встроили легко.

Екатерина Горбунова
Главный бухгалтер компании Krowatson

Не замедляет работу сотрудников

Существует несколько сценариев размещения QR-кодов для оплаты. Например, на экране кассы, на платежном терминале с возможностью оплаты по NFC, на экране любого стороннего приложения, на документах, посылках и пречеках.

При оплате онлайн-заказа с помощью СБП клиентам не обязательно нужен QR-код. Для сайтов, их мобильных версий и приложений СБП может предложить кнопки оплаты. Это упростит работу менеджеров и ускорит процесс оплаты.

Я сделала вводный инструктаж региональным менеджерам, которые непосредственно работают с кассой онлайн. На этом всё. Никто из наших сотрудников не жаловался, что работать с СБП неудобно.

Екатерина Горбунова
Главный бухгалтер компании Krowatson

Тренд на безналичные расчеты растет

Аналитики Контур.Маркета фиксируют рост доли безналичных оплат по данным с касс, подключенных к ОФД Контура, в 2023 году.

Средняя доля наличных и безналичных оплат за весь 2022 год и первую половину 2023 года:

Средняя доля наличных и безналичных оплат

Рост во втором квартале 2023 года обеспечили показатели розничной торговли: в апреле доля безналичных платежей составляла 64 % от общего числа покупок, в мае — 67 %, а в июне — 70 %. Тогда как в сфере общепита уровень безналичных платежей демонстрировал стабильность, все три месяца 84 % покупок были оплачены картой или СБП.

Нынешний рост безналичных оплат трудно связать с каким-то событием, которое потрясло бы экономику так же сильно, как прошлогодний уход международных платежных систем с российского рынка. Вероятно, играет роль общий тренд на цифровизацию: даже небольшие магазины приобретают терминалы эквайринга, пожилые граждане все активнее осваивают банковские карты, подрастает новое поколение пользователей — к примеру, появилось много банковских продуктов для детей.

Дарья Жигалина
Эксперт Контур.Маркета по анализу данных

Оплата по QR-коду набирает популярность, все больше людей учатся пользоваться сервисом — это подтверждают данные Центробанка. В первом квартале 2023 года каждый четвертый житель России хотя бы раз оплатил товары и услуги с помощью СБП. Всего за январь, февраль и март этого года граждане совершили более 1,2 млрд операций с помощью системы. Это почти в три раза выше аналогичного показателя первого квартала 2022 года.

Наши покупатели в основном платят карточкой. Если есть карточка, значит, есть приложение банка, и поэтому их не нужно специально учить оплачивать через систему быстрых платежей. Они уже разбираются в этом. Мы говорим, что есть возможность оплатить по QR-коду. Люди реагируют спокойно. В основном это молодежь и средний возраст, люди продвинутые. Есть и возрастные покупатели, которым привычнее оплачивать наличными, но тут ничего не поделаешь.

Екатерина Горбунова
Главный бухгалтер компании Krowatson

Нежелание пожилых людей оплачивать покупки через СБП — один из немногих минусов. Еще клиенты Маркета высказывали пожелание упростить процесс оплаты.

Кажется, что можно сократить количество шагов при оплате. Сначала добавляем позиции в чек, касса этот чек формирует и предлагает выбрать форму оплаты: банковскую карту, наличные или QR-код. Мы выбираем QR-код, потом показываем его клиенту, он считывает код своим телефоном, и так происходит оплата. Здесь можно было бы предложить какую-то связку, чтобы было меньше действий.

Екатерина Горбунова
Главный бухгалтер компании Krowatson

Еще у магазина или заведения общепита может быть сложность с тем, чтобы смотреть в отчетах безналичные оплаты детально: отдельно через СБП и отдельно через эквайринг. В целом преимуществ у системы быстрых платежей гораздо больше, чем недостатков.

Контур.Маркет помогает получать оплату через СБП

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Другие статьи

Все статьи