Работа с ЕГАИС в Маркете: наиболее частые ошибки и как их исправить — Контур.Маркет — СКБ Контур

Работа с ЕГАИС в Маркете: наиболее частые ошибки и как их исправить

24 ноября 2022 Инструкция

При работе с ЕГАИС могут возникать ошибки, связанные с учетом алкоголя и отправкой отчетности в госсистему. Маркет показывает уведомления о них. В статье разберем три самые распространенные ошибки: почему они возникают и как их исправить.

«Нет связи с ЕГАИС» или «Не удалось подключиться к УТМ»

Сервис показывает такие уведомления, когда отсутствует соединение с Универсальным Транспортным Модулем (УТМ) на рабочем месте. УТМ устанавливают на кассу для взаимодействия с ЕГАИС. 

Вот почему может не работать соединение с УТМ:

  • Закончился срок действия RSA-сертификата или электронной подписи для ЕГАИС. Это самая популярная причина ошибки.
  • К рабочему месту не подключен носитель Рутокен ЭЦП 2.0 или JaCarta-2 SE, на который установлен сертификат электронной подписи предпринимателя или должностного лица. Если носитель подключен, но выходит ошибка — возможно, он определяется некорректно.
  • УТМ не запустился автоматически. Это могут быть технические неполадки или неправильные настройки системы. Например, если ограничена возможность автоматического запуска служб на компьютере, УТМ не может запуститься самостоятельно.
  • К компьютеру подключено несколько USB-носителей.
  • Компьютер использует Помощник УТМ. Это программа-посредник между УТМ и сервисом Контур.Маркет. Помощник позволяет работать с ЕГАИС с любого компьютера, даже если к нему не подключен УТМ.
  • Некорректно указан адрес подключения к УТМ. Адрес указан с опечатками либо указанный адрес недоступен из-за некорректных настроек локальной сети предприятия.

Как исправить

  1. Запустите автоматическое устранение неполадок. Нажмите кнопку «Восстановить соединение» или «Устранить неполадки» в сообщении от Маркета. Начнется установка и запуск компонентов для работы с ЕГАИС.

Нет связи с ЕГАИС

Не удалось подключиться к УТМ

Убедитесь, что на компьютере, на котором запускается устранение неполадок, установлен УТМ. Если установлен — отключите Помощника УТМ по инструкции. Если нет — запустите автоматическое устранение неполадок с компьютера, на котором установлен УТМ и к которому подключен носитель (Рутокен или JaCarta).  

  1. Проверьте, что на рабочем месте подключен только один носитель (JaCarta-2 SE или Рутокен ЭЦП 2.0) и он корректно определяется операционной системой. Если к компьютеру подключено несколько носителей — отключите лишние, а носитель для работы с ЕГАИС переподключите к компьютеру.

Корректность отображения носителя проверьте на компьютере в приложениях «Единый клиент JaCarta» (для носителя JaCarta) или «Панель управления Рутокен» (для носителя Рутокен ЭЦП 2.0).

Проверьте RSA-ключ. Проблема с RSA — самая популярная причина ошибок, связанных с УТМ. Убедитесь, что ключ действует. Перезапрос RSA-ключа часто помогает в исправлении неполадок с УТМ. Как запросить и получить ключ.

  1. Проверьте адрес УТМ. Это нужно, если УТМ установлен не локально, а например, на другом компьютере. Вместо адреса «http://localhost:8080» укажите внутренний IP-адрес и порт основного компьютера. Пример адреса: http://192.0.0.5:8181/ (192.0.0.5 — IP-адрес, через «:» порт — 8181).

Вот как проверить, что вы указали нужный адрес: откройте новую страницу в браузере и в адресной строке укажите адрес подключения (пример: http://192.0.0.5:8181/). Откроется домашняя страница УТМ. Если на странице появляется сообщение «Не удается отобразить эту страницу», проверьте, правильно ли указан адрес подключения. Уточнить его можно у системного администратора. Если адрес указан верно, но всё еще выходит ошибка — проверьте соединение с УТМ на основном компьютере.

Подробности смотрите в инструкции.

«Позиции имеют необеспеченный расход»

Ошибка может прийти в ответ на исходящую накладную, акт списания с первого или второго регистра. Причина: на балансе организации по данным ЕГАИС продукции меньше, чем указано в документе. В тексте ошибки ЕГАИС перечисляет позиции, по которым есть проблемы. 

Что такое регистры в ЕГАИС

Как исправить

Сначала в любом случае проверьте, что все входящие ЕГАИС-документы обработаны. Убедитесь, что документооборот по исходящим накладным завершен.

Если ошибка в исходящей накладной

Операции возврата, перемещения или поставки алкоголя ЕГАИС проводит с первого регистра. 

  1. Проверьте баланс ЕГАИС по позициям из ошибки на обоих регистрах.
  2. Если на первом регистре не хватает количества для проведения документа, а алкоголь числится на втором, то перенесите продукцию со второго регистра на первый. Маркет делает это автоматически при формировании исходящей ЕГАИС-накладной.
  3. Отправьте накладную еще раз.

Если ошибка в акте списания со второго регистра

  1. Проверьте баланс ЕГАИС по позициям из ошибки на обоих регистрах.
  2. Если на первом регистре хватает количества для списания, а на втором нет — перенесите продукцию с первого регистра на второй.
  3. Отправьте акт еще раз.

Если количества алкоголя на балансе ЕГАИС по обоим регистрам не хватает для списания — проверьте историю движения продукции по документам. Возможно, списание уже было зафиксировано ранее в ЕГАИС.

Если ошибка в акте списания с первого регистра

Помарочный алкоголь списывается только с первого регистра. Действуйте в зависимости от типа продукции в акте списания.

Пиво, сидр, пуаре, медовуха Помарочная алкогольная продукция
  1. Проверьте баланс ЕГАИС по позициям из ошибки на обоих регистрах.
  2. Если на первом регистре не хватает количества для проведения документа, а алкоголь числится на втором, то перенесите продукцию со второго регистра на первый.
  3. Отправьте акт еще раз.
  1. Проверьте баланс ЕГАИС по позициям из ошибки на первом регистре.
  2. Если количества алкоголя на балансе ЕГАИС на первом регистре не хватает для списания — проверьте историю движения продукции по документам. Возможно, списание уже было зафиксировано ранее в ЕГАИС.
  3. Отправьте акт еще раз.

«Превышен лимит ЕГАИС на 100 бутылок в месяц»

В ЕГАИС с 2017 года установлены лимиты на количество алкоголя, которое можно поставить на баланс первого регистра. Ограничение затрагивает все виды алкогольной продукции: крепкое спиртное, пиво, сидры, медовуху, пуаре.

В течение календарного месяца с одного кода торговой точки в ЕГАИС можно зафиксировать на каждом регистре не более 100 бутылок или 100 дал разливного алкоголя. Эти правила касаются:

  • Юридических лиц, торгующих любым алкоголем, в том числе на разлив. Для каждого магазина одного юрлица действует свой лимит. Ограничение привязано к КПП организации, имеющей уникальный FSRAR_ID — идентификатор, который ФСРАР присваивает индивидуальному предпринимателю или каждой торговой точке юридического лица.
  • ИП, торгующих любым алкоголем, в том числе на разлив. Если ИП работает с одним FSRAR_ID и несколькими адресами на нём, то лимит распространяется на FSRAR_ID независимо от количества точек. Если ИП работает с несколькими FSRAR_ID (на каждый адрес деятельности), то лимит распространяется на каждый такой FSRAR_ID — на каждый адрес торговой точки.

Как исправить

Вот что делать, если вам нужно поставить на баланс продукцию сверх лимита.

  1. Отправьте в ЕГАИС акт постановки на нужное количество продукции. Вам придет ответ, что документ не принят из-за превышения лимита. 
  2. Направьте заявление в адрес соответствующего территориального подразделения Росалкогольрегулирования. После проверки продукции на легальность вам могут дать подтверждение постановки на баланс. Контакты ФСРАР указаны здесь.
  3. Отправьте в межрегиональное управление РАР дополнительную информацию, если потребуется. РАР может запросить: 
    • номер и дату возвращенного акта постановки на баланс;
    • причины отсутствия продукции на остатках в системе ЕГАИС;
    • подтверждение легальности продукции, например заверенные копии сопроводительных документов на эту продукцию.

Если не удалось исправить ошибки самостоятельно, обратитесь в техническую поддержку Контур.Маркета или ЕГАИС.

Какие штрафы грозят, если не исправлять ошибки ЕГАИС

Нарушителей могут наказать за неправильный порядок учета оборота продукции или за нефиксацию информации в ЕГАИС. По ст. 14.19 КоАП РФ должностное лицо оштрафуют на 10–15 тысяч рублей, а юрлицо — на 150–200 тысяч рублей. Также могут конфисковать продукцию, которая явилась предметом правонарушения.

Если нарушения неоднократные — действует уголовная статья. Осужденному грозит штраф или исправительные работы на срок до одного года по ст. 171.4 УК РФ. Размер штрафа составит 50–80 тысяч рублей или сумму дохода нарушителя за период от трех до шести месяцев.  

Два раза в месяц отправляем рассылку с самыми важными новостями
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Два раза в месяц отправляем рассылку с самыми важными новостями
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи