Как вести бизнес с друзьями и зачем предпринимателю личный блог — Контур.Маркет

Как вести бизнес с друзьями и зачем предпринимателю личный блог

20 августа 2024

«Я могла бы написать книгу о том, как не надо открывать бренд». С основательницей бренда одежды LOVERS Елизаветой Грязновой мы поговорили о том, каких ошибок на старте лучше избежать, а если они случились — как перевести их в лояльность. Лиза поделилась, как не поссориться с друзьями, если у вас совместный бизнес, почему предпринимателям важно развивать личный бренд и как выделить свою «белую футболку» среди сотен других. Еще мы обсудили плюсы собственного производства и когда стоит на него перейти. В статье — краткие советы, а в ролике — полный рассказ об опыте, неприятностях и успехах бренда.

Почему перед запуском полезно пообщаться с другими предпринимателями

По образованию Лиза юрист. Работала в SMM и набиралась опыта и насмотренности, сотрудничая в качестве менеджера и модели с различными брендами одежды.

Разбираться в нюансах открытия бренда одежды помогали друзья, у которых уже были свои бренды. Это сильно сокращает путь, так можно сделать меньше ошибок. Не каждый предприниматель готов делиться опытом, посоветовать ткани, дизайнеров, швей, но знакомые Лизы дали много советов, замотивировали и поверили в начинания. На старте были мысли: «Брендов одежды уже куча, как мы сможем выделиться?». Друзья-предприниматели успокоили: «Брендов куча, а твоего нет».

Новым ИП — год Эльбы бесплатно

Всем ИП младше 3 месяцев годовой доступ ко всем возможностям Эльбы

Реклама 16+.

Как вести бизнес с друзьями без конфликтов

У LOVERS два сооснователя — Лиза Грязнова и Максим Колесников. Максим живет в Уфе, Лиза — в Екатеринбурге. Производство запустили в Уфе, потому что там было дешевле, чем в Екатеринбурге и других соседних областях. 

Распределите обязанности на старте. Сооснователи сразу же зафиксировали, кто и чем будет заниматься в бренде. Это главный совет — «на берегу», когда партнеры еще даже не начали заниматься брендом, распределить зоны ответственности. Поможет избежать недопониманий и ссор в дальнейшей работе. Лиза и Максим сразу же решили, у кого приоритетный голос в каждом вопросе — найм сотрудников, дизайн и прочее. Всё зафиксировали в официальном договоре. Максим выбрал заниматься производством, сделал сайт, подключил оплату, работает с загрузками и отгрузками, оптовыми заказами. А на Лизе — творческая часть бизнеса: маркетинг, разработка новинок, выбор ткани, коллаборации, съемки. 

Лишние эмоции и конфликты возникают, но из них нужно уметь выходить. Приходится вовремя проявить строгость по отношению к другу, когда понимаешь, что что-то задерживается или идет не так — в вашей зоне ответственности. 

Делегируйте то, чем не хотите заниматься. Когда сооснователи работали только вдвоем, были задачи, которыми никому из них заниматься не хотелось, и работа могла идти не очень хорошо. Когда команду расширили и делегировали часть задач, каждый стал заниматься своим любимым делом и споров стало меньше.

Переключайте личное и рабочее. Когда Лиза и Максим созваниваются, не смешивают разговор «как друзья» с разговором «как партнеры». Например, утром решают только рабочие вопросы, а вечером могут поговорить о личных делах. 

Почему перешли с аутсорса на собственное производство

Изначально основатели бренда выбрали аутсорс, потому что собственное производство пока не могли себе позволить. Да и нужно было сначала определиться, необходима ли своя фабрика. Вот советы, когда пора запускать производство.

Отшиваете и продаете много одежды, есть оптовые заказы. Есть множество брендов, которые очень давно на рынке, но у них нет своего производства, потому что есть отличные специалисты, которые могут всё сделать на аутсорсе. Но LOVERS решили играть по-крупному, и когда заказов стало очень много, поняли, что аутсорс-производство уже не справляется. 

Хотите выпускать коллекции быстро. На аутсорсе запись на отшив может быть на несколько месяцев вперед, а на своей фабрике вы сами решаете, что пошить сейчас, а что позже. На своем производстве вы всегда приоритет номер один и главный персонаж. Сможете всегда при пошиве что-то сразу исправить, изменить, в любой момент обсудить со специалистом, что вам нужно. 

Лиза поделилась историей, которая поможет другим предпринимателям избежать некоторых неприятностей в работе с тканями и разногласий с клиентами — читайте в статье.

Почему предпринимателям важно развивать личный бренд и вести блоги

Белых футболок сейчас очень много, и если вы делаете белую футболку — продавайте ее от своего имени. При всем многообразии товаров люди часто покупают именно у людей, кого они знают и кто им нравится. Лиза активно ведет соцсети и имеет большую аудиторию, рассказывает о своей жизни и показывает жизнь бренда с самого начала основания. Рассказывает как о достижениях, так и об ошибках — это знакомит подписчика поближе с основателем и повышает лояльность к бренду, если принципы и настроение бренда близки читателю по духу. Человек, вероятнее всего, будет подписан не только на основателя, но и на аккаунт бренда, что расширяет аудиторию. 

Лиза советует всем, кто открывает свой бренд, прокачивать свою узнаваемость, чтобы простую белую футболку купили именно у вас, потому что к вам лояльны. А еще будет проще искать сотрудников, к вам будут приходить люди, которые уже, скорее всего, знакомы с вами как с человеком, и понимают, что вы сработаетесь. 

Больше советов по развитию личного бренда смотрите в полном интервью. 

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Другие статьи

Все статьи