Правовое регулирование в сфере деятельности служб доставки — СКБ Контур

Правовое регулирование в сфере деятельности служб доставки

21 декабря 2022 810

Отрасль курьерской доставки активно развивается, это перспективное направление в сфере услуг и привлекательный вариант для предпринимателей. С ростом интернет-торговли услуги доставки закономерно остаются актуальными, ежедневно к курьерской службе обращаются множество людей и компаний.

У этого бизнеса есть ряд преимуществ: минимальный стартовый капитал, постоянно растущий спрос, отсутствие каких-либо квалификационных требований к сотрудникам, возможности развития и масштабирования.

Основные вопросы правового регулирования деятельности службы доставки освещают эксперты аутсорсинговой компании «Ваш кадровый ресурс».

Как зарегистрировать бизнес по оказанию услуг доставки

Служба доставки может осуществлять деятельность под регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя или ООО. Порядок регистрации регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Для упрощения процедуры рекомендуется открыть ИП и выбрать льготный налоговый режим УСН — 6% от доходов или УСН — 15% «доходы минус расходы». Для этого потребуются следующие документы: паспорт, ИНН, заполненное заявление по форме Р21001, документ об оплате госпошлины.

В качестве видов деятельности по ОКВЭД следует указать: 64.12 — Курьерская деятельность.

В зависимости от специфики можно включить и дополнительные коды:

52.61.2 — Розничная торговля, осуществляемая через телемагазины и компьютерные сети (электронная торговля, включая интернет).

63.40 — Организация перевозок грузов.

64.11.11 — Деятельность по приему, обработке, перевозке и доставке (вручению) почтовых отправлений.

74.82 — Упаковывание.

74.84 — Предоставление прочих услуг.

Лицензирование курьерской деятельности

При открытии курьерской службы многие задаются вопросом, нужна ли лицензия на осуществление деятельности.

Ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ определяет лицензию как специальное разрешение на право осуществления юрлицом или ИП конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензируемым органом.

Ст. 17 Федерального закона от 17.08.1999 № 176-ФЗ гласит, что операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ (далее — Закон о связи).

Ст. 2 Закона о связи устанавливает, что услуга связи — это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.

Напрямую Закон о связи не относит курьерскую деятельность к услугам связи. Однако если служба доставки осуществляет действия по приему, обработке, хранению, передаче, доставке почтовых отправлений, можно сделать вывод, что она подлежит лицензированию.

Большинство курьерских компаний предпочитают получать данную лицензию, чтобы не быть привлеченными к ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Судебная практика

Стоит обратить особое внимание на судебную практику, в которой суд в своих решениях ссылается на отсутствие у курьерской службы лицензии на оказание услуг почтовой связи. Например, постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2021 № 17АП-14105/2020-ГК по делу № А71-1341/2020 довод истца о сдаче в установленный срок заявления на почту посчитали не подтвержденным соответствующими доказательствами и не признали таковым квитанцию об отправке документа курьерской службой CDEK, так как истец не предоставил суду документы о наличии у последней лицензии на оказание услуг почтовой связи.

Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в своем определении от 10.07.2020 по делу № 88-10785/2020, 2-255/2019 поддержал суд первой инстанции, вернувший апелляционную жалобу в связи с тем, что доставка в суд документов посредством курьерской службы, не имеющей лицензии на осуществление услуг почтовой связи, не может свидетельствовать о своевременном исполнении определения судьи и устранении недостатков в предоставленный судом срок.

Очевидно, что в обоих случаях сами курьерские службы не понесли убытков из-за отсутствия лицензии, однако их клиенты по этой причине столкнулись с невыгодными для себя последствиями, и это стоит принимать во внимание.

Кто оплачивает доставку в случае возврата товара

Расходы на доставку товара обычно включены в его общую стоимость. Однако в случае его возврата встает вопрос, за чей счет она будет производиться.

Покупатель возвращает товар либо надлежащего качества, либо ненадлежащего — эти случаи необходимо разграничивать, так как у каждого свои нюансы порядка возврата.

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 предусматривает в п. 4 ст. 26.1, что потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней.

В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

Очевидно, речь идет о товаре надлежащего качества. То есть если товар качественный и у потребителя нет претензий к продавцу, последний не должен нести расходы за ошибку или небрежность клиента при формировании заказа.

Надо сказать, многие покупатели болезненно относятся к оплате доставки за невостребованный товар, поэтому продавцы с целью сохранения лояльности своей аудитории стремятся найти способ покрыть транспортные расходы за свой счет, несмотря на то что закон на их стороне. Это удается сделать несколькими способами:

  • путем включения в стоимость товара расходов на транспортировку с учетом вероятности возврата;
  • путем внесения покупателем полной или частичной предоплаты, что снижает вероятность отказа и побуждает относиться к выбору товара более ответственно;
  • путем автоматизированной проверки адреса получателя, что исключает доставку по ошибке и нежелательные расходы;
  • услуга фулфилмента от курьерской службы, включающая в себя, помимо остального, обработку возвратов.

В случае возврата товара ненадлежащего качества, необходимо обратиться к п. 25 Правил продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договору розничной купли-продажи (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463), которая устанавливает: расходы на осуществление возврата суммы, уплаченной потребителем в соответствии с договором розничной купли-продажи за товар ненадлежащего качества, несет продавец. В других случаях распределение указанных расходов определяется офертой.

Несомненно, при ведении дел стоит внимательно относиться к положениям договора, который подписывают курьерская служба с заказчиком (продавцом), чтобы впоследствии в ходе совместной работы исключить неприятные сюрпризы и неблагоприятные исходы.

Актуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий