Ухта, 2008
Без стартового капитала
Андрей Туисов построил бизнес на видеороликах. В 2008 году он создал в Коми студию «Тузфильм» для производства корпоративного видео и сумел привлечь крупных клиентов. Теперь предприниматель планирует участвовать в масштабных кинематографических проектах.
«Тузфильм» — участник конкурса «Я бизнесмен — 2014». Видеоролик можно посмотреть по ссылке.
Как управлять бизнесом без офиса и персонала? Где искать клиентов? Почему клиент не всегда бывает прав? На эти вопросы Андрей Туисов ответил в интервью «Контур.Журналу».
Бизнес как сеть
Я родился и вырос в Коми. После школы у меня не было денег поехать в Москву, чтобы учиться там, где хотелось, поэтому я и начал работать, а позже решил заняться съемкой и производством рекламных видеороликов. Постепенно это занятие стало моим бизнесом. До «Тузфильма» у меня никаких бизнесов не было, я работал по найму.
Сначала производство роликов целиком лежало на мне: я сам писал сценарии, руководил работой оператора, монтировал, озвучивал ролики. Раньше у меня был опыт работы звукорежиссером на радиостанциях. Вести все процессы самостоятельно я решил не только в целях экономии, но и из-за дефицита хороших специалистов в регионе. Изначально я не рассматривал это как бизнес, обычная работа на фрилансе.
В 2008 году я понял, что мне нужна государственная регистрация, потому что крупные заказчики, например, нефтяные фирмы или госкорпорации не работают с частными лицами. Я выбрал самое простое решение этой проблемы — зарегистрировал ИП. Потом понял, что в каких-то вопросах мне не хватает компетенций, и решил получить заочное образование в Гуманитарном институте телевидения и радиовещания по специальности «режиссер телевидения». В моем бизнесе большую роль играют технологии. Сейчас в домашних условиях есть возможность делать монтаж 4К, который используют специалисты на «Первом канале».
В «Тузфильме» я тружусь один, мне нет смысла содержать штат. Благодаря интернету я могу нанимать фрилансеров по всей России и даже за рубежом. Работа носит проектный характер. Съемки, например, могут длиться 3-4 дня, а это значит, что я привлекаю к работе оператора только на это время. Работа по созданию ролика вполне может занять три недели, из них мне нужно на одну неделю привлечь монтажера, на другую неделю — художника, еще на неделю — «закадровый голос». Поэтому сейчас «Тузфильм» выглядит как сеть: я работаю из дома, а дизайнер находится, например, где-то на Украине, диктор в Москве начитывает текст.
Нам границы не мешают. Мы делали проект для ресторана в Дублине. Там, в Ирландии, нашли операторов, которые все сняли, а остальное делали здесь, в России.
Поскольку «Тузфильм» я начинал один, то я хорошо понимаю всю структуру и процессы создания ролика. И это, конечно, мне очень помогает. Теоретически я сам могу сделать проект от начала до конца, но есть люди, которые делают какие-то вещи быстрее и красивее меня.
Управление фрилансерами
Сотрудников я ищу на сайтах фрилансеров. При выборе я смотрю на образование, а также на портфолио. Если оно мне нравится, беру человека. Иногда, конечно, бывают казусы: когда в портфолио видишь одно, а на деле получается иное. Часто сталкиваемся с этим в вопросе голоса: слушаешь презентационный ролик, вроде бы голос неплохой, заказываешь озвучку и получаешь совершенно не то – ни подачи, ни акцентов. Но обычно я все-таки стараюсь донести до возможных коллег суть проекта и предлагаю попробовать на каких-то черновиках.
Зато мне везло в другом: у меня не было случаев, когда кто-то из фрилансеров исчезал, не доделав работу. Обычно все понимают: если проект не будет сдан, за него «голову оторвут». Я начальник строгий, очень пристально слежу за сроками, ведь это моя репутация, которая зарабатывается годами. Поэтому обычно фрилансерам я называю более ранние сроки сдачи работы — для подстраховки. И всегда пытаюсь самостоятельно контролировать процесс.
Выход на клиентов
Клиентов я ищу в интернете. Выкладываю свои работы в группах в соцсетях. Лучше всего для этого подходят тематические сообщества о разных видах монтажа, видеороликах. Туда часто заходят потенциальные заказчики, если твоя работа им нравится, они могут сделать предложение. Хорошо работает и «сарафанное радио» в интернет-пространстве: ты выложил работы, они понравились таким же специалистам, они о тебе рассказывают знакомым.
Еще один хороший канал продвижения — телевизионные PR-специалисты. Так ко мне поступают в основном крупные заказы.
Естественно, что представители корпорации не будут выбирать себе подрядчика в соцсети «ВКонтакте». Они придут на местное телевидение, потому что в Коми им больше некуда идти. Они обратятся к специалистам по связям с общественностью за рекомендациями. А ведь местные телевизионщики делают в основном только новости и не всегда могут справиться со сложными заказами. Именно так я вышел на нефтяные компании. Например, для одного нефтеперерабатывающего завода я сделал небольшой поздравительный ролик. Им очень понравилось, и вопрос о том, кто будет снимать на следующий год фильм к юбилею завода, был решен в пользу «Тузфильма».
Конечно, обороты моей компании трудно сравнить с оборотами московских компаний. Здесь, в Коми, чистая прибыль составляет 150 000 — 200 000 руб. в месяц.
Из этих денег я еще покупаю и обновляю оборудование. Многие берут оборудование в аренду, а у меня все оборудование свое: и камеры для 3D-съемки, и техника для 4K-монтажа.
Проблемы бизнеса
Для меня в бизнесе есть две основные проблемы. Во-первых, это бюрократия: все эти бумажки, бухгалтерия, договора. Я человек творческий, для меня это непросто. Иногда, особенно когда что-то придумываешь, пишешь, монтируешь, про какие-то вещи просто забываешь. Спасают семья и друзья, которые помогают мне вести эти дела. Если бы не они, пришлось бы отдать все это на аутсорс.
Вам не нужно быть бухгалтером. Эльба подскажет, что и когда нужно делать. |
Узнать больше |
Еще одна сложность, которую надо преодолевать в этом бизнесе, — налаживание взаимопонимания между студией и клиентом. Сейчас я уже точно знаю, что фраза «клиент всегда прав» — ужасна для такого вида деятельности, как мой. Как клиент может быть прав, если он ничего в этом не понимает? Если б он был прав, зачем бы он вообще ко мне обращался? Сначала для меня это была огромная проблема, с которой я столкнулся, я не знал, что с ней делать. Потому что клиент заставлял меня переделывать работу «под себя», потом смотрел на результат и понимал, что он говорил глупость, а работу надо было опять переделывать.
Теперь, если я вижу, что клиент собирается навязывать свое мнение, просто предпочитаю с ним не работать. Потому что в этом случае ты потратишь больше времени и сил на клиентские капризы, чем в итоге заработаешь. Так я научился говорить «нет». Впрочем, если клиент желает, он может побыть режиссером на съемочной площадке, но за дополнительные деньги.
В моих планах масштабировать свою студию и участвовать в больших проектах, связанных с кинематографом. Скорее всего, эта работа для меня будет нерентабельной, но в этом я вижу цель жизни. Я ведь все-таки режиссер, а не бизнесмен. Одновременно, конечно, можно продолжать зарабатывать деньги на тех же роликах.
Удачный бизнес-проект может сложиться только тогда, когда ты действительно болеешь своим делом. Есть, например, серийные предприниматели, которые делают один бизнес за другим, но я не из их числа. Свой бизнес — это как свой ребенок. Ведь любишь по-настоящему только своих детей. Мое дело и развивается как ребенок: что вкладываешь, то и получаешь. Мне нравится самому полностью контролировать процесс. Только в этом случае ты можешь получить честные результаты своего труда. Если это будет удача, то удача 100% твоя, если поражение, то никого, кроме самого себя, винить не придется. Есть такая хорошая восточная пословица: «Головы двух баранов в одном котле не сваришь». На мой взгляд, бизнес работает по такой же логике.