Делаем ставки: какой бизнес выгодно открывать в кризис

14 апреля 2015

Мы расспросили экспертов о том, как малый бизнес может обыграть крупные компании в кризисное время, нужны ли российскому рынку лоукостеры и сервисы, помогающие экономить, что ждет онлайн-ретейл и будут ли профессиональные инструменты, помогающие оптимизировать бизнес-процессы, востребованы предпринимателями. 

Алексей Соловьев, управляющий директор Prostor Capital

Когда мы говорим о малом бизнесе, нужно проводить четкую грань между так называемым venture-baked бизнесом (проектами, которые поднимаются в основном за счет внешних инвестиций) и теми, кто в принципе не может на это рассчитывать. К первым относятся, например, разработчики различных продуктов, в области того же интернета вещей, мобильных или новых рекламных технологий.

Возьмем, например, рекламный сегмент: новые технологии, основанные на точном таргетинге и персонализации информации в силу своей эффективности приобретают все большую популярность и со временем будут «отъедать» все большую долю у традиционных рекламных моделей. Это как раз та сфера, где молодые могут обогнать «стариков» за счет эффективности. Это, безусловно, очень перспективное направление. Но такие модели основаны на технологически сложных платформах, разработка которых требует немалых средств, их источником могут стать венчурные инвестиции.

При выборе ниши стоит задуматься не только о том, сможете ли вы обыграть корифеев, но и о том, сможете ли вы это сделать самостоятельно, без внешней инвестиционной поддержки.

Что еще необходимо учитывать, открывая новый бизнес, особенно сегодня? Нужно быть очень чувствительным к тем изменениям, которые происходят в социальной и экономической жизни. У многих людей высвобождается время. На что они могут его потратить? На здоровье, обучение, спорт, культурное и профессиональное развитие, просто на приятные впечатления. С другой стороны, эти же люди ограничены в деньгах, то есть предлагать им дорогостоящие средства для удовлетворения этих потребностей не стоит, нужно искать что-то более эффективное и менее дорогое, чем традиционный салон красоты или бизнес-школа. Возможно, онлайн-курсы массажа или сервис для поиска репетитора по месту жительства.

Также не стоит скидывать со счетов пирамиду Маслоу и помнить про те сферы жизни, от которых потребители точно не откажутся, и те, на которых наверняка будут экономить: путешествия, рестораны, дорогие гаджеты. Бизнес, связанный с кулинарией, имеет больше шансов, чем бизнес, связанный с экзотическим туризмом, ведь есть нужно всем и всегда, а вот поездки в Африку или Бирму многие не станут включать в бюджет еще долгое время.  

Лоукостеры — это хорошо, но только в том случае, если они созданы в соответствии с базовыми экономическими законами, а не в расчете на демпинг и инвестиционные деньги.

Возьмите для примера авиакомпании, работающие по данной модели: если бы они просто снижали стоимость билетов, то моментально бы разорились. Их бизнес-модель основана на реально низкой себестоимости перелетов, и этого они добиваются путем сведения к минимуму всех своих издержек: питание пассажирам на борту не предоставляется, отсутствует бизнес-класс и дополнительные сервисы, вылет в неудобное время с незагруженных взлетных полос (в итоге — более низкие сборы аэропорта) и т д.

Каков бы ни был сегмент, компании нужно выполнить целый комплекс мер, чтобы обеспечить реально, а не искусственно низкую себестоимость своего сервиса. Это очень сложно, особенно в самом начале, на старте, когда еще нет доходов, а расходы не покрываются за счет больших оборотов, как у более старших конкурентов. Многие рассчитывают на инвестиционные средства, но сейчас не то время. Вероятность поднять раунд в кризис для компании с локальным рынком сбыта чрезвычайно мала.

Чтобы любой продукт сразу стал удовлетворять несколько потребностей бизнеса одновременно, нужно не только дорасти до определенного масштаба, но и убедить потенциальных клиентов отказаться от того, чем они пользуются сейчас. Думаю, что большинство отнесется к такому повороту событий со скепсисом и опаской: замена чего-то на что-то – это всегда сложно, рискованно и дорого. Многие предпочитают вместо журавля в небе синицу в руке, даже если экономические расчеты показывают выгоду в стратегической перспективе. Разработчикам подобного рода продуктов я бы посоветовал запастись убедительными аргументами и расчетами — и для себя (стоит ли начинать такой бизнес), и для потенциальных заказчиков, и для инвесторов. 

В ноябре 2014 года мы в рамках исследования «Венчурный барометр» опросили порядка 50 ведущих игроков венчурного рынка. Мы  спрашивали их в том числе и о том, какие сегменты рынка они считают самыми перспективными и самыми бесперспективными для инвестиций.

В «антирейтинге» с большим отрывом «победила» электронная коммерция. Ее признали бесперспективной 65% респондентов! Другими словами, 2/3 российских инвесторов точно не собираются в ближайшей перспективе вкладывать в онлайн-ритейл. И это несмотря на то, что еще несколько лет тому назад они делали это вполне охотно.

Причины резкого снижения интереса — низкая маржинальность существующих проектов и высокая конкуренция на рынке. К тому же порог входа на рынок достаточно высокий, в любом сегменте — от кормов для животных до одежды и обуви — уже сотни игроков, часто их больше, чем желающих все это купить, особенно сейчас, когда покупательская способность упала. Нужны серьезные затраты на маркетинг, продвижение, привлечение клиентов. На мой взгляд, это большая иллюзия, что запустить такой бизнес проще, чем открыть магазин в офлайне. Бизнес-процессы ровно те же самые: в онлайне тоже нужны товароведение, логистика, управление ассортиментом, работа с поставщиками. Если есть желание расти, эти процессы придется выстраивать, развивать и постоянно оптимизировать. А это непросто и недешево.

Веб-сервис для предпринимателей. Документы для бизнеса за минуту

Узнать больше

Наталья Царевская-Дякина, бизнес-ангел 

Кризис — хорошее время для пересмотра стратегии и статей расхода бюджетов, хотя многим бизнесам все равно придется «завернуться в простыню и лечь ногами к эпицентру взрыва». Поэтому оптимистичные эпитеты в адрес кризиса мне несколько не по душе, трудно будет всем. Возможности, которые появляются в этот период, — это отклик на запросы крупных компаний или реакция на экономические факторы.

Крупные компании-заказчики в период кризиса сосредоточены на том, чтобы сэкономить: режут бюджеты на маркетинг, ИТ, корпоративное образование и передают непрофильные виды деятельности на аутсорсинг. Вот здесь и появляется огромное поле для малого бизнеса, который может играть на проблемах большого, поставляя любые продукты и сервисы, которые дешевле и эффективнее тех, что использовались раньше: облачные сервисы, конструкторы сайтов, приложений, посадочных страниц, систем, онлайн-обучение, аналитика либо услуги по аутсорсингу, причем максимально автоматизированные, в целях той же экономии.

Агрегированные интерфейсы, объединяющие множество товаров или услуг разных производителей или поставщиков, и сервисы, позволяющие потребителю быстро найти нужный товар, легко его приобрести, получить, не выходя из дома, будут очень востребованы. Они могут появиться и монетизироваться практически на любом рынке. Такси, продажа автомашин и аренда жилья — это только начало.  

Ситуация с падением курса рубля, санкциями и импортозамещением  вызывает массовую истерию,  но и в ней можно найти материально выгодные точки приложения своих сил. Например, если считать в долларах, то российские программисты подешевели вместе с рублем почти в два раза, и теперь по соотношению цена-качество ничуть не хуже индийских. Не удивлюсь, если через полгода мы будем праздновать триумфальный выход отечественных софтверных компаний на мировой рынок разработки. 

Все, что можно сделать на экспорт и продать за валюту, должно быть сделано и продано. Все, что можно импортозаместить, то есть создать в России и поставить в российскую компанию, должно быть импортозамещено. Но с умом! Не надо писать российскую ОС или ERP, есть софт и попроще, причем не менее востребованный. Западные вендоры подняли стоимость своих продуктов на 20-40%. Делайте выводы!

У бизнеса есть заказ на снижение затрат по большому списку статей. В каждой из них можно предложить услугу, снижающую эти затраты. Мне близка тема EdTech, в том числе корпоративного образования и обучения сотрудников. Цифры на этом рынке такие: веб-технологии дешевле очных на 40-60%, вовлекающее / соревновательное обучение эффективнее на 20-25%,  игровые и диалоговые механики удерживают внимание на 20% дольше, чем чтение скриптов и документации. Симуляторные программы не отвлекают основной людской и производственный ресурс на обучение новичка, продавцы учатся продавать на роботах, потом их направляют на клиента, а результаты онлайн-обучения доступны в виде интегрированных отчетов.

Рынок онлайн-образования в 2014 году составил $1,6 –1,8 млрд. В 2015 году он вырастет на 30% в России и на 50% в мире. Наиболее востребованными станут онлайн-продукты без участия дорогих преподавателей (викторины, симуляторы, игры) и проекты с простой структурой.

Мне кажется, что с такой статистикой EdTech-проекты российского производства займут свою нишу.

Виталий Полехин, глава клуба инвесторов бизнес-школы «Сколково»

Для тех, кто ищет легкий путь в предпринимательстве, есть список направлений, которые всегда развиваются в кризис, а именно такое сложное время будет в 2015-2016 годах. Во времена спадов и экономических кризисов востребованы и растут: оптовые и розничные продажи недорогих товаров, продуктов питания, бухгалтерский и финансовый консалтинг, образовательные услуги (потеряв работу, люди идут учиться, а кто-то просто хочет с пользой потратить время, которое выдалось в связи с отсутствием видимых перспектив), коллекторские услуги. Во всех отраслях, кроме последней, можно экспериментировать и конкурировать с помощью новых подходов.

В образовательной сфере особенно популярными становятся психологические тренинги и тренинги личностного роста.

История знает множество примеров мирового масштаба, когда инновационные в своей отрасли компании, рожденные именно в период экономического спада, становились впоследствии гигантами.  Это FedEx, General Electric, Microsoft, HP, AT&T, Disney, MTV.

В благополучные времена труднее заставить покупателей или потребителей изменить своим привычкам. В плохое же время все готовы искать и пробовать то, что дешевле, предлагает отличное решение для сложившихся проблем и дает новые возможности и альтернативы. Задача предпринимателя — предложить новые решения, которые рынок быстро подхватит. Более гибкий подход в управлении, умение быстро отлаживать бизнес-процессы, способность экономить, делать все «на коленке», искать возможности и превращать недостатки в достоинства — серьезное преимущество перед уже сложившимися игроками. Пока взрослый бизнес страдает и зализывает раны, новый бизнес захватывает рынок.

В идеальной модели, то есть в вакууме, онлайн-ретейл должен быть  более эффективным и более прибыльным. На деле высокая конкуренция, сложности с логистикой делают все проекты онлайн-ретейлеров в России убыточными, прожигающими инвесторские деньги в попытке набрать обороты перед новыми раундами. В общем, стратегия правильная, так как в глазах инвесторов динамика роста оборотов повышает оценку сильнее, чем прибыль. Хочется заметить, что такая ситуация не только в России. Даже Amazon так и не стал прибыльным. В текущих экономических и геополитических условиях российские онлайн-ритейлеры становятся перед серьезными вызовами в плане привлечения новых средств.

Я считаю, что сервисы по организации командной работы, такие как Pyrus, Basecamp, Asana, Trello, — один из способов эффективного построения бизнес-процессов и коммуникаций в компании. Выбор конкретного инструмента зависит от поставленных задач. У меня есть разносторонний опыт в использовании данных инструментов в различных компаниях, и во всех случаях эффект от использования превосходил ожидания и решал проблемы, тянущиеся много лет, несмотря на изначально серьезное сопротивление и сотрудников, и основателей компаний. Вообще, использование в компании правильных инструментов может серьезно повысить конкурентные преимущества. Для создателей таких инструментов кризис — время возможностей, так как предприниматели и корпорации перестают воспринимать это просто как модную фишку для хипстеров и стартаперов.  

Читайте также:

Готовы ли вы открыть свое дело? 10 проверочных вопросов от бизнесменов

Зачем стартапу идти в акселератор?

ТОП-5 перспективных направлений для запуска бизнеса в 2015 году   


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
20074 просмотра
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.