Каким клиентам стоит отказать? Мнение PR-специалиста

Дарья Богачкина 18 мая 2015
Каким клиентам стоит отказать? Мнение PR-специалиста

Каждая сервисная компания и каждое агентство, работающее в сфере услуг (а PR — это услуга), мечтает о бесконечном потоке клиентов. Но вот дилемма: за каждого ли клиента стоит браться и всегда ли деньги решают все? Прежде чем начать сотрудничество, я советую обратить пристальное внимание на пять факторов. 

Фактор 1. Ожидания

Мой первый вопрос: для чего клиенту нужен PR?

Если в ответ вы услышите «Куда вы можете позвонить, чтобы завтра про нас написали в Forbes?», задумайтесь. Чтобы компания была востребована в СМИ, у нее должны быть долгосрочные выстроенные взаимоотношения с прессой. Если у компании этих взаимоотношений нет, то их нужно выстраивать с нуля, и делать это придется именно PR-специалисту.

Часто пиарщик — это «серый кардинал», которого никто не видит, но все знают. Но промах, отсутствие профессионализма или неподготовленность клиента обязательно скажутся на вас.

Поэтому имеет смысл объяснить заказчику правила игры «на берегу», а еще лучше изначально прописать этапы, в соответствии с которыми вы будете выстраивать стратегию работы со СМИ. Если же ваш клиент ждет шквал публикаций через два дня и со 100% гарантией, скорее всего, он не понимает специфики вашей работы, либо верит в чудо.

Фактор 2. Проблемы на стороне клиента

Часто от заказчиков можно услышать: «У нас плохо с продажами, у компании тяжелые времена, и мы ждем, что вы и PR поможете нам». В переводе на человеческий язык это означает, что в компании не встроены бизнес-процессы, нет понимания монетизации продукта, и, скорее всего, хромает отдел продаж. Конечно, если вас тянет на подвиги, можно согласиться работать и с таким клиентом. Но всегда ли вы можете и готовы отвечать за чужой бизнес?

Фактор 3. Бесплатная PR-стратегия

Третий маячок, который поможет определить недобросовестного клиента, — это вопрос о вашей эффективности. Помните вот это: «Нам нужно оценить эффективность вашей работы, поэтому напишите для нас PR-стратегию или давайте сначала попробуем поработать бесплатно, у нас же такой крутой продукт!» Знакомо? На мой взгляд, это один из индикаторов потенциального мошенника. Показатель вашей эффективности и профессионализма — это, прежде всего, ваши работы, отзывы о вас в профессиональной среде и то, как вы ушли с предыдущего места работы или сдали предыдущий проект.

Специфика нашей деятельности — это «воздух». После грамотно написанной стратегии и отлаженных коммуникаций, ваш клиент при умении общаться с людьми вполне сможет обойтись без вас. Поэтому подумайте дважды, соглашаться ли на проработку бесплатной стратегии.

Сегодня есть Google, Facebook и многие другие ресурсы, позволяющие оценить степень профессионализма. А написание PR-стратегии — это сложный процесс, требующий анализа и изучения. Так что если ваш клиент требует бесплатной стратегии, то, скорее всего, он вас просто использует. Конечно, если вы на рынке новичок, это может стать вашим шансом «на миллион».

Фактор 4. Открытие «ярмарки тщеславия»

Еще один распространенный вариант: «Наш проект заработал вчера, и нам нужен PR». Здесь, скорее всего, вас ждет работа с «ярмаркой тщеславия» руководителя. Понятия «только открылись», «запустили сервис» зачастую подразумевают неотработанные технические моменты и лаги.

Для большинства бизнесов PR — это дополнительный инструмент, использовать который нужно уже после решения всех технических проблем и запуска бизнес-процессов. Неверная огласка может не только стоить вам репутации, но и «похоронить» компанию. 

Фактор 5. Быстро, качественно, бесплатно

Продвижение нового продукта, услуги или, например, мероприятия требует тщательной и долгой работы. Предположим, есть задача раскрутить новое мероприятие, тут важно сразу донести до клиента все риски. Каждое событие, как и его продвижение, требует определенной подготовки и времени на раскрутку. Если вас ставят перед фактом за неделю до выступления малоизвестного артиста в ресторане, раскруткой которого раньше никто не занимался (соответственно, своей аудитории у ресторана нет), да при этом требуют работать с нулевым бюджетом, скажите сразу: «Этот план обречен на провал».

Почему с «подозрительными» клиентами лучше не работать?

Человек, завязанный на коммуникациях, всегда рискует собственной репутацией, поэтому ошибки и недоработки вашего клиента рано или поздно скажутся на вас. Репутация зарабатывается очень трудно, а потерять ее из-за заказчика очень легко. Например, если ваш спикер не приходит на интервью или отказывается от публичного выступления за день до мероприятия. Что для вас важнее: лояльность со стороны редакторов СМИ или клиент, сотрудничество с которым в любом случае временно?

У меня был клиент, которого было легко и интересно продвигать в СМИ. У него был один недостаток: он любил доводить журналистов до истерики (особенно девушек). Я посчитала, что репутационные риски в таком сотрудничестве для меня, как для специалиста, значительно выше гонорара. И несмотря на успешное продвижение спикера на «Первый канал» и широкую узнаваемость у целевой аудитории, я приняла решение прекратить работу с ним. Ведь связи и добрые отношения с журналистами — это главный капитал PR-специалиста.

Для меня также важен момент ответственности перед аудиторией. Хотим мы того или нет, но пиарщики влияют на нее и в какой-то степени пытаются манипулировать. Важно определить свои личные моральные табу. Например, я принципиально не работаю с психологами, экстрасенсами, бизнес-тренерами и некоторыми категориями продуктов, таких как алкоголь и табак. Для меня это закрытая тема.

PR и коммуникации — крайне тонкий и требующий особого внимания инструмент. Для эффективного достижения поставленных перед PR-департаментом целей требуется время и учет множества факторов. Поэтому если ваш клиент хочет «все и сразу» и при этом не готов ничего предложить аудитории взамен, стоит задуматься — а нужен ли он вам вообще? Будет ли он выполнять обещания? Будет ли он общаться с прессой на должном уровне? И только после этого принимать решение о дальнейшем сотрудничестве. Так или иначе выбор всегда за вами.

Дарья Богачкина, директор по маркетингу ООО «Альфа –АРС», эксклюзивного дистрибьютора ТМ Collonil и Duke of Dubbin на территории РФ и СНГ

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
957 просмотров
В избранное

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.