В рамках Контур.Конференций состоялось ежегодное мероприятие для представителей сферы ритейла: поставщиков, дистрибьюторов, производителей, малой розницы. Эксперты обсудили, как работать с торговыми сетями, соблюдая законодательство, тратить меньше времени на рутину и экономить. Смотрите записи выступлений.
Изменение отношения потребителей к покупкам
Мария Бурлуцкая, руководитель направления дискавери-исследований в Контуре, рассказала о макротрендах в ритейле и о том, как меняется отношение потребителей к покупкам и привычкам.
Эксперт отмечает, что сегодня на потребительское поведение сильно влияют технологии:
- Возможности разных платежей. Одно из последних нововведений — биометрические платежи. Однако пока только 7% населения готовы применять эту технологию.
- Онлайн-покупки. Сегодня 58% населения старше 18 лет делают покупки в интернете. Популярность этой технологии объясняется тем, что у потребителей появилась возможность искать наиболее выгодные предложения и сравнивать цены.
- Получение товара через ПВЗ, которые становятся новыми точками притяжения.
- Оплата картой. Объем безналичных платежей уже превысил 80%.
Если анализировать каналы продаж, то растут следующие направления в ритейле:
- маркетплейсы;
- минимаркеты: важно отметить, что снижается количество точек, куда ходят люди;
- дискаунтеры;
- омниканальный рынок.
При этом падает популярность гипермаркетов и супермаркетов.
Тренды в сфере ЭДО
Роман Акимов, менеджер проектов развития в Контуре, рассказал о трендах законодательства в сфере ЭДО. В 2022 году начал развиваться тренд на новые форматы документов. Уже сейчас есть такие документы, как ТОРГ-2, акт сверки, типы документов, используемых в строительстве, — КС-2 и КС-3 и др. Новые форматы появляются в связи с развитием ЭДО.
Еще один важный тренд — периодическая актуализация старых форматов документов. Так, до конца года планируется утверждение нового формата УПД. Переходный период будет включать два этапа: для операторов (до 1 апреля 2024 года) и пользователей (до 1 апреля 2025 года).
В обновленном формате УПД есть несколько концептуальных отличий от предыдущих версий:
- Расширение УПД для дополнительных категорий процессов (алкоголь, табак, нефтянка)
- Универсализация блока Подписант. Связана с переходом на МЧД.
- Возможность указания идентификаторов других документов.
Как подготовиться к работе на маркетлейсах
Антон Яковлев, эксперт Контур.Фокуса, и Петр Штеркель, руководитель проекта «Продавцы на маркетплейсах», рассказали о том, как подготовиться к работе на маркетлейсах.
По данным за 2022 год, более половины объема оборота товаров на маркетплейсах занимает Wildberries, четверть — Ozon, а на Яндекс приходится около 10% рынка. При этом все маркетплейсы растут одновременно. Эксперты советуют выходить на те маркетплейсы, где объем потенциальной выручки больше.
Как показывает практика, на маркетплейсах не всем удается продавать с той рентабельностью, на которую изначально был расчет. Сложности связаны прежде всего с тем, что у покупателя есть возможность сравнивать цены на товары у разных продавцов и брать подешевле. Кроме того, у самих маркетплейсов часто меняются политики, а конкуренция постоянно увеличивается.
Поэтому для того, чтобы продавать успешно, во-первых, этому нужно учиться, во-вторых, выходить на маркетплейсы либо со своими товарами, либо с эксклюзивом.
И еще важно учитывать ряд юридических аспектов. В противном случае производитель оригинального товара может столкнуться с ситуацией, когда конкурент инициирует блокировку его продаж через техподдержку маркетплейса. Конкурент просто регистрирует на себя товарный знак, которым производитель брендирует товар, и получает исключительные права на продажу. Помимо этого конкурент может подать иск в суд и требовать от производителя выплату компенсации в размере 2 млн руб.
Чтобы избежать подобных проблем, нужно заранее проверить:
- нет ли на маркетплейсе товара с подобным названием;
- нет ли такого бренда на рынке (вполне возможно, что правообладатель есть, но он еще не вышел на маркетплейс);
- если бренд представлен на маркетлейсе, нужно уточнить, является ли продавец правообладателем бренда (он может быть обычным дилером);
- если правообладатель бренда есть, но он не зашел на маркетплейс, нужно с ним пообщаться (он может вообще не планировать выход на маркетплейс и дать вам эксклюзивные права на продажу своего товара на маркетплейсе).
Сверка взаиморасчетов с контрагентами
Несвоевременная сверка взаиморасчетов с контрагентами может привести к неприятным последствиям. Одно из них — это «зависшие» деньги. Бизнесу придется доказывать, что он должен партнеру, а для этого необходимо провести сверку и предоставить подписанное сальдо за актуальный период.
Также несвоевременная сверка может грозить стоп-отгрузками, если один из партнеров решит, что задолженность достигла критического уровня. Чтобы доказать обратное, нужно предоставить недостающие документы.
Существуют различные мошеннические схемы, когда отгрузка уже произошла, а документы еще не получены. Вовремя сверенный процесс поможет исключить такие ситуации.
Наконец, недостающие документы может запросить налоговая. Если нарушить сроки предоставления таких документов, возникнет риск ареста расчетных счетов.
О том, как быстро сверять взаиморасчеты с контрагентами без ошибок, рассказали эксперты продукта Взаиморасчеты.
HR-тренды и проблемы обучения персонала в 2023 году
На конференции «Формула ритейла» эксперты Контура поделились ситуацией на рынке труда и обсудили проблемы обучения персонала в текущих условиях.
Александра Лузина, специалист по обучению и развитию персонала в Контуре, отметила ключевые тренды в HR и мифы, которые сложились в этой сфере.
Первое заблуждение, которое отчасти «подогревается» различными СМИ, — это убежденность многих в том, что самая напряженная борьба за кадры происходит в IT-сфере. На самом деле ситуация складывается иначе. Например, исследования HH показывают, что основная конкуренция сейчас разворачивается за «синих воротничков» — рабочий и производственный персонал (37%). В тройку лидеров по востребованности входят работники, связанные с продажами, сервисным обслуживанием, розничной торговлей (33,5%), а также специалисты в области недвижимости и строительства (14,7%). При этом вакансии для айтишников составляют лишь 6% от общего объема, а предложения для маркетологов и того меньше — всего 3%.
Второй миф связан с точкой зрения, что рынок труда в России неоднородный и количество занятого населения зависит от региона. Однако, как показывают исследования, регионов из избыточными трудовыми ресурсами, в принципе нет.
Наконец, еще одно заблуждение заключает в том, что ответственность за недобор персонала всегда лежит только на HR. На самом деле руководство любой компании, заинтересованной в привлечении кадров, должно разбираться в тенденциях, происходящих на рынке труда, и корректировать HR-стратегию согласно этим тенденциям. От одного эйчара мало что зависит, если нет системного подхода и понимания проблемы на уровне компании.
В настоящее время на рынке труда наблюдается несколько трендов:
- Рынок соискателя, который сложился в результате острой нехватки качественных специалистов. Впрочем, эта тенденция стала уже реальностью. Она не нова — ей не менее 10 лет. Причины, которые влияют на проблему системного дефицита кадров, связаны с демографическим кризисом и ростом российских компания на фоне импортозамещения. А в 2022 году на рынок труда сильно повлияла частичная мобилизация и, как следствие, релокация.
- Изменение подхода к образованию — Life Long Learning. У людей появилась возможность полностью перезапускать свою карьеру несколько раз за жизнь.
- Развитие технологий. Нормой повседневной жизни эйчаров становится цифровизация. Например, уже сегодня роботам можно доверить составление текста вакансии или обзвон соискателей с целью приглашения на собеседование.
- Трансформация HR-процессов. Большинство компаний готовы вкладывать бюджеты в удержание персонала. И 40% планируют увеличить на это затраты.
- Изменение ожиданий от HR. С одной стороны, значение роли специалистов по управлению персоналом растет и приобретает стратегический и межфункциональный характер. С другой, это приводит к профессиональному выгоранию.
Посмотреть запись выступления «Обучение как способ мотивации и удержания персонала в ритейле».