Формула ритейла: от производства до поставки на полку. Видео — Контур

Формула ритейла: от производства до поставки на полку. Видео

26 сентября 2023

В рамках Контур.Конференций состоялось ежегодное мероприятие для представителей сферы ритейла: поставщиков, дистрибьюторов, производителей, малой розницы. Эксперты обсудили, как работать с торговыми сетями, соблюдая законодательство, тратить меньше времени на рутину и экономить. Смотрите записи выступлений

Изменение отношения потребителей к покупкам

Мария Бурлуцкая, руководитель направления дискавери-исследований в Контуре, рассказала о макротрендах в ритейле и о том, как меняется отношение потребителей к покупкам и привычкам.

Эксперт отмечает, что сегодня на потребительское поведение сильно влияют технологии:

  • Возможности разных платежей. Одно из последних нововведений — биометрические платежи. Однако пока только 7% населения готовы применять эту технологию.
  • Онлайн-покупки. Сегодня 58% населения старше 18 лет делают покупки в интернете. Популярность этой технологии объясняется тем, что у потребителей появилась возможность искать наиболее выгодные предложения и сравнивать цены.
  • Получение товара через ПВЗ, которые становятся новыми точками притяжения.
  • Оплата картой. Объем безналичных платежей уже превысил 80%.

Если анализировать каналы продаж, то растут следующие направления в ритейле:

  • маркетплейсы;
  • минимаркеты: важно отметить, что снижается количество точек, куда ходят люди;
  • дискаунтеры;
  • омниканальный рынок.

При этом падает популярность гипермаркетов и супермаркетов.

Тренды в сфере ЭДО

Роман Акимов, менеджер проектов развития в Контуре, рассказал о трендах законодательства в сфере ЭДО. В 2022 году начал развиваться тренд на новые форматы документов. Уже сейчас есть такие документы, как ТОРГ-2, акт сверки, типы документов, используемых в строительстве, — КС-2 и КС-3 и др. Новые форматы появляются в связи с развитием ЭДО.

Еще один важный тренд — периодическая актуализация старых форматов документов. Так, до конца года планируется утверждение нового формата УПД. Переходный период будет включать два этапа: для операторов (до 1 апреля 2024 года) и пользователей (до 1 апреля 2025 года).

В обновленном формате УПД есть несколько концептуальных отличий от предыдущих версий:

  • Расширение УПД для дополнительных категорий процессов (алкоголь, табак, нефтянка)
  • Универсализация блока Подписант. Связана с переходом на МЧД.
  • Возможность указания идентификаторов других документов.

Как подготовиться к работе на маркетлейсах

Антон Яковлев, эксперт Контур.Фокуса, и Петр Штеркель, руководитель проекта «Продавцы на маркетплейсах», рассказали о том, как подготовиться к работе на маркетлейсах.

По данным за 2022 год, более половины объема оборота товаров на маркетплейсах занимает Wildberries, четверть — Ozon, а на Яндекс приходится около 10% рынка. При этом все маркетплейсы растут одновременно. Эксперты советуют выходить на те маркетплейсы, где объем потенциальной выручки больше.

Как показывает практика, на маркетплейсах не всем удается продавать с той рентабельностью, на которую изначально был расчет. Сложности связаны прежде всего с тем, что у покупателя есть возможность сравнивать цены на товары у разных продавцов и брать подешевле. Кроме того, у самих маркетплейсов часто меняются политики, а конкуренция постоянно увеличивается.

Поэтому для того, чтобы продавать успешно, во-первых, этому нужно учиться, во-вторых, выходить на маркетплейсы либо со своими товарами, либо с эксклюзивом.

И еще важно учитывать ряд юридических аспектов. В противном случае производитель оригинального товара может столкнуться с ситуацией, когда конкурент инициирует блокировку его продаж через техподдержку маркетплейса. Конкурент просто регистрирует на себя товарный знак, которым производитель брендирует товар, и получает исключительные права на продажу. Помимо этого конкурент может подать иск в суд и требовать от производителя выплату компенсации в размере 2 млн руб.

Чтобы избежать подобных проблем, нужно заранее проверить:

  • нет ли на маркетплейсе товара с подобным названием;
  • нет ли такого бренда на рынке (вполне возможно, что правообладатель есть, но он еще не вышел на маркетплейс);
  • если бренд представлен на маркетлейсе, нужно уточнить, является ли продавец правообладателем бренда (он может быть обычным дилером);
  • если правообладатель бренда есть, но он не зашел на маркетплейс, нужно с ним пообщаться (он может вообще не планировать выход на маркетплейс и дать вам эксклюзивные права на продажу своего товара на маркетплейсе).

Сверка взаиморасчетов с контрагентами

Несвоевременная сверка взаиморасчетов с контрагентами может привести к неприятным последствиям. Одно из них — это «зависшие» деньги. Бизнесу придется доказывать, что он должен партнеру, а для этого необходимо провести сверку и предоставить подписанное сальдо за актуальный период.

Также несвоевременная сверка может грозить стоп-отгрузками, если один из партнеров решит, что задолженность достигла критического уровня. Чтобы доказать обратное, нужно предоставить недостающие документы.

Существуют различные мошеннические схемы, когда отгрузка уже произошла, а документы еще не получены. Вовремя сверенный процесс поможет исключить такие ситуации.

Наконец, недостающие документы может запросить налоговая. Если нарушить сроки предоставления таких документов, возникнет риск ареста расчетных счетов.

О том, как быстро сверять взаиморасчеты с контрагентами без ошибок, рассказали эксперты продукта Взаиморасчеты.

HR-тренды и проблемы обучения персонала в 2023 году

На конференции «Формула ритейла» эксперты Контура поделились ситуацией на рынке труда и обсудили проблемы обучения персонала в текущих условиях.

Александра Лузина, специалист по обучению и развитию персонала в Контуре, отметила ключевые тренды в HR и мифы, которые сложились в этой сфере.

Первое заблуждение, которое отчасти «подогревается» различными СМИ, — это убежденность многих в том, что самая напряженная борьба за кадры происходит в IT-сфере. На самом деле ситуация складывается иначе. Например, исследования HH показывают, что основная конкуренция сейчас разворачивается за «синих воротничков» — рабочий и производственный персонал (37%). В тройку лидеров по востребованности входят работники, связанные с продажами, сервисным обслуживанием, розничной торговлей (33,5%), а также специалисты в области недвижимости и строительства (14,7%). При этом вакансии для айтишников составляют лишь 6% от общего объема, а предложения для маркетологов и того меньше — всего 3%.

Второй миф связан с точкой зрения, что рынок труда в России неоднородный и количество занятого населения зависит от региона. Однако, как показывают исследования, регионов из избыточными трудовыми ресурсами, в принципе нет.

Наконец, еще одно заблуждение заключает в том, что ответственность за недобор персонала всегда лежит только на HR. На самом деле руководство любой компании, заинтересованной в привлечении кадров, должно разбираться в тенденциях, происходящих на рынке труда, и корректировать HR-стратегию согласно этим тенденциям. От одного эйчара мало что зависит, если нет системного подхода и понимания проблемы на уровне компании.

В настоящее время на рынке труда наблюдается несколько трендов:

  1. Рынок соискателя, который сложился в результате острой нехватки качественных специалистов. Впрочем, эта тенденция стала уже реальностью. Она не нова — ей не менее 10 лет. Причины, которые влияют на проблему системного дефицита кадров, связаны с демографическим кризисом и ростом российских компания на фоне импортозамещения. А в 2022 году на рынок труда сильно повлияла частичная мобилизация и, как следствие, релокация.
  2. Изменение подхода к образованию — Life Long Learning. У людей появилась возможность полностью перезапускать свою карьеру несколько раз за жизнь.
  3. Развитие технологий. Нормой повседневной жизни эйчаров становится цифровизация. Например, уже сегодня роботам можно доверить составление текста вакансии или обзвон соискателей с целью приглашения на собеседование.
  4. Трансформация HR-процессов. Большинство компаний готовы вкладывать бюджеты в удержание персонала. И 40% планируют увеличить на это затраты.
  5. Изменение ожиданий от HR. С одной стороны, значение роли специалистов по управлению персоналом растет и приобретает стратегический и межфункциональный характер. С другой, это приводит к профессиональному выгоранию.

Посмотреть запись выступления «Обучение как способ мотивации и удержания персонала в ритейле».  

Актуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий