Гид по главным SMM-ошибкам бизнеса

Цветелина Митева 5 марта 2014

Пользователи не прощают оплошности в социальных медиа. Все промахи сохраняются для истории в кэше поисковых машин и могут доставлять проблемы компании на протяжении всей ее жизни. По словам директора по развитию Promoport Максима Зырянова, 70–80% российских SMM-проектов проваливаются. Мы расспросили экспертов о распространенных ошибках, которые делает бизнес, приходя в соцсети, и о том, как можно грамотно их исправить, чтобы получить реальный профит.

Саша Саночки, основатель креативного стартапа «Вторая Улица»

Ненадежный сотрудник у руля

Заводя группы в соцсетях, бизнес должен учитывать несколько важных вещей. Нельзя сажать на это дело «девочку» и давать ей карт-бланш. К сожалению, во «ВКонтакте» сейчас много групп вроде MDK, постящих огромное количество рекламы и дающих интервью о беспредельных заработках. Один пост в группе численностью в 50 000 человек стоит 2000 руб., и мало кто готов сопротивляться соблазну, особенно когда рекламодатели сами пишут и просят. Мне с этой просьбой спамят минимум раз в день, так как в контактах группы указана я. «Девочки» обычно падки на такие соблазны, поэтому нужен контроль. Группа вашего бизнеса развивается на ваши деньги, но попутно обрастает массой «групп-паразитов» на ту же тему от самой «девочки». Группы все время перекрестно опыляются и рекламируются, все это щедро разбавляется рекламой. Чаще всего история заканчивается тем, что «девочка» начинает лениться писать оригинальные тексты, постит в вашу группу заезженные новости из других групп, щедро разбавляя посты рекламой, а пользователи перестают замечать за всем этим ценность вашего бренда.

Неподтвержденный аккаунт

Уходя, налаженный бизнес «девочки» часто прихватывают с собой. Поэтому создавать группы в соцсетях нужно исключительно на свой официальный аккаунт, который при случае можно подтвердить паспортом с тем же именем. Мой рецепт такой: вы создаете группу в социальной сети, потом передаете модераторские права (не админские) «девочке» из числа пишущих без ошибок сотрудников. Все силы надо пустить на создание качественного контента. Крайне нежелательно публиковать в группе одни и те же мастер-классы, шуточки и идеи, которые сегодня уже напечатали ваши конкуренты: во-первых, это всех раздражает, во-вторых, умаляет вашу ценность.

Александр Бакеев, digital директор DigitalSocium.com, евангелист в SemanticForce.net

Неправильная постановка задач

Очень часто мне задают вопрос: «Сколько денег надо вложить в SMM, чтобы он заработал?» Это не тот вопрос, на который необходимо искать ответ в первую очередь. Гораздо важнее сначала ответить себе на вопросы: «Зачем мы идем в социальный веб?», «Что мы хотим получить в результате?», «Как мы будем измерять результат?» Уже после этого станет ясно, как именно распоряжаться бюджетом, и из чего он должен состоять. Слушайте ваших партнеров, клиентов, конкурентов, читайте то, о чем они пишут, разбирайтесь в их мотивах и копайтесь в их повседневности. Я часто слышу истории, особенно про B2B-компании, про договора и партнерства, заключенные через Facebook. Используйте ваш социальный капитал, он отлично работает.

Непоследовательность

Знакомый владелец интернет-магазина жаловался мне на одного клиента, который упорно распространял клевету и негативные отзывы в сети о его магазине. Причиной столь бурной реакции стал инцидент с менеджером магазина, который отказался предоставить скидку по акции, анонсированной в группе во «ВКонтакте». Менеджер просто не знал об этой акции! Поэтому будьте последовательны! Выработайте внутренние правила работы с социальным вебом и наладьте горизонтальные связи в команде, чтобы избежать таких неприятных инцидентов.

Наслоение каналов коммуникации

При любой попытке сменить канал коммуникации для каждого отдельного клиента бизнес теряет «золото». Поэтому не перенаправляйте клиентов в call-центр или почту: в процессе перехода вы обязательно потеряете часть покупателей, пусть человек все закажет или выскажется относительно своей проблемы через личные сообщения. Старайтесь делать максимум возможного для клиента через одну точку коммуникации.

Максим Зырянов, директор по развитию компании Promoport

Цепочка перепоручений

Худшее, что вы можете сделать, придя в соцсети, — это поручить развитие ваших групп непонятному агентству. Дальше обычно имеет место стандартная схема: агентство перепоручает  работу стороннему фрилансеру, и цепочка разрастается. В итоге от бюджета, выделенного вашей компанией, мало что остается, и вы получаете только видимость работы. Поэтому у вас есть два пути — либо взять ответственность на себя, либо искать надежное агентство. Чаще всего, если компания без опыта сама берется за раскрутку своих групп в соцсетях, затраченные ресурсы и человеко-часы не оправдывают полученных результатов. Поэтому, если вы решили заниматься SMM, подходите к этому максимально серьезно: расширяйте свои компетенции, читайте соответствующие статьи, книги, посещайте курсы. На мой взгляд, оптимальное решение для малого бизнеса — самостоятельное ведение  своих групп, к тому же это не только экономит деньги, но и повышает качество.

Более крупным проектам ведение групп лучше всего отдавать агентству или фрилансеру. На что надо обращать внимание, если вы хотите отдать SMM на аутсорс? Во-первых, на выполненные агентством проекты. Итоговый результат обязательно должен быть исчисляем: это может быть повышение продаж, увеличение количества контактов с потенциальными клиентами, заключенные сделки.  

Во-вторых, нужно узнать, есть ли непосредственно в самом агентстве менеджеры, которые координируют ведение SMM-проектов. Часто в целях экономии для небольших проектов агенства заказывают тексты и дизайн на стороне, но как минимум в самом агентстве должен быть человек, который сможет оценить перспективы проекта на старте, построить стратегию продвижения и проконтролировать качество выполняемых работ. В большом качественном проекте, как правило, работают от трех до семи человек: редактор, дизайнер, видеопродакшн, рекламщик-стратег, управляющий командой.

Неадекватные цены

Разброс по ценам у SMM-агентств очень большой. Цена за вступившего человека может колебаться от одного рубля до ста рублей. В итоге у предпринимателей возникает ступор — как такое вообще может быть? Все зависит от метода, которым будет «пригоняться» ваша аудитория. Чисто рекламный метод самый дорогой, но и самый эффективный. Если говорить по цифрам, то у нас средняя по рынку стоимость ведения групп от 40 до 150 000 руб. в зависимости от тематики, сложности задачи и количества вовлеченных в процесс специалистов. У крупных рекламных агентств цена, как правило, выше, либо она заложена в другие услуги. Нижняя планка по рынку тоже очень сильно разнится, но приемлемое качество начинается от 30 000 руб. в месяц.

Рост аудитории — не конечная цель

Представим, что вы получили первый предварительный результат: в вашу группу вступили 10 000 человек. Но дальше почему-то ничего не происходит. Запомните: вступление в группу само по себе мало что значит для человека, ваша группа легко может потеряться в его новостной ленте, если вы ничего не будете делать. Поэтому дальше нужно полученную аудиторию «дожимать» маркетинговыми методами: запускать таргетированную рекламу, писать личные сообщения под благовидным предлогом, выступать со спецпредложениями.


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
1218 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.