Грамотная логистика принесла крупнейшему отечественному онлайн-гипермаркету Ozon почти 8 млрд руб. выручки только за второй квартал 2018 года, а это 6 млн успешно доставленных заказов. При этом у Ozon обычный сайт: простой блочный дизайн, незамысловатые фото и описания товаров. Зато есть доставка любым удобным способом: от самовывоза и «Почты России» до курьерских служб. Это мечта любого онлайн-предпринимателя.
Для малого и среднего бизнеса логистика часто превращается в проблему. Если заказов немного, с ними можно справляться собственными силами: собирать и упаковывать товар, ходить на почту, отслеживать оплату, оформлять возвраты. Но когда из желающих купить товар выстраивается очередь, приходится задумываться об автоматизации.
Вариантов у рядового онлайн-предпринимателя, торгующего не по схеме дропшиппинга, а через закупку товаров у поставщика, всего два: организовать свой склад либо отдать логистику на аутсорсинг. В Москве склад площадью 30-40 метров обходится в среднем от 100 000 руб. в месяц — довольно дорогое удовольствие для небольшого интернет-магазина. Остается фулфилмент (хранение и отправка заказов клиенту со склада партнера) и кросс-докинг (приемка и отгрузка товаров через склад напрямую, без размещения в зоне долговременного хранения), то есть упрощенный фулфилмент для маленьких продавцов. И это гораздо удобнее, чем кажется.
Как выбрать фулфилмент-оператора: чек-лист
Современные фулфилмент-центры работают в режиме «одного окна»: могут сами забирать поставку, распределять и хранить все на складе, упаковать и даже принимать наложенные платежи. Но выбирать своего оператора нужно очень внимательно: представьте, что это не просто подрядчик, а настоящий бизнес-партнер. Ответственности у него точно не меньше — если услуги окажутся некачественными, клиенты будут недовольны именно интернет-магазином, а не оператором.
Решите, что вам нужно: кросс-докинг или фулфилмент
Кросс-докинг упрощает жизнь маленьким магазинам, у которых бывает по 5-10 заказов за день. Работает он так:
- Клиент оставляет заявку на заказ.
- Продавец формирует посылку с заказом.
- К продавцу или поставщику продавца приезжает курьер и забирает заказ, который затем отвозит на склад фулфилмент-оператора.
- Посылка упаковывается, уходит на сортировку, а затем отправляется к клиенту.
Отправка через кросс-докинг займет всего на один день больше, чем классический фулфилмент, зато сэкономит человекочасы предпринимателя и его сотрудников. Продавец может иметь свой небольшой склад или хранить товар дома, но чаще всего в случае кросс-докинга логистический оператор забирает посылку сразу со склада поставщика. Обычный фулфилмент, когда все товары магазина изначально хранятся на складе подрядчика, больше подойдет тем, кто совершает от 1000 отправок за месяц. Цена за кросс-докинг составляет примерно 150-200 руб. за посылку, а стоимость фулфилмента в среднем по рынку начинается от 10 000 руб. в месяц.
Почитайте отзывы о компаниях
Спрос на услуги фулфилмента большой, поэтому за последние несколько лет на рынке появилось много новых компаний. У владельца магазина, который никогда не имел с этим дела, разбегутся глаза — при таком изобилии трудно определиться с выбором. Для начала помогут два полезных ресурса:
- Каталог фулфилмент-операторов сайта об электронной коммерции: shopolog.ru
- База логистических компаний: logistics.datainsight.ru
Там можно прочитать краткую справку о работающих в России фулфилмент-центрах. Но попадание в каталоги еще ничего не значит: нужно найти реальные отзывы в интернете и хорошо изучить сайт.
На сайте компании обязательно должно быть несколько вещей: год создания (чтобы знать, сколько лет оператор на рынке), сертификаты и список клиентов (хорошо, если найдете там пару-тройку известных фирм). А отзывы стоит смотреть не просто на первой странице Яндекса или Google, но и в социальных сетях, а также на профильных сайтах: КурьероФФ, Оборот и других. Некоторые компании используют технические репутационные инструменты, которые выводят в топ-10 первых ссылок поисковиков только хорошие материалы об их бизнесе.
Спросите конкретную цену
Разные операторы могут рассчитывать цену за хранение и отправку посылок по-разному. Например, кто-то считает стоимость за вес, кто-то — за единицу товара, кто-то — за количество занятых полок, паллет или стеллажей. Если вы не торгуете холодильниками, стиральными машинами или другими габаритными вещами, можно присмотреться к тем, кто считает цену за один занятый кубометр. Операторы должны сами подобрать для вас наиболее выгодный тариф.
Пакетные предложения обычно работают плохо. Представьте, что у вас пакетный тариф на 500 посылок за 20 000 руб. в месяц, но вдруг продажи упали, и оператор отправил только 250. Цену никто не пересчитывать не станет. Так что «пакетов» лучше или избегать, или подбирать их с ювелирной точностью.
Выбирайте склад в Москве и много курьерских служб
Все стремятся в Москву, и хорошие фулфилмент-центры не исключение. Из Москвы в любую точку страны и мира все посылки идут быстрее: логистические каналы давно налажены и у «Почты России», и у курьерских служб. Так что выбирайте фулфилмент со складом в столице — рисков меньше, скорость выше.
Обратите внимание и на количество курьеров, с которыми работает оператор. Если их много, значит, у центра не бывает задержек и операционных перегрузок. Но есть и другой важный момент: постоянные службы-партнеры частенько дают фулфилмент-операторам большие скидки. Таким образом, доставка вашего товара через тот центр, который не жадничает и делится скидкой, может обойтись дешевле, чем прямая работа с курьерской службой.
Требуйте прозрачный договор и долгосрочный контракт с SLA
Представим, что вы взвесили все за и против, созвонились или встретились с представителями нескольких фулфилмент-операторов и наконец-то остановили выбор на самом подходящем. Теперь нужно внимательно изучить коммерческое предложение: например, решить, нужна ли вам услуга поштучной приемки с пересчетом вложений.
Классическая ситуация: на фулфилмент-склад от поставщика поступает одна оптовая коробка с тысячей одинаковых елочных игрушек. Если в договоре указано, что склад принимает товары с пересчетом вложений, тогда сотрудник склада откроет коробку и пересчитает весь товар вручную. И возьмет с магазина цену за приемку каждой игрушки, а не одной коробки — то есть не 3 руб., а 3000 руб.
Оговаривайте с партнером формулировки договора и строго контролируйте такие опции. Обязательно требуйте договор с SLA (Service Level Agreement) — это дополнительное соглашение об уровне услуг, на которое можно будет опереться, если качество этих услуг вас не устроит. А еще лучше попросите заранее протестировать сервис: некоторые компании готовы сделать для заказчика одну-две тестовых отправки.
Андрей Лямин, директор по развитию логистической платформы Shiptor.ru