Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «Я Бизнесмен», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока.
Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании.
Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.
Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать
Приобрести постаматный модуль и подключиться к постаматной сети сегодня может любой предприниматель. Для этого достаточно воспользоваться франшизой либо купить одну или несколько постаматных секций для уже готового бизнеса.
Постаматы, автоматизированные пункты выдачи посылок, от года к году набирают популярность. Особенно в крупных городах, где растет количество интернет-покупок и люди привыкают ценить свое время. К постаматным сетям подключаются интернет-магазины, которые хотят предложить клиентам еще один удобный способ самовывоза, ведь постаматы часто расположены в магазинах «у дома», салонах связи и других точках с большой проходимостью. Для многих это дешевле и удобнее курьерской доставки, ведь не всегда удобно ждать доставку «в течение дня».
Когда-то Почта России была самым популярным каналом доставки посылок из пункта А в пункт Б. Сегодня это уже не так: аналитики Data Insight отмечают, что за 2018 год на пункты выдачи заказов, частные курьерские службы и постаматы пришлось 260 млн отправлений, а на Почту России всего 90 млн. Все дело в том, что на конкурентном логистическом рынке цены за отправление почтой и курьером могут быть одинаковыми, поэтому логично, что покупатель выбирает самый удобный и быстрый вариант. Зачастую самая дешевая опция — доставка в постаматы: цена за нее варьируется от 50 до 200 руб.
Постаматные сети в России стали развиваться около 10 лет назад. Сначала на рынке появились PickPoint и Logibox, а затем и другие компании — TelePort, Pulse Express, ныне закрытая InPost, постаматы Qiwi. Сегодня основную долю рынка занимает PickPoint, но в ближайшие три-пять лет отечественную логистику ждут перемены: в игру вступают лоукостерные постаматные сети, оборудование которых стоит дешевле, чем у текущих игроков на рынке. Это положительная тенденция: чем доступнее будет подключение к постаматной сети, тем быстрее постаматы станут «вторыми почтовыми ящиками», а мы начнем заказывать товары в интернете так же часто, как ходим в ближайший продуктовый магазин.
Согласно исследованию Data Insight, получение посылки из постамата в среднем отнимает у потребителя меньше 15 минут. Фактически такая доставка заменяет курьера на последней миле: покупатель может сам забрать товар, не ориентируясь на график сотрудника логистической службы или время работы пункта выдачи заказов. К тому же так покупатель сохраняет приватность: никто, кроме него, не знает, что лежит в постаматной ячейке. Но у постаматов есть плюсы не только для потребителей, но и для предпринимателей.
В работе постаматной сети участвуют три игрока:
Он обслуживает постаматы, связывается с интернет-магазинами, реализует доставку и возврат посылок, обеспечивает загрузку магазинов.
Они подключаются к сети через оператора и платят ему за доставку в зависимости от пункта назначения и габаритов товара.
Подключиться к постаматной сети можно по франшизе, а можно просто купить одну или несколько постаматных секций для уже готового бизнеса.
Как в этой цепочке оказываются предприниматели? Все довольно просто: владельцы маленьких районных кофеен, фото- и копировальных салонов, канцелярских магазинов и даже продуктовых ларьков часто нерационально расходуют арендную площадь, а за каждый неиспользуемый квадратный метр всё равно приходится платить арендодателю.
Вместо того, чтобы оставлять пространство пустым, можно приобрести постаматный модуль: цены за постамат на 10 ячеек начинаются от 60 000 руб. В зависимости от размера ячеек владелец сети платит владельцу постамата в среднем от 30 до 100 руб. с каждой посылки, а при полной загрузке такой постаматный модуль может приносить предпринимателю 8 000 — 9 000 руб. пассивного дохода в месяц при ежедневной загрузке постамата посылками. Остальное чаще всего берут на себя логистические операторы: это загрузка посылок, банковское (прием платежей) и техническое обслуживание.
Важно: этот вариант подходит уже готовому бизнесу! Если предприниматель планирует снимать помещение специально под постаматы, то оборудование просто не окупится. Ощутимый доход можно будет получить только в том случае, если купить сразу 10 постаматных секций и расположить их в месте с хорошей проходимостью. Но даже в этом случае срок окупаемости может составлять 18-20 месяцев.
Подключиться к постаматной сети, приобретя постаматный модуль, может любой юридически оформленный бизнес. Главное требование всех отечественных сетей — не ставить постамат под открытым небом — они предназначены только для использования в помещении.
Несмотря на плюсы и удобство в обслуживании, в малонаселенных местах постаматы пока что неэффективны. За пределами больших и средних городов мало кто делает покупки в интернете так же часто, как жители мегаполисов. А для того, чтобы постамат был хотя бы на 50 % загружен посылками, точке, где он стоит, нужна хорошая проходимость. Например, гиганты вроде PickPoint выбирают в качестве расположения торговые центры, салоны сотовой связи и крупные сети продуктовых магазинов.
Андрей Лямин, директор по развитию логистической платформы Shiptor
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.