С 1 марта 2023 года в связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 29.07.2022 № 1351 изменились правила продажи маркированной продукции для маркетплейсов и интернет-магазинов. Эти торговые площадки стали полноценными участниками оборота, а это значит, что они несут ответственность за продажу немаркированного товара или отсутствие сведений о реализации такого товара в системе маркировки Честный ЗНАК.
Сегодня часть товаров, которые продаются на маркетплейсах, подлежат маркировке: одежда (блузки, рубашки, пальто, куртки, плащи), постельное, столовое, туалетное и кухонное белье, обувь, велосипеды. В связи с изменениями возникает много вопросов. Следит ли макертплейс за маркировкой товаров? Переходит ли право собственности на этот товар маркетплейсу? Должен ли он выводить его из оборота? Эксперты Контура постарались разобраться в этих вопросах.
Сценарий работы с маркированным товаром зависит от способа взаимодействия селлера с маркетплейсом. Если он закупает товар у российского производителя или оптовика, то ему, как участнику оборота маркированным товаром, нужно использовать ЭДО, чтобы принимать и отправлять УПД. Если селлер покупает товар за границей, то промаркировать товар придется до его поступления на территорию РФ. А если селлер является производителем, то он должен позаботиться о том, чтобы на каждой единице товара был наклеен код маркировки.
Как селлерам вводить в оборот маркированный товар
Действия селлера будут зависеть от того, откуда он взял товар: закупил у российского производителя или оптовика, импортировал или произвел сам.
Закупка маркированного товара у российского производителя. Это самый распространенный вариант. В этом случае производитель сам маркирует товар и вводит его в оборот. При закупке товара он отправляет селлеру УПД, который тот принимает в системе ЭДО, после чего товар автоматически начинается числиться за селлером.
Импортированный товар. Сценарий работы с таким товаром самый сложный, поскольку импортер сам оформляет документы, договаривается о поставках с зарубежным партнером. Например, если селлер самостоятельно нашел в Китае компанию, которая будет ему что-то отгружать, то он, во-первых, должен договориться с зарубежным партнером о том, кто создает карточку товара в глобальной системе GS1. Вполне возможно, что у импортера уже имеется эта карточка и он просто даст к ней доступ импортеру в России. Во-вторых, селлеру нужно промаркировать товар до пересечения границы РФ. Нужно договориться, чтобы это сделали либо на заводе производителя, либо промаркировать товар на таможенном складе. Только после того, как маркировка появится на товаре, его можно ввозить в Россию.
При оформлении таможенной декларации указываются все коды маркировки. После этого таможня дает разрешение на ввоз товара.
Далее селлер осуществляет отдельную операцию — вводит товар в оборот, указывая информацию о таможенной декларации, по которой товар въезжает в Россию.
Селлер сам производит товар, который нужно маркировать. В этом случае ему тоже нужно зарегистрировать товар — создать карточку товара и присвоить ему штрих-код. После этого в системе Честный ЗНАК селлер заказывает коды маркировки и наносит их на товар.
Продавайте маркированные товары на маркетплейсах. Контур.Маркировка проверит коды во входящих документах, поможет наполнить УПД
Как селлерам выводить из оборота маркированный товар при FBO
Как вывести товар из оборота селлеру, если маркетплейс обычно сам занимается доставкой товара?
Прежде всего селлеру необходимо внимательно ознакомиться с условиями площадки. Но маркетплейсы в любом случае проверяют маркированный товар.
Модель FBO предполагает доставку со склада маркетплейса, когда селлер упаковывает и отвозит партию товара на склад маркетплейса, а далее маркетплейс хранит его и готовит к отправке клиентам.
При поступлении товара, подлежащего маркировке, маркетплейс его проверяет, после чего в личном кабинете селлера появляется уведомления о том, готова ли площадка принять товар.
Ozon сразу готовит УПД с кодами, селлеру нужно лишь скачать их и подгрузить в сервис ЭДО. А у Wildberries схема другая: площадка формирует акт приемки, в котором указывает все коды маркировки, принятые у селлера. На основе акта селлер самостоятельно формирует УПД.
При модели FBO право собственности на товар переходит маркетплейсу. Поэтому он ответственен за то, чтобы товар был правильно выведен из оборота.
Как выводить из оборота маркированный товар при FBS
FBS-модель предполагает хранение товара на складе селлера. Маркетплейс выполняет в этом случае только функцию доставки.
В тот момент, когда селлер готовит товар к отгрузке покупателю, он должен отсканировать код маркировки, указанный на товаре. И этот код нужно отсканировать в личный кабинет маркетплейса. Когда клиент покупает товар, маркетплейс уведомляет об этом в отчете о продажах, и селлер может вывести его из оборота.
Таким образом, если вы храните и отгружаете товар самостоятельно, то и из оборота его нужно выводить самостоятельно, даже несмотря на то, что чек выбивает маркетплейс. Способ вывода товара из оборота в этом случае — не чек, а подача сведения в систему Честный ЗНАК о продаже маркированной продукции дистанционным способом.