Маркировка упакованной воды: как это происходит — СКБ Контур

Маркировка упакованной воды: как это происходит

14 октября 2022 2

С 1 сентября 2021 года стартовала обязательная регистрация участников оборота упакованной воды в системе Честный ЗНАК, а с 1 декабря 2021 года производителям запрещено выпускать упакованную воду без кода (Постановление Правительства РФ от 31.05.2021 № 841).

Гульнара Бурханова Эксперт Контура по маркировке

Из статьи вы узнаете:

Какую воду нужно маркировать

Понять, маркировать ли воду, можно по коду ТН ВЭД ЕАЭС или ОКПД 2. Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.05.2021 № 841.

Упакованная вода Коды по классификаторам товарной номенклатуры
Питьевая

Минеральная (и природная, и искусственная)

Газированная

Купажированная с газом и без
ОКПД 2: 11.07.11.110, 11.07.11.120, 11.07.11.130, 11.07.11.140, 11.07.11.150

ТН ВЭД: 2201 (кроме льда и снега)

Маркировка касается только упакованной воды. Но добычу питьевой воды тоже планируют начать контролировать. Для этого Минпромторг, Роснедра и ЦРПТ запланировали создать систему — аналог ЕГАИС. Новая система поможет контролировать недобросовестных производителей, которые показывают не весь объем добычи из скважин.

От маркировки освобождается упакованная вода, которая соответствует одному из условий:

  • помещена под таможенные процедуры для вывоза из ЕАЭС;
  • импортируется в Россию или производится на территории страны в качестве рекламных образцов, не предназначенных для продажи;
  • транспортируется по РФ, если сделка по приобретению упакованной воды — государственная тайна;
  • продается в рамках конкурсного производства при банкротстве;
  • относится к продукции детского питания;
  • разливается по бутылкам продавцом прямо в месте реализации и продается конечному потребителю. 

Основные этапы маркировки

Маркировка воды проходит в несколько этапов:

  • с 1 декабря 2021 — начинается обязательная маркировка упакованной природной минеральной воды (ТН ВЭД — 2201, ОКПД 2 — 11.07.11.110).
  • с 1 марта 2022 года — начинается обязательная маркировка прочей питьевой воды в упаковке (ТН ВЭД — 2201, ОКПД 2 — 11.07.11.120, 11.07.11.130, 11.07.11.140).
  • с 1 ноября 2022 года — продавцы ведут объемно-сортовой учет и подтверждают через ЭДО в Честном ЗНАКе, что приняли маркированную продукцию в потребительской упаковке от поставщика. Требование касается розницы и заведений общепита, которые продают воду в упаковке через кассу. Также если заведения при этом списывают маркированную воду, они с 1 ноября при списании выводят ее из оборота самостоятельно — в Честный ЗНАК передают сведения о выводе из оборота по причинам, не являющимся продажей в розницу (п. 3 Постановления Правительства РФ от 31.05.2021 № 841).
  • с 1 марта 2023 года — продавцы сканируют маркировку на кассе.
  • с 1 марта 2025 года — все участники оборота упакованной воды должны вести поэкземплярный учет. Код каждой единицы товара нужно будет указывать в УПД, передавать эти сведения в Честный ЗНАК и контрагентам.

Сохраняйте шпаргалку, что с 1 ноября 2022 года обязаны делать розница и общепит.

Сегмент Что делать с 1 ноября 2022 года
Розница Подтверждайте через ЭДО в Честном ЗНАКе, что приняли воду в потребительской упаковке от поставщика. При списании выводите воду из оборота самостоятельно. В Честный ЗНАК передавайте сведения о выводе из оборота по причинам, не являющимся продажей в розницу, например списание при инвентаризации или при приготовлении еды (п. 3 Постановления Правительства РФ от 31.05.2021 № 841).
Общепит: заведения, которые продают воду через кассу и при этом списывают маркированную воду
Общепит: заведения, которые не продают упакованную воду через кассу, используют только для приготовления блюд Действует отсрочка. До 1 декабря 2023 года не нужно регистрироваться в Честном ЗНАКе и работать с ЭДО — выводить воду из оборота за вас будет поставщик.

Как работать по новым правилам производителям и импортерам

Маркировать воду в бутылках обязан производитель и импортер. Чтобы получать коды маркировки, понадобятся:

  • сертификат УКЭП — проверьте, чтобы на дату начала маркировки он был действующим;
  • деньги на балансе в Честном ЗНАКЕ — убедитесь, что для заказа кодов хватает денег, так как коды нужно оплачивать после начала обязательной маркировки.

Для маркировки нужно обеспечить возможность отправлять запросы на сервер эмиссии ГИС МТ и получать коды маркировки, а также приобрести оборудование для нанесения, верификации и агрегации кодов. Для этого понадобятся:

Регистратор эмиссии и станцию управления заказами — это программно-аппаратные средства для отправки запросов на сервер эмиссии ГИС МТ и получения кодов маркировки. Без них работать не получится.

Есть несколько способов взаимодействовать с ГИС МТ:

  • работать в личном кабинете на сайте Честный ЗНАК;
  • воспользоваться API ГИС МТ и самостоятельно интегрировать его с учетными системами предприятия;
  • использовать готовое решение от интеграторов (при выборе рекомендуем учесть, с кем из операторов ЭДО у вас налажен процесс передачи УПД, так как их передача обязательна уже с 1 ноября 2022 года).

Оборудование для нанесения, верификации, агрегации — выбирайте его, опираясь на свой уровень автоматизации и объем производств. Чтобы тратить на это меньше времени и сократить издержки, приобретайте оборудование, которое позволяет автоматически передавать информацию о кодах маркировки на производственные линии для нанесения и с производственных линий в программу для отчетов в ГИС МТ.

Как оплатить коды маркировки

Оплачивать коды требуется, только когда маркировка становится обязательной. Это значит, что после 1 декабря 2021 года оплачивать нужно коды для упакованной природной минеральной воды, а после 1 марта 2022 года — для остальной воды, подлежащей маркировке.

От способа оплаты кода маркировки зависит срок его жизни — период, в течение которого он может храниться без нанесения на упаковку. Есть два варианта оплаты:

1. Оплата по эмиссии (предоплата). Деньги на балансе в Честном ЗНАКЕ резервируются после заказа кодов. Их спишут со счета, когда заказ получит статус «Готов», то есть завершится эмиссия кодов. 

Срок жизни кода, оплаченного по эмиссии, не ограничен: вы сможете хранить этикетки с ними бессрочно. Это удобно, когда вы заказываете этикетки в типографии большими партиями. Но помните, что после нанесения на упаковку срок действия кода приравнивается к сроку годности воды.

2. Оплата по отчету о нанесении (постоплата). Деньги списываются с лицевого счета после успешной обработки отчета о нанесении. Это значит, что вы будете платить только за фактически использованные коды, которые прошли валидацию и были нанесены на упаковку. Срок жизни кода при оплате по отчету о нанесении:

  • 30 дней — при нанесении кода на производстве;
  • 365 дней — при нанесении кода через сервис-провайдера (в типографии).

Какие сведения нужно направлять в систему

Направлять в ГИС МТ следует:

  • сведения о нанесении кодов маркировки и ввода продукции в оборот (производители и импортеры) — с 1 марта 2022 года;
  • сведения о выбытии путем розничной продажи (продавцы) — с 1 марта 2023 года;
  • сведения об обороте и выбытии из оборота всеми способами, кроме розничной продажи (участники оборота) — с 1 ноября 2022 года.

Подробные правила маркировки Правительство утвердило Постановлением от 31.05.2021 № 841. В нем разъясняются все требования к участникам оборота воды, порядок информационного обмена с системой, порядок и сроки направления сведений оператору и многое другое.

Как будут контролировать маркировку воды

Следить за тем, как участники оборота упакованной воды соблюдают новые правила, будет Роспотребнадзор. С этим будут помогать и граждане: через приложение Честный ЗНАК они смогут проверить оригинальность воды. Если на производителя или торговую точку поступит жалоба, сотрудники ведомства придут с внеплановой проверкой. Это грозит штрафом до 300 000 руб.

Вопрос-ответ по маркировке воды

Надо ли маркировать воду, которую произвели до начала обязательной маркировки?

Нет, это не требуется. Оборот и вывод из оборота такой упакованной воды допускается до истечения срока годности.

Нужно ли маркировать рекламный товар?

Нет, рекламные образцы упакованной воды, которая произведена в РФ или импортирована на ее территорию, освобождены от маркировки при условии, что они не предназначены для продажи.

Как быть с бутилированной водой, которую продают через вендинговый автомат?

Воду нужно вывести из оборота еще до того, как она будем помещена а автомат. Сделать это должен тот, кто заправляет автомат водой. Причина вывода — «Прочее».

Как вывести из оборота маркированную воду, у которой истек срок годности?

Когда срок годности упакованной воды истекает, код маркировки сгорает. Оборот такой продукции запрещен.

Чтобы вывести ее из оборота, нужно подать уведомление в ГИС МТ в течение 3 рабочих дней. Причина вывода — «Истек срок годности».

Что нужно делать импортерам упакованной воды?

После введения обязательной маркировки каждая бутылка минеральной или питьевой воды должна быть промаркирована до пересечения границы РФ. Сделать это можно на производстве, таможенных либо консолидационных складах. Отчет о нанесении должен быть подан до таможенных процедур.

После прохождения таможенных процедур, участник оборота вводит воду в оборот.

Нужно ли переоснащать производство для маркировки воды?

Ответ на этот вопрос зависит от объема производства и уровня автоматизации. 80% производителей воды наклеивают этикетки вручную. Они вполне смогут обойтись простым принтером и ручным аппликатором.

Крупным производствам с автоматизацией для нанесения кодов понадобится:

  • цифровое печатное оборудование;
  • аппликатор для нанесения кодов;
  • стабилизатор для производственной линии, особенно для стеклянных бутылок;
  • камеры технического зрения для валидации кодов маркировки;
  • терминалы сбора данных или 2D сканеры.

Универсальный вариант для всех — обратиться к сервис-провайдерам (типографиям). Это тем более удобно, что этикетки для бутылок и так печатают типографии. Тогда приобретать дополнительное оборудование не придется.

Обычно макет этикеток меняют раз в 3-5 лет. Это позволяет заказывать их большим тиражом на год (сезон) вперед.

К каким сервис-провайдерам обращаться?

Сервис-провайдеры — это типографии, которые наносят код маркировки на упаковку или этикетку. У них должен быть заключен договор с ЦРПТ.

Актуальный список сервис-провайдеров размещен на официальном сайте системы Честный ЗНАК. Они уже готовы к работе с кодами маркировки. По всем нанесенным кодам сервис-провайдер предоставит вам отчет о том, что они прошли валидацию.

Как маркировать воду в оборотной таре? Есть какие то требования или рекомендации от ЦРПТ?

В Постановлении Правительства ничего не говорится об оборотной таре, так как маркируется сама вода, а не тара. Со стороны ЦРПТ рекомендации есть — они основаны на опыте, появившемся за время проведения эксперимента. Так, к бутылям на 19 литров применяется рекомендация по нанесению кода маркировки на этикетку, располагающуюся на горлышке бутылки.
 

Гульнара Бурханова Эксперт Контура по маркировке
Актуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
2 комментария
ЮС
Юрий Сетраков 26 октября
Спасибо что облегчаете торгувлю, в это не легкое время
Наша компания https://gofroline.ru/uslugi/pechat-na-gofrokorobah.html специализируется на нанесение печати, манзнаков и логотипа на упаковку из гофрокартона. Мы сами производим гофрокартон и различные упаковки из него. Данная статья как нельзя лучше характеризует всю важность как производства упаковочного материла так и маркировки товаров вообще. Наши заказчики уделяют большое значение качеству упаковки и технологии нанесения маркировки на нее. Наше высокотехнологичное оборудование позволяет наносить маркировку разными методами. Мы используем офсетную, трафаретную печать и флексографию. В последнее время все больше заказов поступает на упаковку из гофрокартона именно с маркировкой флексографией. На сегодняшний день это самый передовой способ нанесения маркировки и самый долговременный