Кто и зачем проверяет акцизные марки — Контур.Маркет — СКБ Контур

Кто и зачем проверяет акцизные марки

20 апреля 2022

Когда крепкий алкоголь продают в магазине или разливают его в ресторане или баре, нужно помнить о проверке акцизных марок. К розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции предъявляют особые требования: оборот фиксируют в единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Делают это при помощи акцизных марок, как именно, рассказал эксперт Контур.Маркета.  

Какие акцизные марки бывают

Акцизные марки — это вид фискальных марок, которыми государство обязывает снабжать подконтрольную продукцию для акцизного сбора на торговлю. 
Различают два вида маркировки крепкого алкоголя:

  • федеральные специальные марки, которые наносят на товары, произведенные в России;
  • акцизные марки, которые наносят на импортный алкоголь.

Для простоты будем называть оба вида марок акцизными. С их помощью государство контролирует производство, поставку и реализацию алкоголя. Если марки на бутылке с алкоголем нет, значит акцизный сбор производителем и поставщиком не оплачен. Это контрафактная продукция, ее производят и реализуют незаконно, возможно, она несет угрозу здоровью конечного покупателя. Исключение — магазины беспошлинной торговли.       

Но даже наличие акцизной марки не дает гарантии, что продукция безопасна и ее можно продавать, не рискуя нарушить закон. Вот почему акцизные марки нужно проверять. Хорошо, если такая возможность есть в вашем сервисе для работы с ЕГАИС. 

Для чего нужна проверка акцизных марок

Проверка нужна для защиты потребителей подделок и для сокращения «серого» оборота алкогольной продукции. Проверять подлинность акцизных марок может как покупатель, так и продавец. 

Подчеркнем, что ответственность за подлинность марок лежит на владельце продукции в конкретный момент времени. Например, поставщик отправил контрафакт, а магазин об этом не знал и продал. Наказание понесет именно розничная точка продаж, и разделить её с поставщиком не всегда получится. Не важно, продали контрафактную продукцию намеренно или по невнимательности. 

Продажу бутылки с поврежденной маркой госорганы могут счесть оборотом без маркировки. За это нарушение предусмотрена конфискация товара и штрафы (ч. 4 ст. 15.12):

  • для граждан от 10 000 до 20 000 ₽;
  • для должностных лиц от 30 000 до 50 000 ₽;
  • для юрлиц от 300 000 до 500 000 ₽.  

Еще Административный кодекс предусматривает наказание за нарушение особых требований. Такие требования описаны в ст. 11 и ст. 16 Закона № 171-ФЗ, например, нельзя продавать алкоголь несовершеннолетним или дистанционным способом. Нарушение приведет к конфискации товара и штрафам (п. 3 ст. 14.16 КоАП):

  • для должностных лиц от 20 000 до 40 000 ₽;
  • для юрлиц от 100 000 до 300 000 ₽. 

А при многократном нарушении предприниматель может лишиться свободы (УК РФ). Согласно ст. 171.1 УК РФ, изготовление и использование незарегистрированных акцизных марок для крепкого алкоголя запрещено. Любая неподтвержденная марка может вызвать подозрение и внеплановую проверку Росалкогольрегулирования. 

Как проверить

В первую очередь важно проверить марку визуально. На марках всех образцов присутствует название продукции и ее объем. Но абсолютной гарантии такая проверка дать не может. Специалисты рекомендуют проверять алкогольные акцизы через официальные порталы и приложения.

Проверка на едином социальном портале алкогольного рынка. Здесь можно получить информацию о подлинности сведений, размещенных на федеральной специальной или акцизной марке. В выделенную строку вводят серию и номер марки с бутылки. Если появилось сообщение, что данные не найдены, значит это контрафактный продукт. На сайте можно сразу подать жалобу на продукцию и его поставщика.   

На портале ФСРАР. Здесь нужно завести личный кабинет, авторизоваться как организация по ИНН и перейти в раздел «Проверка марок». Марки проверяют по штрихкоду, поочередно сканируя каждую бутылку. В результате проверки сервис должен выдать информацию, которая полностью совпадает с информацией на бутылке. Смотреть инструкцию.

Через мобильное приложение «АнтиКонтрафакт Алко». Приложение можно скачать как на сайте ФСРАР, в Google Play или App Store. В приложении есть все данные из ЕГАИС о выпущенном и завезенном в страну алкоголе. Приложение помогает определить, легальный алкоголь или нет, законно ли его продавать. Там же можно сообщить ФСРАР о нарушении. 

Проверка в учетной системе Контур.Маркет. Если подключить автоматическую проверку акцизных марок, касса будет предупреждать о возможном нарушении. Как только продавец отсканирует марку на кассе, система проверяет, числится ли такая марка на балансе организации, завершен ли по ней документооборот с ЕГАИС и соответствует ли стоимость допустимой минимальной розничной цене (МРЦ). Если что-то не так, касса сообщит об этом. 

Есть способ найти ошибку раньше, чем бутылка попала на кассу. Помогает сканирование акцизных марок в момент приемки алкоголя по накладной от поставщика. Это снижает также вероятность пересортицы и появления контрафакта на полке магазина. Бутылки, которые не соответствуют данным в накладной, можно сразу вернуть поставщику. 

market

Учитывайте алкоголь без рутины

Подключите Контур.Маркет для ежедневной работы с ЕГАИС. Попробуйте все возможности бесплатно в течение 14 дней

Два раза в месяц отправляем рассылку с самыми важными новостями
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Два раза в месяц отправляем рассылку с самыми важными новостями
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи