Продолжаем серию статей о товарном учете. Ранее эксперты Контур.Маркета рассказали о первых звеньях цепочки: заказ у поставщика и приемка товара. А в этой статье они на примере розничного магазина разъяснили, когда нужна переоценка товаров и как потом заменить ценники.
Когда нужно менять цены на товары
Периодически магазин делает перерасчет цен на отдельные товары или целые товарные группы, чтобы привести их фактическую ценность к рыночному показателю. Вот что может послужить причиной переоценки:
- Изменение закупочных цен. Учетный сервис Контур.Маркет еще на этапе приемки накладной показывает на какие товары изменилась цена закупа. Если она стала больше, можно сразу повысить отпускную цену, чтобы поддерживать рентабельность и наоборот.
- Распродажа остатков, например, у каких-то товаров заканчивается срок годности или покупатели теряют к ним интерес.
- Реализация товаров низкого качества или продукции, которая потеряла часть изначальных потребительских свойств во время транспортировки.
- Изменение спроса или предложения в период нового сезона или праздников.
- Покрытие издержек, к примеру, увеличились затраты на логистику или изменились ставки НДС.
- Освобождение склада под новые поставки.
Как провести переоценку
Прежде чем назначать новые цены следует проанализировать предложения конкурентов. Если назначить цену сильно выше рыночной, рискуете упустить клиентов, а бросовая цена «съест» всю вашу прибыль.
Следует учесть и то, как компания или ИП ведет учет:
- При стоимостном способе нужно проводить инвентаризацию тех групп, которые будут переоцениваться.
- При количественно-суммовом варианте оценка основывается на данных бухучета.
Изменение в ценах важно фиксировать в документах. Сначала руководитель составляет приказ о переоценке, потому что сотрудники не могут делать это по своему желанию. Как правильно установить цену, чтобы не уйти в минус, рассказали в ролике.
Когда определили новые цены, нужно заполнить акт о переоценке. Например, так:
Наименование товара | Количество, шт. | До оценки | После оценки | Разница | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Цена, ₽ | Сумма, ₽ | Цена, ₽ | Сумма, ₽ | Уценка, ₽ | Наценка, ₽ | ||
Конфеты «Для влюбленных» | 5 | 400 | 2000 | 300 | 1500 | 500 | |
Открытка «8 Марта» | 10 | 20 | 200 | 40 | 400 | 200 | |
ИТОГО | 2200 | 1900 | 500 | 200 |
В таблице пример переоценки, которая связана с изменением спроса из-за праздников. 14 февраля уже позади, поэтому товары ко Дню влюбленных дешевеют, а подарки к Международному женскому дню дорожают.
Сэкономить время помогут сервисы для товарного учета. Например, Контур.Маркет умеет проводить массовую переоценку.
После переоценки изменения нужно отразить еще и в бухгалтерской системе.
Почему важно быстро сменить ценники
Покупатели узнают, сколько стоит товар, глядя на ценники. Товар с ценником, который уже выложили на полку в магазине считается публичной офертой, то есть предложением оплатить вещь по указанной цене. Продавец обязан своевременно предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товарах и их цене в рублях, чтобы потребитель смог сделать правильный выбор.
Об этом говорится в ст. 10 Закона «О защите прав потребителей»
Что обязательно указать на ценнике:
Требования к ценникам перечислены в Постановлении Правительства от 31.12.2020 № 2463
- наименование товара;
- сорт, если один и тот же товар бывает разных видов;
- цену в рублях за единицу измерения, например, штуку, 100 грамм или литр.
Для продуктов нужны этикетки с более подробной информацией: состав, пищевая ценность, вес, объем, условия хранения и дата изготовления. Подробнее о том, как правильно оформить ценник, рассказали в статье.
Магазин не может отказаться продавать товар по ценнику, даже из-за переоценки. Если магазин назначил новую розничную цену, но оставил на полках прежние ценники — он нарушает договор-оферту. При этом покупатель не может просто так, без оплаты, забрать из магазина товар без ценника. Бесплатная передача товара противоречит принципам торговли. С юридической точки зрения отсутствие ценника говорит о том, что цена не согласована, а значит и купить товар не получится.
В Контур.Маркете можно настроить содержимое и размер ценников под свою торговую точку и отправить их на печать
Неверное оформление ценников может стать поводом для проверки и административного штрафа:
Если цена при продаже на кассе выше той, что в ценнике: ИП может заплатить 3-5 тыс. ₽, а компания — 20-50 тыс. ₽. В таких случаях лучше признать ошибку и разрешить спор с покупателем на месте.
Ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ
Если указали в ценнике недостоверную информацию: ИП придется заплатить 3-5 тыс. ₽, юрлицам 100-500 тыс. ₽.
Ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ
Если товар выставили на продажу без ценника: ИП оштрафуют на сумму 500-1000 ₽, а организацию на 5-10 тыс. ₽.
Ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ
Если не указали после цены российскую валюту, например «руб.» или «₽»: ИП могут выписать штраф 300-1500 ₽, а компании 10-30 тыс. ₽.
Ст. 14.15 КоАП РФ
Причем если нарушений несколько, штрафы суммируются. Магазин может попытаться их оспорить в суде, но это требует времени, сил и денег на оплату услуг юриста. Советуем автоматизировать всю цепочку товароучета, чтобы сразу оформлять и печатать ценники после переоценки через специальный сервис.
Для обложки использовано изображение Freepik.