Товароучет: как сделать переоценку и обновить ценники — Контур.Маркет Баннер

Товароучет: как сделать переоценку и обновить ценники

15 ноября 2022

Продолжаем серию статей о товарном учете. Ранее эксперты Контур.Маркета рассказали о первых звеньях цепочки: заказ у поставщика и приемка товара. А в этой статье они на примере розничного магазина разъяснили, когда нужна переоценка товаров и как потом заменить ценники.

Когда нужно менять цены на товары

Периодически магазин делает перерасчет цен на отдельные товары или целые товарные группы, чтобы привести их фактическую ценность к рыночному показателю. Вот что может послужить причиной переоценки: 

  • Изменение закупочных цен. Учетный сервис Контур.Маркет еще на этапе приемки накладной показывает на какие товары изменилась цена закупа. Если она стала больше, можно сразу повысить отпускную цену, чтобы поддерживать рентабельность и наоборот.
  • Распродажа остатков, например, у каких-то товаров заканчивается срок годности или покупатели теряют к ним интерес. 
  • Реализация товаров низкого качества или продукции, которая потеряла часть изначальных потребительских свойств во время транспортировки.
  • Изменение спроса или предложения в период нового сезона или праздников.
  • Покрытие издержек, к примеру, увеличились затраты на логистику или изменились ставки НДС.
  • Освобождение склада под новые поставки. 

Как провести переоценку

Прежде чем назначать новые цены следует проанализировать предложения конкурентов. Если назначить цену сильно выше рыночной, рискуете упустить клиентов, а бросовая цена «съест» всю вашу прибыль.

Следует учесть и то, как компания или ИП ведет учет:

  • При стоимостном способе нужно проводить инвентаризацию тех групп, которые будут переоцениваться. 
  • При количественно-суммовом варианте оценка основывается на данных бухучета.

Изменение в ценах важно фиксировать в документах. Сначала руководитель составляет приказ о переоценке, потому что сотрудники не могут делать это по своему желанию. Как правильно установить цену, чтобы не уйти в минус, рассказали в ролике.

Когда определили новые цены, нужно заполнить акт о переоценке. Например, так:

Наименование товара Количество, шт. До оценки После оценки Разница
Цена, ₽ Сумма, ₽ Цена, ₽ Сумма, ₽ Уценка, ₽ Наценка, ₽
Конфеты «Для влюбленных» 5 400 2000 300 1500 500  
Открытка «8 Марта» 10 20 200 40 400   200
ИТОГО     2200   1900 500 200

В таблице пример переоценки, которая связана с изменением спроса из-за праздников. 14 февраля уже позади, поэтому товары ко Дню влюбленных дешевеют, а подарки к Международному женскому дню дорожают.

Сэкономить время помогут сервисы для товарного учета. Например, Контур.Маркет умеет проводить массовую переоценку.

После переоценки изменения нужно отразить еще и в бухгалтерской системе.

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Почему важно быстро сменить ценники 

Покупатели узнают, сколько стоит товар, глядя на ценники. Товар с ценником, который уже выложили на полку в магазине считается публичной офертой, то есть предложением оплатить вещь по указанной цене. Продавец обязан своевременно предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товарах и их цене в рублях, чтобы потребитель смог сделать правильный выбор. 

Об этом говорится в ст. 10 Закона «О защите прав потребителей»

Что обязательно указать на ценнике:  

Требования к ценникам перечислены в Постановлении Правительства от 31.12.2020 № 2463

  • наименование товара;
  • сорт, если один и тот же товар бывает разных видов;
  • цену в рублях за единицу измерения, например, штуку, 100 грамм или литр.

Для продуктов нужны этикетки с более подробной информацией: состав, пищевая ценность, вес, объем, условия хранения и дата изготовления. Подробнее о том, как правильно оформить ценник, рассказали в статье.

Магазин не может отказаться продавать товар по ценнику, даже из-за переоценки. Если магазин назначил новую розничную цену, но оставил на полках прежние ценники — он нарушает договор-оферту. При этом покупатель не может просто так, без оплаты, забрать из магазина товар без ценника. Бесплатная передача товара противоречит принципам торговли. С юридической точки зрения отсутствие ценника говорит о том, что цена не согласована, а значит и купить товар не получится.

В Контур.Маркете можно настроить содержимое и размер ценников под свою торговую точку и отправить их на печать

Неверное оформление ценников может стать поводом для проверки и административного штрафа: 

Если цена при продаже на кассе выше той, что в ценнике: ИП может заплатить 3-5 тыс. ₽, а компания — 20-50 тыс. ₽. В таких случаях лучше признать ошибку и разрешить спор с покупателем на месте.

Ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ

Если указали в ценнике недостоверную информацию: ИП придется заплатить 3-5 тыс. ₽, юрлицам 100-500 тыс. ₽. 

Ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ

Если товар выставили на продажу без ценника: ИП оштрафуют на сумму 500-1000 ₽, а организацию на 5-10 тыс. ₽.  

Ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ

Если не указали после цены российскую валюту, например «руб.» или «₽»: ИП могут выписать штраф 300-1500 ₽, а компании 10-30 тыс. ₽.  

Ст. 14.15 КоАП РФ

Причем если нарушений несколько, штрафы суммируются. Магазин может попытаться их оспорить в суде, но это требует времени, сил и денег на оплату услуг юриста. Советуем автоматизировать всю цепочку товароучета, чтобы сразу оформлять и печатать ценники после переоценки через специальный сервис. 

Для обложки использовано изображение Freepik.

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Другие статьи

Все статьи