Иван Зайченко: «Бесит история с крупным ретейлом» — Контур.Маркет — СКБ Контур

Иван Зайченко: «Бесит история с крупным ретейлом»

23 ноября 2022

В 2021 году сеть розничных магазинов «Жизньмарт» заработала 300 млн руб., а к октябрю 2022 года — уже 2 млрд. Это более 60 магазинов в Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени и Санкт-Петербурге. Готовится к открытию точка в Дубае. Проект делает управляющая компания, которая реализует продукты под собственной торговой маркой. Здесь свои программисты, своя сеть доставки и нестандартный подход в работе как с поставщиками, так и с покупателями. В новом выпуске подкаста «Варенье из шишек» мы поговорили с основателем сети «Жизньмарт» Иваном Зайченко. Разбирались, как работает сеть и как ей удается успешно сосуществовать с федеральными гигантами. 

Уникальный продукт 

В «Жизньмарт» не попадают товары, которые есть в сетевых супермаркетах, большинство продуктов выпускается специально для этой сети. Главное правило — один, но самый лучший продукт на полке в каждой категории. 

Если поставщик выходит в массовый сегмент и начинает работать на все супермаркеты, в «Жизньмарте» ищет замену. Здесь почти вся продукция продается под собственной торговой маркой, которая и указывается на этикетке. 

Полное интервью с Иваном Зайченко слушайте в подкасте «Варенье из шишек»

Иван Зайченко
Основатель сети «Жизньмарт»

Мы делаем упор на готовую еду и полуфабрикаты высокой степени готовности. Потому что наша основная ценность — это вкусно, быстро и недорого. Плюс у нас очень большой фокус на кофе. У нас 65 % — это продукты короткого срока хранения в течение одного—трех дней. Это принципиально другой покупательский опыт. Нам надо, чтобы люди заходили и видели, что наш товар уникален. Это не обычная сметана, мы ставим свой бренд, значит, подписываемся под качеством и несем за него полную ответственность. Претензии по продукции решаем мы, а не передаем это все поставщикам. Это дополнительный фактор, вызывающий доверие покупателя. Это хорошее дистанцирование от конкурентов. Аналоги наших продуктов не найти в других магазинах. 

Работа с поставщиками 

В каждом городе «Жизньмарт» находит местных производителей, поддерживая таким образом малый и средний бизнес в регионах. Это касается не только регулярных закупок товара, но и более тесного сотрудничества. 

Например, один поставщик не справлялся с теми объемами продукции, которые были необходимы. Команда Зайченко взяла для партнера аппарат в лизинг за 10 млн рублей. Так усилили производственные мощности ценного поставщика. А другому партнеру помогли тем, что сделали большую скидку на покупку кухонного оборудования, чтобы получилось расширить производство. 

Иван Зайченко
Основатель сети «Жизньмарт» 

Еще мы помогаем разрабатывать ассортимент и технологию производства. У нас большой опыт в ресторанном бизнесе, и если поставщик хочет завести для себя какие-то новые продукты либо новую производственную линию, то мы с удовольствием включаемся и помогаем. Мы отдаем предпочтение местным поставщикам, потому что бизнес, который работает в регионе, должен поддерживать коллег. Меня бесит история с крупным ретейлом, когда они приходят и «выжигают» сначала местный ретейл, потом местных поставщиков, логистов, а затем и рынок труда. Мы такого выжженного поля оставлять не хотим, поэтому максимально используем ресурсы того региона, где присутствуем. Если таких ресурсов нет, то смотрим федеральных поставщиков. И мы принципиально отказались от импорта, но по другим соображениям, там постоянно возникают какие-то риски. 

Работа с покупателями 

Много идей по развитию сети «Жизньмарт» получает от своих покупателей. У каждого магазина свой чат в телеграме, и обратная связь налажена четко. Так, придумали открыть в торговых залах гостевые туалеты и получили массу положительных отзывов. А еще в каждом магазине есть полка, откуда можно бесплатно забрать продукты, у которых заканчивается срок годности. 

Иван Зайченко
Основатель сети «Жизньмарт» 

Такая полка — обязательный элемент для каждого нашего франчайзи. Еще есть полка для фермеров, куда люди могут принести свою продукцию и оставить телефончик. Люди, которые хотят эту продукцию купить, по этому телефону скидывают деньги на карточку и забирают товар. Всё держится на честности и помощи другим людям. Свои заготовки приносят и бабушки. Идея родилась осенью: на улице дождь, слякоть, бедная бабушка стоит и продает свой урожай. Мы решили этот процесс цивилизовать. Сделали эту полку, чтобы бабушки могли выложить товар и просто сидеть дома, ждать деньги на карточку. И это работает. У нас много выкладывают такого товара. Даже букеты приносили. 

Работа с партнерами 

Сеть работает по франшизе в двух форматах. Большой магазин и «Жизньмарт мини». Открытие большой торговой точки обойдется франчайзи в 9 млн руб., а маленькой точки — в 3-3,5 млн руб. 

Традиционно два раза в год «Жизньмарт» устраивает для своих партнеров конференцию. Там обсуждают результаты работы и планы, бизнесмены ближе знакомятся друг с другом. На своем канале в YouTube сеть публикует видео с впечатлениями партнеров о франшизе и работе с управляющей компанией «Жизньмарт». 

Топ-7 ошибок начинающих франчайзи

Франчайзи рассказали, почему не останавливаются на одном магазине и продолжают открывать новые точки.

Андрей Халяпин (Екатеринбург): «Мне этот проект приглянулся. Он очень интересный. Когда Иван спросил, не хочу ли я случайно стать первым франчайзи, я согласился. “Жизньмарт” все время дает тебе какие-то новые истории. Все время обновляется и не стоит на месте. Ты не устаешь от рутины». 

Александра и Иван Никитины (Челябинск): «Мы приложили много усилий, но открыли магазин за два месяца. Переделывали абсолютно всё в помещении. Очень помогала управляющая компания, без нее никуда в такие сжатые сроки. Самая главная проблема заключалась в том, что всего 15-20 % людей знали, что такое “Жизньмарт”, и первые дни они просто заходили и знакомились с магазином. Рассматривали полки. Но сейчас уже выходят с большими покупками. Есть постоянные покупатели, которые перешли из других магазинов». 

Данил Бологов (Екатеринбург): «Они дают всю информацию в готовом виде. Это очень круто, особенно когда от тебя зависит очень много проектов. Тебе нужно везде все фиксировать, за всем следить. Но управляющая компания дает очень много. С каждого подразделения мне писали люди и контролировали какие-то вопросы. Ты точно ничего не упустишь, тем более, что вопросов очень много. У них сложная и кропотливая работа, чуть ли не каждую неделю запускается новый магазин. Это мне и позволило взять второй объект, поставить туда директора из моего действующего коллектива».  

Александр Михайлов (Екатеринбург): «Мы с женой всегда ходили в “Жизньмарт”. Часто там ели и прямо кайфовали. В какой-то момент мы поменяли место жительства и обнаружили, что рядом с нами нет “Жизньмарта”. И сами открыли магазин в том жилом комплексе, куда переехали». 

Евгений Сидранский (Екатеринбург): «Мне нравится, в каком направлении развивается “Жизньмарт”. Нравится, что растет валовая прибыль, как работает наш IT-отдел, коммерческий отдел. Новых блюд становится больше и больше. Они становятся всё вкуснее».

Эксперименты 

Головной магазин Екатеринбурге на улице Шейнкмана — это постоянная площадка для различных экспериментов, тренировки команды и проверки стартапов. Здесь запускали фабрику готовой еды, варили пельмени, ставили мороженицы, пекли пиццу… Не все начинания оказываются удачными. Например, пришлось отказаться от идеи продавать боулы (от англ. bowl — чаша) для адептов здорового питания. Они могли купить в одной круглой миске много разнообразных ингредиентов, основой для которых служили крупы и корнеплоды.   

Иван Зайченко
Основатель сети «Жизньмарт» 

С боул-баром не сошлась экономика. Покупатели не хотели покупать по цене, по которой мы готовы были продавать. Они покупали дешевле, но старались брать самые дорогие ингредиенты, накладывали побольше, утрамбовывали. Всё это оборачивалось убытком в 80-90 тыс. руб. в месяц. Еще у нас была печка для пиццы за 500 или 600 тыс. руб. И это была очень крутая идея, потому что там можно было другие разные блюда готовить. И она была настолько простой, что ей мог пользоваться покупатель. Но благодаря тому, что мы видели финансовые результаты, четко считали наш размер инвестиций и понимали наш срок окупаемости, то мы понимали, что экономика ухудшится, если мы эту печку поставим. И поэтому мы сделали ее опциональной для франчайзи. Финансовая отчетность — это то, с чего начинается принятие решений. По-другому нельзя. 

Программное обеспечение  

У «Жизньмарта» есть команда программистов, которая разрабатывает уникальное программное обеспечение. В частности, написали ПО для касс самообслуживания. По словам Ивана Зайченко, в эти разработки вложены сотни миллионов рублей. 

Виды касс самообслуживания, почему это тренд и стоит ли бояться краж

Иван Зайченко
Основатель «Жизньмарт» 

Мы узнавали, сколько стоил терминал в супермаркете — 650 тыс. рублей. Он взвешивает товар, есть встроенная камера и купюроприемник, есть связь по Bluetooth с основной кассой… А мы написали свое решение за полтора месяца, и стоило оно нам тогда 35 тыс. рублей. Это очень сэкономило нам инвестиции. В какой-то момент мы отказались и от кассиров, все кассы полностью на самообслуживании. Мы против налички, и у нас нет купюроприемников. Но есть кнопка для вызова продавца. 

С помощью ПО удалось автоматизировать закупки, это помогает снижать процент списаний продуктов, потому что большая часть ассортимента имеет короткий срок хранения. 

Иван Зайченко
Основатель сети «Жизньмарт» 

У крупного ретейлера продукция со сроком годности один-два дня занимает около 5 % от всего ассортимента, а у нас 65 %. Списания по этой категории у супермаркета будут 15-25 %, а у нас такое списание всего 4-5 %. Всё это благодаря автозакупу. Система автоматически формирует заявки, которые улетают поставщикам, и они привозят нам четко просчитанное количество товара. Так мы боремся со списаниями. В классической ситуации это или работа товароведа, или адски дорогое решение. 

Доставка 

Иван Зайченко запустил «Жизньмарт», когда у него уже была сеть ресторанов и доставки «Сушков и Дель Песто». Графики работы курьеров рассчитывает автоматическая система, которая всегда в курсе, где находится курьер и когда должен вернуться. 

Пять принципов успеха франчайзинговой сети

Наличие собственной службы доставки не отменяет сотрудничества с агрегаторами, и «Жизньмарт» присутствует в сервисах Яндекс.Еда и Delivery Club. Как правило сторонним доставщикам отдают заказы в отдаленные районы города, куда можно не доехать вовремя. В «Жизньмарте» придумали гибкую систему, чтобы курьеры сильно не уставали: все сотрудники магазинов взаимозаменяемы. 

Иван Зайченко
Основатель сети «Жизньмарт» 

Слабая сторона работы курьера — нет карьерного роста и развития. Это монотонный и тяжелый труд. Мы решили это убрать. Если ты работаешь на смене, то 40 минут доставляешь заказы, а когда замерз или устал, можешь варить кофе, выкладывать товар, еще что-то делать. А другие ребята идут на доставку. Соответственно, у курьеров получается не такая интенсивная работа. За счет того, что ребята работают на всех «станциях», они умеют всё. Получаются готовые старшие продавцы. А если они еще умеют обучать и быть наставниками, то это полноценные директора магазинов. Со стороны на должности руководителей мы почти никого не берем. Все вырастают внутри команды. Моя философия в бизнесе, что самый большой конкурент для себя — это ты сам. Тут косячишь, там косячишь. Если ты научишься не косячить и нормально работать, то клиент к тебе придет.  

market

Закажите компактную кассу‑трансформер в Контур.Маркете

Используйте как кассу самообслуживания или рабочее место кассира

Два раза в месяц отправляем рассылку с самыми важными новостями
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Два раза в месяц отправляем рассылку с самыми важными новостями
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи