Правила маркировки пива и слабоалкогольных напитков в 2025 году — Контур.Маркет Баннер

Правила маркировки пива и слабоалкогольных напитков в 2025 году

3 марта 2025 3

Ранее было достаточно работать с ЕГАИС и декларировать оборот в Росалкогольтабакконтроле. Теперь нужно отражать оборот и в Честном знаке, системе контроля за маркированными товарами. Эта статья пригодится владельцам и управляющим магазинов, ресторанов и баров — всем, кто занимается продажей пива, сидра, медовухи и пуаре конечному потребителю.

Что такое маркировка пива и слабого алкоголя

Государство вводит обязательную цифровую маркировку поэтапно для различных товарных групп. Цель — снизить количество незаконной продукции на рынке и защитить потребителя от контрафакта.

Контролирующие органы отслеживают оборот с помощью системы Честный знак с момента производства товара до момента, когда пробит чек на кассе.

Введение маркировки для каждой товарной группы происходит в несколько этапов.

Сначала в отрасли запускают эксперимент. В течение него участники рынка добровольно подключаются к Честному знаку, чтобы заранее освоить новые для себя процессы и поделиться обратной связью с ЦРПТ, оператором маркировки.

Затем, по результатам эксперимента, законодатели выпускают нормативные акты. В них прописывают требования и сроки запуска обязательной маркировки для тех, кто производит, импортирует и продает конкретный товар.

Как только нормативную базу публикуют, участники рынка планируют подготовку к переходу на маркировку. Например, докупают оборудование или программное обеспечение, которое поможет соблюдать новые правила.

Эксперимент по «пивной» маркировке стартовал в России в апреле 2021 года и завершился в феврале 2023 года. Теперь такая маркировка обязательна для всех участников рынка.

Сроки проведения эксперимента по маркировке пива и слабоалкогольных напитков указаны в Постановлении Правительства от 17.02.2021 № 204

Какую продукцию маркируют

Обязательную маркировку пива и слабоалкогольных напитков регулирует Постановление Правительства от 30.11.2022 № 2173. Там же указаны коды подконтрольной продукции.

В таблице перечислили коды по классификаторам ОКПД 2 и ТН ВЭД.

Наименование товара Код по классификатору ОКПД 2 Код по классификатору ТН ВЭД
Пиво солодовое и напитки, изготавливаемые на основе пива (напитки пивные) 11.05.10.120, 11.05.10.130, 11.05.10.160 2203 00, 2206 00
Сидр, пуаре (грушевый сидр) 11.03.10.211, 11.03.10.212 2206 00 310 0, 2206 00 510 0, 2206 00 810 0
Прочие напитки сброженные игристые и неигристые с фактической концентрацией спирта не более 7% 11.03.10.210 2206 00 390 1, 2206 00 590 1, 2206 00 890 1

Кто и когда должен наносить маркировку

Наносить на тару коды маркировки в формате Data Matrix обязаны производители и импортеры. Первые делают это на месте изготовления, например в пивоварне, если там же напиток разливают по бутылкам, банкам или кегам.

Для импортеров другие правила. После старта обязательной маркировки товар без Data Matrix не может пересекать таможенную границу России. Коды маркировки наносят производители в своей стране, либо импортер на территории таможенного склада до того, как товар пересечет границу РФ.

Чтобы маркировать продукцию, участники рынка регистрируются в Честном знаке и заказывают в этой системе коды, чтобы нанести на продукцию и ввести в оборот. Выпуск кодов Data Matrix был бесплатным на период эксперимента. С момента старта обязательной маркировки выпуск каждого кода обходится в 50 копеек без НДС.

Постановление Правительства от 8.05.2019 № 577 зафиксировало стоимость выпуска кодов маркировки в 50 копеек.

В 2023 году производители и импортеры стали в обязательном порядке маркировать кеги, стеклянную и пластиковую тару, а в 2024 году — другие потребительские упаковки пива, например банки.

Что нужно магазину или заведению для перехода на маркировку пива

  1. Зарегистрируйте свою компанию в системе Честный знак. Для этого понадобится сертификат КЭП, выпущенный на руководителя организации. КЭП для ЕГАИС тоже подойдет, новый сертификат выпускать не придется.
    Смотрите видео Как получить несколько КЭП для ЕГАИС
  2. Узнайте у своего оператора фискальных данных, поддерживает ли он маркировку. ОФД автоматически передает в налоговую все данные с кассы, а данные о продаже маркированного товара отправляет еще и в Честный знак.
  3. Обратитесь в компанию, где приобрели кассу и кассовую программу. Это нужно, чтобы они объяснили, когда и на каких условиях нужно будет обновить прошивку онлайн-кассы, чтобы ККТ формировала правильные чеки. Если касса не добавит в чек обязательный реквизит о маркировке, то ОФД не распознает такой чек и не сможет переслать Честному знаку.

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Как работать с пивом в рознице и общепите

В учете поступлений ничего не изменилось, если смотреть на процесс с точки зрения торговой точки:

  • накладные на пиво, сидры и другой слабый алкоголь по-прежнему приходят автоматически из ЕГАИС;
  • как только точка подтверждает накладную, ЕГАИС ставит продукцию на баланс организации;
  • перемещение, возврат, продажу и списание тоже отражают в ЕГАИС.

Новые требования касаются только отражения операций в Честном знаке.

В 2024 году у розницы и общепита было два этапа перехода на «пивную» маркировку: с 15 января и с 1 июня. В 2025 году добавились новые этапы: с 1 марта и с 1 сентября.

С 15 января 2024 года кеговое пиво выводят из оборота в Честном знаке. Магазин или бар обязан фиксировать момент постановки кега на кран и через кассу передавать в Честный знак сведения о частичном выбытии.

Контур.Маркет помогает работать с маркированным пивом одновременно в ЕГАИС и Честном знаке. Коротко опишем шаги, а за деталями предлагаем переходить на инструкции:

  • Получаете накладную из ЕГАИС, и госсистема ставит алкоголь на баланс вашего магазина или заведения.
  • Создаете фасовки для разливного пива по инструкции. Это нужно, чтобы проще добавлять в чек объем пива, который заказал покупатель или гость.
  • Фиксируете вскрытие и постановку кега на кран в ЕГАИС и Честном знаке. Это нужно сделать в течение рабочего дня с момента вскрытия кега и его постановки на кран. Смотрите инструкцию.

Затем пиво из кега можно продавать. Важно указывать, из какого именно кега добавляете фасовку в чек. Кассир сканирует код маркировки на кеге, и кассовая программа Контур.Маркета его запоминает. Таким образом в следующий раз сканировать код с кега не придется.

Пиво в розницу: как продавать и работать с ЕГАИС

Контур.Маркет касса подсказывает, нужно ли сканировать код. Если фасовка из того же кега, нажмите «Кег не меняли».

С 1 июня 2024 продавцы и бармены должны сканировать на кассе пиво в потребительских упаковках. Речь о пиве и слабоалкогольных напитках в стеклянной или пластиковой таре. Код Data Matrix, который нанесен на тару, нужно считывать сканером при продаже на кассе.

Контур.Маркет и кассовая программа готовы к работе с маркированным пивом в потребительской упаковке.

Как выглядит работа с бутылочным пивом:

  • Получаете накладную из ЕГАИС, и госсистема ставит алкоголь на баланс вашего магазина или заведения.
  • В Маркете включаете настройку для кассовой программы. Настройка называется «Проверять коды маркировки», она нужна, чтобы авторизоваться в Честном знаке и получить токен для разрешительного режима, в рамках которого происходит проверка кодов маркировки.
  • В Маркете активируете настройку «Включить продажу маркированного». — Выбираете пункт «пива в упаковке» или «пива в упаковке и разливного» (если продаете еще и в розлив). Это нужно, чтобы касса запрашивала код маркировки при добавлении товара в чек.
  • Передаете товары на кассу.

Затем пиво в потребительской упаковке можно продавать. Во время продажи не забывайте сканировать код маркировки на бутылке.

Как разрешительный режим изменит работу с маркировкой

С 1 марта 2025 года обязателен электронный документооборот (ЭДО) по кеговому пиву. Это значит, нужно подтверждать приемку не только накладной из ЕГАИС, но и приемку УПД, полученного через электронный документооборот (ЭДО). В Контур.Маркете УПД приходят из Диадока, система напомнит принять оба входящих документа. Требование касается кеговой продукции, которую ввезли в РФ или произвели 1 марта 2025 года или позже.

Пользуйтесь инструкцией, как принять обе накладные на маркированный алкоголь

Когда будете принимать ЕГАИС-накладную в Контур.Маркете, увидите напоминание, что в Диадоке есть связанный документ, который тоже нужно подтвердить

С 1 марта 2025 года перемещение между торговыми точками тоже необходимо оформлять с помощью УПД и отражать в Честном знаке. Для этого в УПД указывайте уникальный идентификатор электронного перевозочного документа (ЭПД) или реквизиты бумажного перевозочного документа с госномером автомобиля, который привез товар.

Ранее перемещение между точками отражали только в ЕГАИС с помощью расходной накладной. Теперь перемещение нужно фиксировать и в Честном знаке, делайте это по инструкции. Требование касается кеговой продукции, которую ввезли в РФ или произвели 1 марта 2025 года или позже.

С 1 марта 2025 года нужно выводить из оборота пиво в кегах, если списание не связано с продажей на кассе. Если пиво испортилось, пролилось или пропало, то причина вывода из оборота не связана с продажей. Напомним, что в таких случаях ранее отправляли в ЕГАИС акты списания. С марта подобную продукцию нужно выводить из оборота и в Честном знаке.

В Контур.Маркете для этого создаете акт, выбираете товар, сканируете его код и выбираете причину списания: розничная реализация (если невозможен вывод через кассу), утрата, использование для собственных нужд предприятия, уничтожение, утилизация. Если перечисленные в списке причины не подходят, выберите «Другое» и впишите собственный вариант.

Как только нажмете кнопку «Проверить и отправить», Маркет перешлет акт в Честный знак

С 1 сентября 2025 года обязателен ЭДО по пиву в банках, бутылках и другой потребительской упаковке. Магазин должен подтверждать приемку, перемещение и возврат товара не только в ЕГАИС, но и в Честном знаке через УПД. Как и для кегового пива, нужно в УПД указывать идентификатор ЭПД или бумажного перевозочного документа с государственным номером автомобиля, который доставил товар.

С этой же даты розница должна выводить продукцию из оборота по причинам, не связанным с продажей. Оба требования действуют для пива в потребительской упаковке, которое ввезли в Россию или произвели 1 сентября 2025 года или позже.

Не забудьте про разрешительный режим

Онлайн-проверка в рамках разрешительного режима действует для пива в кегах и потребительских упаковках уже с 2024 года. В 2025 году розница и общепит переходят на работу с офлайн-проверкой:

  • с 1 марта 2025 года компании, у которых менее 50 торговых точек;
  • с 1 мая — сети, у которых 50 точек и более.

В чем отличие отчетности в Честным знаке от работы с ЕГАИС

Продавцы пива и другого алкоголя обязаны отражать оборот в единой государственной автоматизированной системе (ЕГАИС), а еще каждый квартал подавать алкодекларацию в Росалкогольтабакконтроль. Благодаря этому государство следит за оборотом партий, а не конкретной банки или бутылки пенного.

Работа с ЕГАИС: наиболее частые ошибки и как их исправить

Маркировка позволит контролировать именно единицу товара, потому что на каждую будет нанесен индивидуальный код Data Matrix.

Маркировка слабого алкоголя и работа в Честном знаке не отменяет обязательную отчетность в Росалкогольтабакконтроль и работу с ЕГАИС.

Работайте с маркированным пивом в Контур.Маркете

Маркет

Работа с ЕГАИС в Маркете 14 дней бесплатно

Попробовать

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Другие статьи

Все статьи