Руководитель ресторана или кафе ежедневно использует инструменты маркетинга, даже если не осознает этого. Например, когда составляет меню или привлекает новых гостей. Разберемся, нужен ли заведению общепита отдельный маркетолог и что делать, если его нет. Своим видением поделилась Виктория Волкова — владелица маркетингового агентства «Постоянники», которое уже 12 лет специализируется именно на общепите.
Какую пользу может принести маркетолог
Специфика маркетинга в общепите в том, что он сильно «заточен» на эмоциональную составляющую — важно, чтобы гостям понравилась не только еда, но и атмосфера. Поэтому у маркетолога три основных направления работы:
- Упаковка продукта — всё, что видит гость в заведении и вокруг него.
- Развитие клиентской базы — привлечение новых гостей и удержание существующих.
- Выстраивание эмоциональной связи с каждым клиентом — поиск тех впечатлений, которые надо подарить человеку, чтобы он возвращался чаще.
Опытный маркетолог принесет новые идеи и свежий взгляд на эти вопросы. Он структурирует информацию и подготовит аргументы для того, чтобы руководитель принял правильное решение, выявит истинные причины проблем, если они есть. Это поможет избежать ошибок и лишних трат, например, при запуске рекламы или выборе места под новый ресторан.
Когда надо приглашать маркетолога
Маркетолога обычно приглашают, если собственник хочет развивать и масштабировать бизнес. Например, увеличивать сеть или вводить новые опции: гастрономические ужины, вечера с музыкантами и т. д.
Как зарабатывать больше и делать клиентов лояльными
Вторая распространенная причина пригласить маркетолога — это критическая ситуация в бизнесе. Например, если сокращается количество гостей или падает средний чек.
Рекомендуем прибегнуть к помощи специалиста в маркетинге еще на этапе планирования новой точки и далее сотрудничать с ним на постоянной основе. Это может быть сотрудник в штате, на фрилансе или эксперт из агентства. Наибольшую пользу от маркетинга бизнес получает только при системной работе.
Что делать, если маркетолога нет
Руководитель может воспользоваться этими советами, чтобы не допустить ошибок и не упустить прибыль.
При выборе места для новой точки тщательно оцените клиентопоток и конкурентов вокруг нее. Это можно сделать самостоятельно, например, с помощью отчета на портале «Циан» за 350 рублей.
В самом начале работы вложитесь в разработку фирменного стиля: логотип, шрифты, цветовую гамму и общую стилистику визуальных материалов. Так вы повысите узнаваемость бренда в будущем.
При запуске нового заведения обязательно запланируйте бюджет на рекламу, чтобы громко заявить об открытии новой точки.
С первого дня работы начинайте собирать контакты гостей. Это простой способ поддерживать с ними связь в будущем.
Как система лояльности помогает заведениям зарабатывать больше
Периодически обзванивайте клиентов, чтобы собрать обратную связь и предложить забронировать столик. Если из 1000 человек согласятся прийти 100 — это уже даст хорошую выручку.
Не бойтесь клиентов — общайтесь с ними прямо в зале. Короткий разговор с гостем на одну–две минуты позволит быстро среагировать на недочеты и определить точки роста.
Контур.Маркет для заведений общепита