С 2025 года эксперимент по использованию АУСН распространен на все регионы России. Любой субъект может ввести его на своей территории, приняв соответствующий региональный закон. У предпринимателей, которые хотят вести бизнес, не вникая в тонкости учета и особенности сдачи деклараций, появилось больше возможностей.
Что такое АУСН и где действует в 2025 году
АУСН — это специальный налоговый режим «автоматизированная упрощенная система налогообложения», который в качестве эксперимента применяется в ряде субъектов РФ.
Внедрение нового спецрежима направлено на улучшение условий для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе упрощение налоговой отчетности для бизнесменов, применяющих ККТ. Предложение о введении АУСН было разработано в рамках исполнения Указа Президента РФ от 07.09.2018 № 204 и п. 5 Перечня Поручений Президента РФ от 26.06.2021 № Пр-1096
Предполагается, что экспериментальный спецрежим позволит плательщикам АУСН снизить непроизводственные издержки.
Сроки проведения эксперимента — с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года (Федеральный закон от 25.02.2022 №17-ФЗ).
АУСН уже действует в 59 регионах. С 1 января 2025 года применение спецрежима распространено на федеральную территорию «Сириус» и город Байконур. С 1 апреля 2025 года его начали применять Мордовия, Удмуртия и Бурятия. К эксперименту также могут присоединиться другие субъекты РФ, принявшие соответствующий региональный закон.
В Письме от 27.06.2022 № СД-4-3/7908@ ФНС уточняет, что если ИП зарегистрирован по месту жительства на территории проведения эксперимента, а фактически деятельность ведет на территориях иных субъектов РФ, не включенных в эксперимент, то ИП вправе применять АУСН с учетом установленных требований и ограничений. Так, если ИП зарегистрирован по месту жительства в Москве, а торговую деятельность ведет в Воронежской области, то он вправе применять АУСН.
Преимущества нового налогового режима АУСН
Освобождение от сдачи большинства отчетов. Те, кто применяет АУСН, освобождены от сдачи налоговой декларации, расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. Требуется только сдача персонифицированной отчетности по форме ЕФС-1: заполняются подразделы 1.1 и 1.2 первого раздела формы.
Тарифы страховых взносов — 0%. Нулевыми будут взносы на пенсионное, медицинское страхование, а также взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. При этом установлена фиксированная сумма взносов на травматизм — в 2025 году она составляет 2 750 руб. в год.
Расчетом налога занимается ФНС. Сведения о доходах и расходах налогоплательщика в налоговую поступают от ККТ и уполномоченного банка, а также через личный кабинет налогоплательщика (если деньги получены не через ККТ и не через банковский счет).
Условия для применения АУСН
АУСН нельзя совмещать с другими налоговыми режимами.
Также действуют дополнительные ограничения (ст. 3 Федерального закона от 25.02.2022 №17-ФЗ):
Ограничение | Уточнения |
---|---|
По годовому обороту | Не более 60 млн руб. |
По количеству персонала | Не более 5 штатных сотрудников |
По объему основных средств | Не более 150 млн руб. |
По форме выплате зарплаты | Выплачивается только в безналичной форме |
По расчетным счетам: должны быть открыты только в уполномоченных кредитных организациях | АО КБ «Модульбанк», ПАО Сбербанк, АО «Альфа-Банк», ПАО «Промсвязьбанк», АО «ТБанк», ПАО Банк ВТБ, ПАО Акционерный коммерческий банк, ПАО «АК БАРС», ООО «БЛАНК БАНК», ООО «Банк Точка», АО «Россельхозбанк», ПАО «СДМ-Банк» |
Применять АУСН могут как организации, так и ИП, но они должны быть зарегистрированы в налоговых органах субъектов, участвующих в эксперименте. С 1 января 2025 года режим распространяется на деятельность по агентским договорам доверителям, комитентам или принципалам.
Согласно Федеральному закону от 08.08.2024 № 259-ФЗ к информационному обмену с налоговыми органами вправе подключиться маркетплейсы. Они могут передавать контролерам сведения о произведенных с налогоплательщиком зачетах и о полученных от него вознаграждениях. Передача сведений происходит не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошли такие операции.
Применять АУСН не могут организации и предприниматели, ведущие деятельность на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров (п. 21 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.02.2022 № 17-ФЗ).
Вновь созданные организация и ИП должны уведомить о выборе АУСН через личный кабинет налогоплательщика не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе. При этом надо указать выбранный объект налогообложения.
Уже действующие бизнесы могут перейти на спецрежим через личный кабинет налогоплательщика, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря. То есть, чтобы действующему бизнесу начать применять АУСН с 1 января 2026 года, он должен направить уведомление до 31 декабря 2025 года. В то же время плательщики УСН и НПД вправе начать применять спецрежим с первого числа любого месяца. Успеть подать уведомление в таком случае нужно не позднее последнего числа месяца, предшествующего месяцу перехода.
Те, кто перешел на АУСН после начала календарного года, не смогут перейти на другой режим налогообложения в течение 12 календарных месяцев с даты начала применения спецрежима.
Об утрате права на применение АУСН предприниматель или организация сообщают в инспекцию самостоятельно — через личный кабинет или уполномоченную кредитную организацию. Срок уведомления — не позднее 15 числа месяца, следующего за периодом, в котором возникла утрата права. Одновременно с этим налогоплательщик может подать уведомление о переходе на УСН или ЕСХН с даты утраты права. В противном случае он будет обязан применять ОСНО.
Объекты налогообложения
Налогоплательщик может выбрать один из двух объектов налогообложения — «доходы» (налоговая ставка — 8%) и «доходы, уменьшенные на величину расходов» (налоговая ставка — 20%, минимальный налог — 3%). При этом он вправе менять объект ежегодно, достаточно уведомить налоговый орган до 31 декабря.
Признание доходов и расходов осуществляется с учетом поступлений по ККТ и безналичных расчетов через вышеуказанные банки. Инспекторы сами рассчитывают налог по данным, полученным от банков и расчетам ККТ.
Признание доходов
Дата получения доходов — это:
- дата поступления денежных средств (включая суммы предварительной оплаты) на счета в банках или в кассу, получения иного имущества (работ, услуг);
- получения имущественных прав;
- погашения задолженности (оплаты) иным способом.
Признание расходов
Расходами признаются затраты после их фактической оплаты, включая суммы предварительной оплаты.
Расходы учитываются в составе расходов при условии, что они осуществлены в безналичной форме.
В случае осуществления расчета в наличной форме для учета расходов в составе расходов фиксируется указанный расчет с применением ККТ.
Как рассчитывается налог
Объект «доходы». При расчете налога учитываются доходы за месяц. При этом налог может быть снижен на сумму уплаченного торгового сбора — для этого нужно направить налоговикам уведомление ТС-1.
Пример
Организация применяет АУСН с 01.01.2025, платит торговый сбор. Доходы за январь — 300 000 руб. Торговый сбор за IV кв. 2024 года уплачен 30 января 2025 года — 29 000 руб. Исчисленный налог за январь считаем по формуле: доходы за месяц х 8% = 300 000 х 8% = 24 000 руб. Налог к уплате составит 0 руб. (29 000 > 24 000). Остаток уплаченного торгового сбора, который можно учесть в феврале: 5 000 руб. (29 000 — 24 000).
Объект «доходы минус расходы». При расчете налога учитываются доходы за месяц и расходы в этот период, а также минимальный налог с доходов (3%). Если минимальный налог окажется больше, его и нужно заплатить в бюджет. Разница между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленного в общем порядке, может быть учтена в расходах следующих периодов.
Пример
Организация применяет АУСН с 01.01.2025. За январь 2025 года доходы составили 700 000 руб., расходы — 550 000 руб. Минимальный налог за январь составит: 700 000 х 3% = 21 000 руб. Считаем «обычный» налог за январь по ставке 20%: (700 000 — 550 000) х 20% = 30 000 руб. Между обычным и минимальным налогами за январь образуется разница в размере 9 000 руб. – ее можно учесть в расходах февраля.
При объекте «доходы минус расходы» налоговую базу можно уменьшить на подтвержденные расходы. При этом нельзя учесть в расходах взносы в уставный капитал, безвозмездно переданное имущество, дивиденды и т.д.
Роль банка и налоговой
ИП и организация, применяющие АУСН, обязаны уполномочить кредитную организацию, осуществляющую информационный обмен с налоговыми органами, на передачу сведений об операциях по счетам, открытым по договору банковского счета. Это можно сделать через личный кабинет налогоплательщика или через кредитную организацию.
Перечень уполномоченных кредитных организаций утверждается федеральным органом исполнительной власти, который занимается контролем и надзором в области налогов и сборов. Такой перечень будет опубликован на его официальном сайте.
Оплата труда наемных работников осуществляется через уполномоченную кредитную организацию. На нее возложены обязанности по исчислению и удержанию НДФЛ.
Об уплате налога инспекция сообщит через личный кабинет налогоплательщика не позднее 15-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Данные для исчисления налога ей должен передать банк (по безналичным расчетам) и плательщик АУСН (по расчетам через ККТ). Срок предоставления данных — до 5 числа месяца следующего за отчетным.
Срок уплаты налога
Сумма налога к уплате появится в личном кабинете налогоплательщика — до 15 числа месяца.
Уплатить налог нужно до 25 числа месяца.
Плательщик АУСН вправе дать согласие на автоматическое перечисление суммы налога уполномоченным банком. В этом случае налоговый орган в установленный срок (до 15 числа месяца) уведомит о сумме налога, подлежащей уплате, непосредственно банк.
Как будут проверять плательщиков АУСН
Выездные проверки не предусмотрены в принципе. Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев. И у нее есть особенности:
- проводится за 12 налоговых периодов истекшего календарного года либо за налоговые периоды, приходящиеся на период с начала применения в истекшем календарном году вновь созданной организацией, вновь зарегистрированным ИП спецрежима и до окончания истекшего календарного года, — с 1 февраля следующего календарного года;
- при смене налогового режима проверка проводится за истекшие налоговые периоды текущего года со дня, следующего за днем окончания налогового периода, в котором налогоплательщик утратил право на применение спецрежима;
- в случае реорганизации, ликвидации организации, прекращения деятельности в качестве ИП проверка проводится за истекшие налоговые периоды текущего года со дня, следующего за днем поступления в налоговый орган соответствующего заявления. Налогоплательщик не подлежит ликвидации, снятию с учета в качестве ИП ранее срока окончания камеральной проверки.
Прочел законопроекты по вашим ссылкам, и заметил интересную подробность.
На стр. 47 скана исходного текста основного законопроекта № 20281-8 сказано:
4. Индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, за период применения специального налогового режима уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке:
а) в случае, если величина дохода плательщика за период применения специального налогового режима не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 0 рублей;
б) в случае, если величина дохода плательщика за период применения специального налогового режима превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере страховых взносов 0 рублей плюс 0,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за период применения специального налогового режима;
На стр. 5-10 скана исходного текста сопутствующего законопроекта № 20492-8 сказано:
Внести в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следующие изменения:
1) пункт 2 статьи 6 дополнить подпунктом 13 следующего содержания:
"13 ) сумма средств, соответствующая сумме страховых взносов на финансирование страховой пенсии для лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию и с выплат которым страхователями, применяющими специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", не уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, исчисленная Пенсионным фондом Российской Федерации самостоятельно <...>;";
<...>
4) в статье 11:
а) дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:
"1-1. Налоговый орган представляет ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором страхователем, применяющим специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", произведены выплаты работающим у него застрахованным лицам, сведения о сумме выплат в пользу каждого застрахованного лица, <...>";
То есть согласно исходной версии законопроекта, за время применения экспериментального режима у работников ИП на АУСН пенсионные баллы формироваться будут, а у самих ИП, независимо от наличия у них работников - нет.
Цитирую статью 29 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ:
"1. Добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе:
<...>
5) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, <...> на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, <...> за исключением лиц, указанных в подпункте 6 настоящего пункта (то есть за исключением плательщиков НПД);
Цитирую статью 6 того же ФЗ:
1. Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование <...>. Застрахованными лицами являются <...>:
<...>
самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, <...>), за исключением лиц, применяющих <...> "Налог на профессиональный доход", <...> не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения<...>);
То есть обязательное пенсионное страхование распространяется на всех ИП, кроме применяющих НПД.
В исходном тексте сопутствующего законопроекта изменений в статьи 6 и 29 указанного ФЗ не предусмотрено.
То есть исходной версией пакета законопроектов предполагается, что на ИП, применяющих АУСН, обязательное пенсионное страхование распространяться будет, поэтому купить пенсионные баллы согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 29 указанного ФЗ, они не смогут, а другие подпункты пункта 1 статьи 29 им тоже не подходят.
Я правильно понял, что, согласно исходной версии пакета законопроектов, ИП в период применения АУСН получать пенсионные баллы вообще никак не смогут?
Про пенсионные отчисления большой вопрос, раз взносы ноль, то и сотрудникам ноль. Логично.