В Госдуму внесен законопроект (№ 20281-8) о проведении эксперимента по установлению специального налогового режима. Речь идет о так называемой автоматизированной упрощенной системе налогообложения (АУСН). Чем она отличается от обычной УСН? Кто сможет ею воспользоваться? И зачем в принципе возник вопрос о введении нового спецрежима?
О том, что ФНС прорабатывает концепцию нового налогового режима для малого бизнеса, стало известно еще летом. Тогда пресс-служба ведомства сообщала о планах внедрения такого режима, который бы избавил бизнес от ведения учета и сдачи деклараций. Также говорилось о том, что новый спецрежим может предусматривать отмену страховых взносов, а исчислением налогов будет заниматься непосредственно ФНС.
Внесенные в Госдуму законопроекты № 20281-8 (о проведении эксперимента), а также законопроект № 20492-8 (о внесении изменений в Налоговый кодекс) позволяют понять, с какой целью, для кого и при каких условиях будет действовать новый спецрежим.
Цель введения АУСН
В пояснительной записке уточняется, что законопроект разработан в рамках исполнения Указа Президента РФ от 07.09.2018 № 204, а также п. 5 Перечня Поручений Президента РФ от 26.06.2021 № Пр-1096. Нововведения направлены на улучшение условий для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе упрощение налоговой отчетности для предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику (ККТ).
Предполагается, что принятие закона позволит плательщикам АУСН снизить непроизводственные издержки.
Так же, как налог на профессиональную деятельность (НПД), АУСН поначалу будет действовать в экспериментальном режиме в нескольких регионах:
- в Москве,
- в Московской области;
- в Калужской области;
- в Республике Татарстан.
Сроки проведения эксперимента — с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года.
Применять АУСН смогут как организации, так и ИП, но они должны быть зарегистрированы в налоговых органах субъектов, участвующих в эксперименте.
Вновь созданные организация и ИП должны уведомить о выборе АУСН через личный кабинет налогоплательщика не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе.
Уже действующие бизнесы смогут перейти на спецрежим через личный кабинет налогоплательщика, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря.
Преимущества нового налогового режима АУСН
Освобождение от сдачи отчетов. Тех, кто будет применять АУСН, освободят от сдачи налоговой декларации, расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, 4-ФСС, СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М (но есть исключения, указанные в п. 3 ст. 2 законопроекта № 20492-8).
Тарифы страховых взносов — 0 %. Нулевыми будут взносы на пенсионное, медицинское страхование, а также взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. При этом установлена фиксированная сумма взносов на травматизм в размере 2 040 руб. в год.
Расчетом налога занимается сама ФНС. Сведения о доходах и расходах налогоплательщика в налоговую поступают от ККТ и уполномоченного банка, а также через личный кабинет налогоплательщика (если деньги получены не через ККТ и не через банковский счет).
Освобождение от уплаты ряда налогов. В ст. 2 законопроекта № 20281-8 говорится, что организации и ИП на АУСН не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов. При этом они избавлены от уплаты налогов, но с определенными исключениями:
- налог на прибыль организаций (исключение — налог, уплачиваемый с доходов, в отношении которых применяются налоговые ставки, предусмотренные п. 16, 3 и 4 ст. 284 НК РФ);
- налог на имущество организаций (исключение — налог, уплачиваемый в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость);
- НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2 и 5 ст. 224 НК РФ);
- налог на имущество физлиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физлиц, включенных в перечень в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
- НДС (исключение — НДС при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией и НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 161 НК РФ);
- налог на прибыль организаций (исключение — налог, уплачиваемый с доходов, в отношении которых применяются налоговые ставки, предусмотренные п. 16, 3 и 4 ст. 284 НК РФ).
Условия для применения АУСН
Новый налоговый режим нельзя совмещать с другими налоговыми режимами.
Также действуют дополнительные ограничения:
- По сфере деятельности: в п. 5 ст. 3 законопроекта № 20281-8 указаны виды деятельности, где недопустимо применение АУСН.
- По годовому обороту: не более 60 млн руб.
- По количеству персонала: не более 5 штатных сотрудников.
- По объему основных средств: на сумму не более 150 млн руб.
- По структуре бизнеса: не должно быть филиалов или обособленных подразделений.
Объекты налогообложения
Налогоплательщик может выбрать один из двух объектов налогообложения — «доходы» (налоговая ставка — 8 %) и «доходы, уменьшенные на величину расходов» (налоговая ставка — 20 %, минимальный налог — 3 %). При этом он вправе менять объект ежегодно, достаточно уведомить налоговый орган до 31 декабря.
Признание доходов и расходов осуществляется с учетом поступлений по ККТ и безналичных расчетов.
Признание доходов
Дата получения доходов — это:
- дата поступления денежных средств (включая суммы предварительной оплаты) на счета в банках или в кассу, получения иного имущества (работ, услуг);
- получения имущественных прав;
- погашения задолженности (оплаты) иным способом.
Признание расходов
Расходами признаются затраты после их фактической оплаты, включая суммы предварительной оплаты.
Расходы учитываются в составе расходов при условии, что они осуществлены в безналичной форме.
В случае осуществления расчета в наличной форме для учета расходов в составе расходов фиксируется указанный расчет с применением ККТ.
Роль банка и налоговой
ИП и организация, применяющие АУСН, обязаны уполномочить кредитную организацию, осуществляющую информационный обмен с налоговыми органами, на передачу сведений об операциях по счетам, открытым по договору банковского счета. Это можно сделать через личный кабинет налогоплательщика или через кредитную организацию.
Перечень уполномоченных кредитных организаций утверждается федеральным органом исполнительной власти, который занимается контролем и надзором в области налогов и сборов. Такой перечень будет опубликован на его официальном сайте.
Предполагается, что оплата труда наемных работников будет осуществляться через уполномоченную кредитную организацию. На нее возложены обязанности по исчислению и удержанию НДФЛ.
Об уплате налога инспекция сообщит через личный кабинет налогоплательщика не позднее 15-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Данные для исчисления налога ей должен передать банк (по безналичным расчетам) и плательщик АУСН (по расчетам через ККТ). Срок предоставления данных — до 5 числа месяца следующего за отчетным.
Срок уплаты налога
Сумма налога к уплате появится в личном кабинете налогоплательщика — до 15 числа месяца.
Уплатить налог нужно до 25 числа месяца.
Плательщик АУСН вправе дать согласие на автоматическое перечисление суммы налога уполномоченным банком. В этом случае налоговый орган в установленный срок (до 15 числа месяца) уведомит о сумме налога, подлежащей уплате, непосредственно банк.
Как будут проверять плательщиков АУСН
Выездные проверки не предусмотрены в принципе. Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев. И у нее есть особенности:
- проводится за 12 налоговых периодов истекшего календарного года либо за налоговые периоды, приходящиеся на период с начала применения в истекшем календарном году вновь созданной организацией, вновь зарегистрированным ИП спецрежима и до окончания истекшего календарного года, — с 1 февраля следующего календарного года;
- при смене налогового режима проверка проводится за истекшие налоговые периоды текущего года со дня, следующего за днем окончания налогового периода, в котором налогоплательщик утратил право на применение спецрежима;
- в случае реорганизации, ликвидации организации, прекращения деятельности в качестве ИП проверка проводится за истекшие налоговые периоды текущего года со дня, следующего за днем поступления в налоговый орган соответствующего заявления. Налогоплательщик не подлежит ликвидации, снятию с учета в качестве ИП ранее срока окончания камеральной проверки.
Про пенсионные отчисления большой вопрос, раз взносы ноль, то и сотрудникам ноль. Логично.
Прочел законопроекты по вашим ссылкам, и заметил интересную подробность.
На стр. 47 скана исходного текста основного законопроекта № 20281-8 сказано:
4. Индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, за период применения специального налогового режима уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке:
а) в случае, если величина дохода плательщика за период применения специального налогового режима не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 0 рублей;
б) в случае, если величина дохода плательщика за период применения специального налогового режима превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере страховых взносов 0 рублей плюс 0,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за период применения специального налогового режима;
На стр. 5-10 скана исходного текста сопутствующего законопроекта № 20492-8 сказано:
Внести в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следующие изменения:
1) пункт 2 статьи 6 дополнить подпунктом 13 следующего содержания:
"13 ) сумма средств, соответствующая сумме страховых взносов на финансирование страховой пенсии для лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию и с выплат которым страхователями, применяющими специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", не уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, исчисленная Пенсионным фондом Российской Федерации самостоятельно <...>;";
<...>
4) в статье 11:
а) дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:
"1-1. Налоговый орган представляет ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором страхователем, применяющим специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", произведены выплаты работающим у него застрахованным лицам, сведения о сумме выплат в пользу каждого застрахованного лица, <...>";
То есть согласно исходной версии законопроекта, за время применения экспериментального режима у работников ИП на АУСН пенсионные баллы формироваться будут, а у самих ИП, независимо от наличия у них работников - нет.
Цитирую статью 29 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ:
"1. Добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе:
<...>
5) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, <...> на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, <...> за исключением лиц, указанных в подпункте 6 настоящего пункта (то есть за исключением плательщиков НПД);
Цитирую статью 6 того же ФЗ:
1. Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование <...>. Застрахованными лицами являются <...>:
<...>
самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, <...>), за исключением лиц, применяющих <...> "Налог на профессиональный доход", <...> не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения<...>);
То есть обязательное пенсионное страхование распространяется на всех ИП, кроме применяющих НПД.
В исходном тексте сопутствующего законопроекта изменений в статьи 6 и 29 указанного ФЗ не предусмотрено.
То есть исходной версией пакета законопроектов предполагается, что на ИП, применяющих АУСН, обязательное пенсионное страхование распространяться будет, поэтому купить пенсионные баллы согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 29 указанного ФЗ, они не смогут, а другие подпункты пункта 1 статьи 29 им тоже не подходят.
Я правильно понял, что, согласно исходной версии пакета законопроектов, ИП в период применения АУСН получать пенсионные баллы вообще никак не смогут?