Как компания «Кружка» построила сеть заведений с демократичными ценами

16 января 2015

Галина Костив, вице-президент ресторанной сети «Кружка», руководитель направления франшизы, о построении бренда, сложностях работы в эконом-сегменте и новой стратегии региональной экспансии.

– «Кружка» позиционируется как сеть локальных пабов демократичного ценового сегмента. Почему было выбрано именно такое позиционирование?

– Концепция «Кружки» появилась в 2002 году. В то время в Москве большую популярность набирали рестораны среднего ценового сегмента, их владельцы старались удивить посетителей интерьером, иностранными поварами, красивой посудой. При этом ниша доступных заведений с демократичными ценами, за исключением фастфуда, практически пустовала. Идея локальных баров в новом формате, с одной стороны, могла стать здоровой альтернативой другим игрокам на рынке, а с другой — напоминала распространенные ранее пивные с недорогими закусками. Такие заведения были популярны у всего мужского населения страны, вспомнить хотя бы многочисленные примеры из отечественного кинематографа.
«Кружка» стала простым и уютным заведением с низкими ценами, где люди могут собраться, выпить пиво и посмотреть спортивные соревнования. В то время рестораны с экранами и телевизорами были редкостью. Это стало главным отличием нового формата.

– Как создавался бренд? На что была сделана ставка?

– Мы ориентировались на три принципа: быстро, дешево и вкусно. Для этого было разработано меню, унифицированы все блюда, создана система полуфабрикатов. Упор мы сделали на подачу шаурмы по собственному рецепту. В тот момент она уже была популярна в качестве быстрых перекусов, но продавалась в основном в сомнительных киосках на улицах. Небольшое меню, хорошие порции, низкие цены, простота в изготовлении блюд стали основой нашей стратегии.  

– Какие инструменты были использованы в создании и развитии бренда?

– У компании изначально не было рекламных и промобюджетов, все средства тратились на расширение сети и строительство новых точек. Такая позиция позволила пойти по пути создания коммуникаций и развития партнерских отношений. Например, со всеми спортивными и студенческими клубами, изданиями и порталами, с КХЛ, мы проводили совместные кампании. Более того, лет 8 назад именно в «Кружке» можно было впервые услышать новые песни «Басты». Основными и наиболее эффективными средствами продвижения стали отзывы клиентов и налаженная связь с ними через сайт и колл-центр, централизованное телевидение во всех заведениях, которое объединило их на начальном этапе и создало особенную атмосферу со своей музыкой от лейбла «Газгольдер», спортивными соревнованиями или специальными показами фильмов Тарантино. 

– Рынок общепита довольно конкурентен, как найти здесь свободную нишу и правильно донести до целевой аудитории необходимую информацию?

– У нас в России все знают, как правильно лечить, воспитывать детей и готовить. 

В общепите самое главное попасть в ожидания целевой аудитории. Мы на собственном примере убедились, что далеко не все идеи собственника будут на ура восприняты клиентами.

В проработке концепции должно быть учтено все — от выбора подаваемых блюд до формы персонала. 

– Недавно компания сменила стратегию развития. Почему?

– Новая стратегия заключается в развитии собственной сети по франчайзингу преимущественно в регионах. Для этого будущим партнерам предложен формат «Первого русского паба». К тому же, для предпринимателей из регионов снижен порог на вход в систему, и они могут рассчитывать на более выгодные условия покупки франшизы. 

Одна из основных причин, которая тормозит развитие бизнеса, — это проблема привлечения начальных инвестиций для открытия ресторана. В сегодняшних условиях нестабильности встает вопрос: как сохранить и не потерять свои сбережения? Поэтому сеть разрабатывает формат «Экспресс-Кружки», который будет представлен уже осенью 2015 года. Это проект бюджетной «Кружки». И если желание открыть свое заведение есть, а привлечь капитал для открытия стандартной «Кружки» сложновато, то новый формат будет доступен для многих. Мы ориентируем этот проект на целеустремленных и активных людей, тех, кто давно хотел попробовать себя в бизнесе. Особое предложение действует для владельцев кафе или ресторанов, которые по тем или иным причинам не хотят развивать свою, уже существующую концепцию, но хотели бы продолжить свой бизнес в составе нашей сети. В таком случае речь идет о переустройстве собственного заведения в «Кружку». Цена вопроса складывается из стоимости выполнения дизайн-проекта  и стоимости необходимого ремонта для соответствия фирменным стандартам.

– И были ли уже примеры подобной трансформации?

– Да, например, франшиза в Подольске. Владельцы развивали ресторан на привокзальной площади. Со временем он начал скатываться до уровня рюмочной, кухня не продавалась, народ вечером заходил исключительно пропустить рюмку-другую. Купив франшизу и переформатировав ресторан, владельцы смогли поменять публику, увеличился приток клиентов, и, как следствие, выручка. Другой пример: крупный ресторанный оператор в Ульяновске, купив франшизу и открыв первую «Кружку» в регионе, настолько успешно стартовал, что через месяц купил у нас еще одну франшизу.

– Компания 12 лет жила без франшизы, почему решили запустить этот инструмент сейчас?  

– На рынке созрели для этого все условия: франчайзинг перешагнул порог простой узнаваемости. Он стал интересен обществу, как пример ведения бизнеса, как полезный опыт и быстрая возможность развития. Франчайзинг предметно обсуждается на уровне власти и в прессе. Показательно внимание Общественной палаты: недавно прошел круглый стол, посвященный внедрению стандартов франчайзингового бизнеса с целью защиты начинающих предпринимателей. Уже не работает аксиома «открой свой ресторан — и он заработает». Все больше и больше людей понимают, что покупка франшизы дешевле и надежнее создания собственного формата. Тем более в кризисное время, когда все единодушно признают, что шансы на выживание гораздо больше у сетей с именем и у более демократичных заведений. 

– Как шел процесс формирования франшизы? В чем ее ценностное предложение?

– Мы долго обсуждали условия и принципы будущей программы: первыми собственниками сетевых заведений становились давние партнеры и даже сотрудники «Кружки». Результаты такой совместной работы позволили говорить о выводе франшизы на открытый рынок и даже дифференцировать предложение для регионов. Во франшизу мы постарались «зашить» многолетний опыт присутствия на рынке и, конечно, демократичные цены.

Премиальный и средний ценовой сегмент ресторанов испытывает сейчас сильный стресс: закрываются известные заведения, и аудитория начинает переходить в сегменты попроще.

Еще одна наша особенность — формат, понятный даже предпринимателю без ресторанного опыта. В наших пабах нет сложных технологических карт, нет больших вложений, которые сложно оценить неопытному инвестору (в интерьер, мебель, посуду, продукты, персонал).

– Но ведь в эконом-сегменте также есть свои подводные камни, не всем удается сохранить рентабельность.

– Это правда, работать в демократичном сегменте непросто: нужна отлаженная схема, технологии отбора и обучения персонала, подбора помещения, продуктов и оборудования и т п. Вот все это и нужно упаковать в понятный продукт для франчайзи.   

– Сколько инвестиций требуется для открытия «Кружки» по франшизе?

– Сейчас ресторан можно открыть на площади от 150 кв.м. Средняя стоимость оснащения составляет порядка 2 млн руб. Паушальный взнос для Москвы и Санкт-Петербурга — 1 млн руб., в регионах — 500 000. Договор коммерческой концессии предусматривает фиксированные роялти в размере от 30 000 до 50 000 руб. в месяц. Такой подход обеспечивает быстрый возврат инвестиций и выход на самоокупаемость в течение 1,5 — 2 лет.     

– Какие каналы используются для продвижения франшизы?

– Продвижение марки зависит от каждого успешно выполненного проекта. Сарафанное радио, мнение конкретных посетителей и эффективность заведений гораздо эффективнее продают франшизу, чем агрессивные рекламные кампании.  

– Для проектов, открывающихся в регионах, позиционирование бренда останется таким же или будет корректироваться, исходя из местных особенностей?  

– Естественно, сохранится. Наша концепция проверена временем. Формат франшизы избавляет от необходимости дорабатывать концепцию в зависимости от региона. Это готовый бизнес со своими стандартами, реализация которых достаточно быстро приводит партнеров сети к успеху. 

Читайте также:

Как создать востребованную франшизу? 5 обязательных компонентов

Как и где открыть ресторан? Советы от вице-президента Subway Russia

7 способов успешного франчайзинга в России


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
1464 просмотра
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.