Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «Я Бизнесмен», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока.
Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании.
Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.
Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать
В крупных компаниях аналитики следят за различными показателями, чтобы оценить эффективность бизнеса. А как узнать о состоянии дел владельцу небольшого магазина одежды, парикмахерской или кафе? Самостоятельно анализировать отчеты по данным с кассы. Оказывается, это несложно.
Как читать между цифр, если ты не аналитик, объяснили эксперты сервисов Контур.ОФД и Контур.Маркет. А именно остановились на следующих вопросах:
Ответ на данный вопрос подскажет, какой отчет нужен предпринимателю и как его анализировать.
Взгляните на этот отчет. Считаете ли вы его сложным?
Логика здесь простая. Данные скомпонованы так, что вы видите картину в целом и можете детализировать её до необходимой степени. Это как смотреть на картину сначала издалека, а потом приближаться, пока не станет виден каждый мазок кисти.
Итак, цель бизнеса определяет, какую статистику смотреть. Эксперты Контура выбрали самые популярные ситуации, в которых предпринимателям стоит обратиться к отчетам.
Сначала расскажем про отчеты, которые есть и в Контур.ОФД, и в Контур.Маркете. Некоторые из них похожи, потому что основаны на продажах через кассу. Именно поэтому особо дотошные пользователи проверяют статистику по чекам в обоих сервисах сразу.
А ниже расскажем про специфические отчеты, которые есть только в Контур.ОФД или только в Контур.Маркете.
В отчетах смотрите, как меняется средний чек от периода к периоду. Напомним, что средний чек — это соотношение суммы продаж к количеству покупок. Чтобы влиять на это соотношение, есть множество способов. Например, добавлять в ассортимент сезонные товары. Или ввести систему накопительных скидок, чтобы покупатели тратили больше денег.
В магазине детской одежды средний чек был 1 400 руб. Чтобы увеличить его, предприниматель сформировал комплекты: легинсы, футболка и толстовка. Назначил цену чуть ниже, чем сумма всех вещей в отдельности.
Родители охотнее брали «три в одном», даже если что-то из комплекта покупать не планировали. Потому что видели выгоду. В результате средний чек стал выше.
В Контур.ОФД можно отфильтровать чеки на нужную сумму, например, 2 500 руб. Так вы увидите, что чаще всего в них входит. Возможно, такая выборка покажет интересные «содружества» товаров или натолкнет на мысль, как изменить ассортимент и повысить средний чек.
Есть товары и услуги, которые часто соседствуют в одном чеке. Фильтруя отчет по чекам и кассирам, вы сможете увидеть, какой продавец приносит больше благодаря допродажам. Например, предлагает ли кассир к паре обуви средства по уходу.
Анализируя содержание чеков, вы сможете узнать о других товарных «содружествах», которые часто берут вместе.
Используйте фильтр по чекам возврата в отчете Контур.ОФД. Вы увидите, какие товары в большинстве случаев клиенты приносят обратно.
Если хотите посмотреть сумму возвратов, смотрите отчет Контур.Маркета. Вы увидите возвращенный товар и сумму недополученной прибыли.
Помните пример про кафе? Директор посмотрел на почасовую загрузку и понял, когда ему нужен всего один официант. Профит — экономия на зарплате второго официанта.
Как ещё можно использовать информацию о «мертвых часах»:
Смотрите отчет по кассирам, скачанный из личного кабинета Контур.ОФД. В отчете видно, как отработал каждый кассир в выбранном периоде.
Анализировать вклад сотрудников в общую выручку можно и в Контур.Маркете. Если хотите увидеть продажи одного или нескольких кассиров, выберите нужное с помощью фильтра в отчете.
В сфере услуг зарплата часто зависит от количества отработанных смен. Для этого в Контур.Маркете можно создать базу сотрудников с рабочим графиком, а на кассе добавлять конкретного сотрудника в чек.
Отчет по отработанному времени и выручке сотрудников можно скачать из Контур.Маркета в формате Excel. На его основе получится рассчитать премии за хорошие продажи или сдельную оплату труда.
Смотрите отчет о прибыли. Он показывает валовую прибыль, то есть разницу между тем, что потратили на товар и тем, что за него получили.
От чистой прибыли валовая отличается вот чем: вы видите, сколько заработали без учета операционных расходов на зарплату, аренду, транспорт и другое.
Кофейня заказала в пекарне сотню круассанов по 27 руб., а продала по 49,90 руб. Выручка при продаже всей сотни составила 4 990 руб. Вычитаем из выручки общую стоимость закупки 2 700 руб. и получаем валовую прибыль 2 290 руб.
Важно, чтобы отчет умел учитывать недополученную прибыль, которая возникла при списании товара.
Круассаны зачерствели, и кофейня списала 10 штук. Значит, отчет о прибыли покажет не 2 290 руб., а меньше на 499 руб. (2 290 — 499 = 2 789 руб.).
Все данные о продажах, списаниях и возвратах отражены на разных вкладках. Если нужно посмотреть данные по конкретной системе налогообложения, товарам или кассирам, пользуйтесь фильтрами справа.
Степень детализации отчета можно настроить. Для этого отметьте галочками, что хотите видеть в таблице.
Рентабельность — это процентное соотношение прибыли к выручке за определенный период (сколько процентов составляет прибыль от выручки). Анализировать рентабельность помогает отчет о прибыли.
Знание рентабельности помогает оценивать состояние дел более объективно, чем только по прибыли и выручке. Если видите, что прибыль увеличилась, это не значит, что рентабельность тоже растет.
Посмотрим на реальных примерах, как изменилась рентабельность в феврале и в коронавирусном апреле.
У магазина канцтоваров снизились все показатели:
А у продуктового магазина, торгующего алкоголем, выросли прибыль и выручка. Если бы собственник оценивал только эти показатели, то он бы не заметил, что рентабельность стала ниже.
Благодаря отчету вы сможете разобраться в причинах изменения рентабельности и принять меры, если она падает. Скажем, увеличить наценку, договориться с поставщиками о снижении закупочной цены или повысить розничную цену.
Поможет товарный отчет. Собственник смотрит, сколько потратил на закупку товара и сколько выручил с учетом скидок. А ещё видит общую стоимость товарных остатков на начало и конец определенного периода, это помогает вести суммовой учет. Узнайте, чем суммовой учет отличается от количественного.
Владельцу обувного магазина нужно соблюдать бюджет, а для этого контролировать поступления и расход товара. На сведение сумм вручную он тратил три часа в неделю, а теперь просто нажимает пару кнопок в отчете. Его можно скачать для бухгалтера, который работает с первичкой. Что нужно для законной торговли маркированной обувью.
Что владелец магазина увидит в отчете за месяц:
Анализируйте отчеты об остатках, продажах, рентабельности и отработанном времени сотрудников. Подключите Контур.Маркет бесплатно 14 дней.
Попробовать бесплатноСмотрите отчет об остатках. Увидите суммарную стоимость всех товаров в магазине и на складе. Сможете оценить, сколько на них потратили и сколько можно выручить при продаже по розничной цене.
Фильтруйте отчет по товарам и группам. Это поможет выяснить, какие товары на исходе, чтобы заказать поставщику новую партию.
В продуктовом магазинчике сотни позиций в номенклатуре. Товаровед регулярно заходит в отчет об остатках и фильтрует его по товарам и группам: колбасы «Краковской» 25 штук (достаточно), масла подсолнечного 5 бутылок (мало).
Масло не исчезнет с полок магазина, потому что товаровед вовремя закажет новую партию.
Контур.ОФД показывает на одном экране, как шли продажи в разных торговых точках в течение одного периода. Сравнивайте выручку, наличные и безналичные платежи, средний чек, количество возвратных чеков.
Сформируйте отчет в Контур.ОФД, куда войдут только безналичные чеки и итоговые суммы. Все цифры будут у вас перед глазами, и вам не придется сидеть со стопкой бумажных чеков.
Попробуйте бесплатно сервис Контур.ОФД в течение трех месяцев.
Отправить заявкуПодпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.