Как понять, хорошо или плохо моему бизнесу — СКБ Контур

Как понять, хорошо или плохо моему бизнесу

14 октября 2020

В крупных компаниях аналитики следят за различными показателями, чтобы оценить эффективность бизнеса. А как узнать о состоянии дел владельцу небольшого магазина одежды, парикмахерской или кафе? Самостоятельно анализировать отчеты по данным с кассы. Оказывается, это несложно.

Как читать между цифр, если ты не аналитик, объяснили эксперты сервисов Контур.ОФД и Контур.Маркет. А именно остановились на следующих вопросах:

Что вы хотите знать и зачем?

Ответ на данный вопрос подскажет, какой отчет нужен предпринимателю и как его анализировать.

Взгляните на этот отчет. Считаете ли вы его сложным?

Логика здесь простая. Данные скомпонованы так, что вы видите картину в целом и можете детализировать её до необходимой степени. Это как смотреть на картину сначала издалека, а потом приближаться, пока не станет виден каждый мазок кисти. 

  • У магазина упала выручка, но хозяин не нашел причину. Подозревает, что кто-то из кассиров злоупотребляет скидками. Он фильтрует отчет по кассирам и скидкам, чтобы выявить «щедрого» продавца.

  • Владелица обувного бутика хочет выяснить, какая обувь плохо продается, чтобы освободить место для более хитовых моделей. Она фильтрует отчет по группам товаров и видит, на какие нет спроса.

  • Директор кафе планирует распределить обязанности сотрудников так, чтобы они не впустую получали зарплату за «мертвые часы». Он смотрит на почасовую загрузку кассы и понимает, в какое время нужен один официант, а не два.

Итак, цель бизнеса определяет, какую статистику смотреть. Эксперты Контура выбрали самые популярные ситуации, в которых предпринимателям стоит обратиться к отчетам. 

Сначала расскажем про отчеты, которые есть и в Контур.ОФД, и в Контур.Маркете. Некоторые из них похожи, потому что основаны на продажах через кассу. Именно поэтому особо дотошные пользователи проверяют статистику по чекам в обоих сервисах сразу.

А ниже расскажем про специфические отчеты, которые есть только в Контур.ОФД или только в Контур.Маркете. 

Схожие отчеты в Контур.Маркете и Контур.ОФД

Средний чек: по какой цене покупают лучше и что именно

В отчетах смотрите, как меняется средний чек от периода к периоду. Напомним, что средний чек — это соотношение суммы продаж к количеству покупок. Чтобы влиять на это соотношение, есть множество способов. Например, добавлять в ассортимент сезонные товары. Или ввести систему накопительных скидок, чтобы покупатели тратили больше денег.

В магазине детской одежды средний чек был 1 400 руб. Чтобы увеличить его, предприниматель сформировал комплекты: легинсы, футболка и толстовка. Назначил цену чуть ниже, чем сумма всех вещей в отдельности.

Родители охотнее брали «три в одном», даже если что-то из комплекта покупать не планировали. Потому что видели выгоду. В результате средний чек стал выше.

В Контур.ОФД можно отфильтровать чеки на нужную сумму, например, 2 500 руб. Так вы увидите, что чаще всего в них входит. Возможно, такая выборка покажет интересные «содружества» товаров или натолкнет на мысль, как изменить ассортимент и повысить средний чек. 

Что с чем покупают? Можно увеличить выручку за счет допродаж

Есть товары и услуги, которые часто соседствуют в одном чеке. Фильтруя отчет по чекам и кассирам, вы сможете увидеть, какой продавец приносит больше благодаря допродажам. Например, предлагает ли кассир к паре обуви средства по уходу. 

  • Если человек покупает пиво, можно напомнить о соленой рыбе и чипсах.  
  • Покупателю брюк логично предложить что-то подходящее его выбору: ремень, толстовку или аксессуары. 
  • В салоне красоты администратор может предложить лосьон или маску в зависимости от того, какую услугу получил клиент. 

Анализируя содержание чеков, вы сможете узнать о других товарных «содружествах», которые часто берут вместе. 

Какие товары чаще возвращают и сколько прибыли недополучено

Используйте фильтр по чекам возврата в отчете Контур.ОФД. Вы увидите, какие товары в большинстве случаев клиенты приносят обратно.

Если хотите посмотреть сумму возвратов, смотрите отчет Контур.Маркета. Вы увидите возвращенный товар и сумму недополученной прибыли.

Когда бывает мало покупателей и что предпринять

Помните пример про кафе? Директор посмотрел на почасовую загрузку и понял, когда ему нужен всего один официант. Профит — экономия на зарплате второго официанта. 

Как ещё можно использовать информацию о «мертвых часах»:

  • продавать по акции в определенные часы, чтобы клиентов стало больше;
  • задействовать свободного кассира для доставки или выкладки товаров;
  • поручить свободному сотруднику обрабатывать заказы через интернет или писать посты для продвижения в соцсетях, если он это умеет; 
  • договориться с поставщиками о приёмке груза в период, пока сотрудник может отлучиться от кассы. 

Как сотрудники отработали смены? Нужно рассчитать зарплату

Смотрите отчет по кассирам, скачанный из личного кабинета Контур.ОФД. В отчете видно, как отработал каждый кассир в выбранном периоде.

Анализировать вклад сотрудников в общую выручку можно и в Контур.Маркете. Если хотите увидеть продажи одного или нескольких кассиров, выберите нужное с помощью фильтра в отчете.

В сфере услуг зарплата часто зависит от количества отработанных смен. Для этого в Контур.Маркете можно создать базу сотрудников с рабочим графиком, а на кассе добавлять конкретного сотрудника в чек

  • Стрижку выполнил мастер Милославский — в чеке администратор парикмахерской указывает его имя, и Контур.Маркет в отчете «привязывает» выручку к этому мастеру.
  • Продавец-консультант Князев помог покупателю подобрать кроссовки — в чек кассир добавляет имя консультанта, и сервис записывает выручку за обувь на Князева.    

Отчет по отработанному времени и выручке сотрудников можно скачать из Контур.Маркета в формате Excel. На его основе получится рассчитать премии за хорошие продажи или сдельную оплату труда. 

Что еще показывает Контур.Маркет

Знаем только выручку, а хочется прибыль

Смотрите отчет о прибыли. Он показывает валовую прибыль, то есть разницу между тем, что потратили на товар и тем, что за него получили.

От чистой прибыли валовая отличается вот чем: вы видите, сколько заработали без учета операционных расходов на зарплату, аренду, транспорт и другое.

Кофейня заказала в пекарне сотню круассанов по 27 руб., а продала по 49,90 руб. Выручка при продаже всей сотни составила 4 990 руб. Вычитаем из выручки общую стоимость закупки 2 700 руб. и получаем валовую прибыль 2 290 руб.

Важно, чтобы отчет умел учитывать недополученную прибыль, которая возникла при списании товара.

Круассаны зачерствели, и кофейня списала 10 штук. Значит, отчет о прибыли покажет не 2 290 руб., а меньше на 499 руб. (2 290 — 499 = 2 789 руб.).

Все данные о продажах, списаниях и возвратах отражены на разных вкладках. Если нужно посмотреть данные по конкретной системе налогообложения, товарам или кассирам, пользуйтесь фильтрами справа.

Степень детализации отчета можно настроить. Для этого отметьте галочками, что хотите видеть в таблице.

Хотим влиять на рентабельность

Рентабельность — это процентное соотношение прибыли к выручке за определенный период (сколько процентов составляет прибыль от выручки). Анализировать рентабельность помогает отчет о прибыли. 

Знание рентабельности помогает оценивать состояние дел более объективно, чем только по прибыли и выручке. Если видите, что прибыль увеличилась, это не значит, что рентабельность тоже растет. 

Посмотрим на реальных примерах, как изменилась рентабельность в феврале и в коронавирусном апреле.

У магазина канцтоваров снизились все показатели:

А у продуктового магазина, торгующего алкоголем, выросли прибыль и выручка. Если бы собственник оценивал только эти показатели, то он бы не заметил, что рентабельность стала ниже.

Благодаря отчету вы сможете разобраться в причинах изменения рентабельности и принять меры, если она падает. Скажем, увеличить наценку, договориться с поставщиками о снижении закупочной цены или повысить розничную цену.

Вручную сложно учитывать поступления и расход товара

Поможет товарный отчет. Собственник смотрит, сколько потратил на закупку товара и сколько выручил с учетом скидок. А ещё видит общую стоимость товарных остатков на начало и конец определенного периода, это помогает вести суммовой учет. Узнайте, чем суммовой учет отличается от количественного.

Владельцу обувного магазина нужно соблюдать бюджет, а для этого контролировать поступления и расход товара. На сведение сумм вручную он тратил три часа в неделю, а теперь просто нажимает пару кнопок в отчете. Его можно скачать для бухгалтера, который работает с первичкой. Что нужно для законной торговли маркированной обувью.

Что владелец магазина увидит в отчете за месяц: 

  • Стоимость товара, который числился на балансе магазина в начале месяца — в ценах закупки и розничной продажи.
  • Закупочную и розничную цену товара, который поступил по накладным за месяц. 
  • Сколько денег магазин выручил при продаже товара в течение месяца.
  • Сколько из этой суммы недополучили, потому что давали скидку или вернули покупателю деньги за товар. Такие операции отражены во вкладке «Расход».

market

Управляйте бизнесом онлайн с помощью понятной статистики

Анализируйте отчеты об остатках, продажах, рентабельности и отработанном времени сотрудников. Подключите Контур.Маркет бесплатно 14 дней.

Нужно знать остатки, чтобы вовремя заказать поставку и оценить потенциальную прибыль

Смотрите отчет об остатках. Увидите суммарную стоимость всех товаров в магазине и на складе. Сможете оценить, сколько на них потратили и сколько можно выручить при продаже по розничной цене.

Фильтруйте отчет по товарам и группам. Это поможет выяснить, какие товары на исходе, чтобы заказать поставщику новую партию.

В продуктовом магазинчике сотни позиций в номенклатуре. Товаровед регулярно заходит в отчет об остатках и фильтрует его по товарам и группам: колбасы «Краковской» 25 штук (достаточно), масла подсолнечного 5 бутылок (мало).

Масло не исчезнет с полок магазина, потому что товаровед вовремя закажет новую партию.

Чем ещё помогает Контур.ОФД

Сравнить работу разных торговых точек

Контур.ОФД показывает на одном экране, как шли продажи в разных торговых точках в течение одного периода. Сравнивайте выручку, наличные и безналичные платежи, средний чек, количество возвратных чеков.

Проверить, все ли безналичные оплаты прошли по банку

Сформируйте отчет в Контур.ОФД, куда войдут только безналичные чеки и итоговые суммы. Все цифры будут у вас перед глазами, и вам не придется сидеть со стопкой бумажных чеков.

ofd

Анализируйте отчеты по чекам, выручке и другим данным с кассы

Попробуйте бесплатно сервис Контур.ОФД в течение трех месяцев.

Маркет
Автоматизируйте учёт товаров от поставки до продажи, следите за остатками. Подойдёт любым магазинам.
Узнать больше
Маркет
Автоматизируйте учёт товаров от поставки до продажи, следите за остатками. Подойдёт любым магазинам.
Узнать больше
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий