Кто не применяет новый стандарт
Как и ранее, микропредприятия, у которых есть право на упрощённый учёт, могут признавать стоимость запасов в составе расходов в момент приобретения (абз. 2 п. 2, абз. 1 п. 13.2 ФСБУ 5/2019). Однако остальные организации с упрощённым учётом обязаны применять ФСБУ «Запасы» в полном объёме.
В то же время любая организация может относить на расходы стоимость запасов для управленческих нужд. Это положение нужно закрепить в учётной политике (абз. 2 п. 2 ФСБУ 5/2019).
«Малоценные» основные средства
ФСБУ 5/2019 закрепил критерии отнесения активов к запасам. Один из них — использование активов в одном операционном цикле либо в течение 12 месяцев. Это означает, что новый стандарт запрещает учитывать «малоценные» ОС в запасах, хотя это разрешено в п. 5 ПБУ 6/01 «Учёт основных средств». Новый стандарт — более поздний документ того же уровня и юридической силы, при коллизии норм он будет иметь приоритет.
Кроме того, новый ФСБУ 6/2020 «Основные средства» также предписывает относить на расходы стоимость малоценных активов, которые можно признать ОС. С начала применения этого стандарта коллизия устраняется (не позднее 2022 года).
В связи с этим рекомендуем в учётной политике закрепить порядок учёта «малоценных» ОС — и относить их стоимость непосредственно на расходы.
Отмена отдельного порядка учёта спецпредметов
ФСБУ 5/2019 не выделяет как отдельный вид запасов спецпредметы — специальные инструменты, приспособления, оборудование и одежду. Методические указания по их учёту тоже отменяются, поэтому «нестандартные» правила учёта применять больше нельзя.
Затраты на приобретение спецпредметов нужно учитывать в общем порядке.
- Если спецпредметы используются дольше 12 месяцев (или более одного операционного цикла продолжительностью более 12 месяцев), они отражаются в учёте в составе основных средств.
- Если меньше — как запасы по ФСБУ 5/2019, то есть с отнесением стоимости на расходы или на себестоимость готовой продукции (работ, услуг) в момент передачи в эксплуатацию.
Новые правила формирования себестоимости НЗП
Новый стандарт относит к запасам незавершённое производство (НЗП). Раньше это подразумевалось, но не было закреплено нормативно. Значит, в стоимость НЗП, как и в стоимость других видов запасов, нельзя включать управленческие расходы (пп. «б» п. 18 ФСБУ 5/2019).
Это означает, что в учётной политике нельзя предусматривать распределение управленческих расходов на себестоимость: списание общехозяйственных расходов проводкой Дт 20 Кт 26 в большинстве случаев будет неправомерно. Единственный «штатный» способ — списывать их на финансовый результат проводкой Дт 90 Кт 26.
Исключение — если управленческие расходы непосредственно связаны с созданием (приобретением) запасов. Например, если руководитель организации лично поехал в командировку для закупки материалов, командировочные расходы (включая средний заработок с начисленными страховыми взносами) нужно отнести на себестоимость этих материалов.
Меняется и порядок оценки себестоимости НЗП. Теперь нельзя оценивать НЗП по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, поскольку этот способ не предусмотрен п. 27 ФСБУ 5/2019.
Формирование себестоимости запасов
ФСБУ 5/2019 ввёл новые правила формирования себестоимости запасов.
- В стоимость запасов включается оценочное обязательство, признанное в связи с их приобретением или созданием (пп. «г» п. 11 ФСБУ 5/2019). Например, организация создаёт строительную площадку для выполнения проекта. Она знает, что после завершения работ нужно привести территорию в порядок: уложить новый грунт, высадить траву, деревья или кустарники и т.п. В этом случае организация обязана создать оценочное обязательство по ПБУ 8/2010 и отнести его сумму на увеличение НЗП.
- В себестоимость запасов, признаваемых инвестиционными активами, включаются проценты по заёмным средствам (пп. «д» п. 11 ФСБУ 5/2019). Раньше это правило было закреплено лишь в ПБУ 15/2008, поэтому на практике к МПЗ не применялось.
- Запасы могут быть оценены не по той стоимости, которая указана в договоре на приобретение. Если запасы приобретены с длительной отсрочкой или в рассрочку, а проценты по коммерческому кредиту в договоре не выделены, их выделяют расчётным путем. В себестоимость запасов включается сумма, которую нужно было бы уплатить поставщику без отсрочки или рассрочки (п. 13 ФСБУ 5/2019). Разница, как и для расходов по займам, относится на прочие расходы.
- Продукцию сельского, лесного и рыбного хозяйства, а также товары, которые торгуются на организованных торгах, можно при признании оценивать по справедливой стоимости (п. 19 ФСБУ 5/2019). Она определяется по МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» (п. 14 ФСБУ 5/2019).
Резерв под обесценение запасов
Раньше величину резерва рассчитывали как превышение фактической себестоимости над текущей рыночной стоимостью (ПБУ 5/01). В новом ФСБУ величина резерва — это превышение фактической себестоимости запасов над их чистой стоимостью продажи (п. 30 ФСБУ 5/2019). А это значит, что сумма резерва может увеличиться. Старая и новая формулы для расчёта даны в таблице.
Резерв под обесценение запасов | |
---|---|
в ПБУ 5/01 | в ФСБУ 5/2019 «Запасы» |
Фактическая себестоимость — текущая рыночная стоимость | Фактическая себестоимость — текущая рыночная стоимость — затраты на производство — затраты на подготовку к продаже — затраты на продажу |
Появилась неопределённость в порядке начисления резерва. Согласно п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», сумма отчислений в резервы относится к прочим расходам. Норм, которые бы противоречили этому положению, в ФСБУ 5/2019 нет.
Но стандарт устанавливает порядок восстановления резерва (абз. 2 п. 31 ФСБУ 5/2019): «Величина восстановления резерва под обесценение запасов относится на уменьшение суммы расходов, признанных в этом же периоде в соответствии с подпунктом «а» пункта 43 настоящего Стандарта».
При этом в пп. «а» п. 43 ФСБУ 5/2019 упоминается выручка от продажи этих запасов. Это значит, что сумму восстановления резерва, созданного в отношении, например, товаров для перепродажи, нужно отнести не на прочие доходы (как требовал п. 7 ПБУ 9/99), а на уменьшение себестоимости продажи товаров.
В этом случае возникает нелогичная с экономической точки зрения ситуация. При начислении или увеличении резерва нужно признать прочие расходы, а при его восстановлении — уменьшить себестоимость, то есть расходы по обычным видам деятельности.
В этой ситуации возможны два варианта действий:
- Если сумма восстановления резерва несущественна для организации, она может воспользоваться правом, предоставленным п. 7.4 ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации». Тогда можно не применять порядок, установленный любым стандартом (в том числе и ФСБУ 5/2019). Значит, сумму восстановления резерва можно отнести на прочие расходы, исходя из требования рациональности.
8 декабря пройдёт онлайн-конференция об изменениях учёте.
- Если сумма восстановления резерва существенна для организации, её нужно раскрыть в отчётности отдельно. Значит, нарушение экономической логики ни на что не повлияет: пользователи отчётности увидят расшифровки и примут правильные решения.
Переходные положения
Возможны два варианта перехода на применение ФСБУ 5/2019 (п. 47 стандарта):
Перспективный — требования стандарта применяются только в отношении фактов хозяйственной жизни, возникших после даты начала его применения. Сравнительные показатели бухотчётности, например показатели 2020 года в отчётности за 2021 год, пересчитывать не нужно (п. 14 ПБУ 1/2008).
Ретроспективный — требования стандарта применяются и к прошлым, и к будущим периодам. На дату перехода на новый стандарт нужно пересчитать остатки по счетам бухучёта по новым правилам. При составлении бухотчётности — пересчитать сравнительные показатели.
Например:
- из состава запасов исключается стоимость запасов, предназначенных для управленческих нужд, если принято решение не применять ФСБУ 5/2019 по таким запасам;
- корректируется себестоимость НЗП, если НЗП оценивалось по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов;
- пересчитывается по новым правилам резерв под обесценение запасов.
Все корректировки отражаются в корреспонденции со счётом 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)».
Александр Лавров, аттестованный аудитор
Важно лишь при этом не относить малоценные ОС на запасы (например, на счет 10).
То есть сам по себе лимит имеет право на жизнь и закрепление в учетной политике. Но все малоценные ОС — не в состав материалов, а сразу на расходы.
Не передали в использование и списали стоимость? На каком основании?
По какому документу? В чем смысл данного нововведения?
А ведь это очень существенное изменение.
И на 31.12.2020 из запасов позиции, подпадающие под малоценные с лимитом для БУ нужно исключить. но для целей НУ они где останутся для последующей передачи для использования?
То же самое и для целей перехода на ФСБУ «Запасы» (на 31.12.2020): в НУ эти позиции остаются там же, где они и были. В НУ никаких изменений нет.
Если зимняя спецодежда в основном со сроком эксплуатации более 12 месяцев,то ее нужно будет учитывать как основное средство? И всю спецодежду,срок эксплуатации которой остался меньше года,нужно будет списать?
Потом мы из этих продуктов производим готовую продукцию (блюда) проводки дт. 43 кт29 выпуса продукции, дт 29 кт 41.01 списание материалов в производство) и последние проводки это продажа готовых блюд проводка дт 90.02.1 кт 43 реализация продукции в розницу, дт 62р кт 90.01.1 реализация продукции) остальные проводки пока не интересуют.
Подскажите у нас все так и остается опираясь на фсбу 5 или что тоже использовать счет 10?
Пожалуйста помоните разобраться