С марта 2025 года направление чека в сервис стало одним из способов выдачи клиенту фискального документа в электронном виде. Однако использовать сервис «Мои чеки онлайн» с такой целью продавец может только с согласия покупателя.
Что представляет собой сервис «Мои чеки онлайн»
«Мои чеки онлайн» — сервис для хранения электронных чеков. Благодаря тому, что все чеки собраны в одном месте их можно легко предъявлять для налогового вычета, возврата товаров или гарантийного обслуживания.
В сервис «Мои чеки онлайн» можно войти по номеру телефона: вводите номер — и вам приходит смс с кодом. После этого система запрашивает адрес электронной почты, чтобы выслать на него ссылку для подтверждения учетной записи в «Мои чеки онлайн».
Выполнив пару несложных действий, вы получаете доступ к списку чеков с указанием компании-продавца, стоимости, даты и времени совершения покупки по карте.
Каждый чек можно открыть — это фактически полный аналог бумажного варианта. Также предусмотрена возможность для скачивания.
С 1 марта 2025 года хранение и получение электронных чеков упрощено (Федеральный закон от 08.08.2024 № 274-ФЗ). Теперь покупатель может попросить продавца направить чек не на электронную почту или номер телефона, а через сервис «Мои чеки онлайн». Благодаря этому нововведению у покупателей появилась возможность хранить все чеки в одном месте.
Зачем ФНС хранит ваши чеки
Ведомство решило воспользоваться опытом других стран, которые отказываются от бумажных чеков. В рамках этой инициативы преследуется несколько целей.
Экономическая причина. Бумажный чек дороже электронного. А в 2022 году из-за санкций и нарушения логистических цепочек в России временно возник дефицит кассовой ленты. Тогда ФНС разрешила магазинам не выдавать бумажные чеки и рекомендовала переходить на электронный аналог.
Экологическая причина. Для выпуска бумажных аналогов требуется термобумага и специальные химические вещества.
Клиентоориентированность. Благодаря электронным чекам пользователь получает доступ к полной информации о своих покупках в одном месте. Он может использовать их при возврате товаров или гарантийном обслуживании. Также чеки необходимы для участия в различных программах лояльности, для получения кешбэков или бонусов. Бумажный аналог пользователи быстро теряют, что лишает их возможности воспользоваться привилегиями.
Оформление налогового вычета. ФНС уже не раз заявляла о том, что планирует значительно упростить процедуру оформления вычетов. Сервис «Мои чеки онлайн» приближает ведомство к этой цели. Он позволяет налоговым органам автоматически рассчитывать сумму для возврата.
Хранение. Бумажные чеки быстро портятся, выцветают. Это создает сложности для пользователя — он не может их долго хранить для потенциального возврата товара. Сервис позволяет контролировать расчеты и отслеживать историю покупок.
Как электронные чеки появляются в сервисе
ФНС утверждает, что все чеки попадают в сервис только по желанию самого покупателя.
Это происходит двумя способами:
- Покупатель добровольно предоставляет продавцу либо адрес электронной почты, либо номер телефона.
- Покупатель сканирует QR-код бумажного чека с помощью приложения «Проверка чеков». Это приложение привязано к номеру его телефона, поэтому чек попадает в информационную систему ФНС. Существенное преимущество приложения «Проверка чеков» — подсвечивание маркированных товаров, это позволяет покупателю узнать их статус в системе маркировки.
Покупатель вправе отказаться от электронного чека и получить бумажный аналог, который попадет в сервис без указания номера телефона или адреса электронной почты.
ФНС предупреждает, что не связывает чеки с операциями по карте. Даже если покупатель оплатит товар картой и получит бумажный чек, информация о покупке в сервис «Мои чеки онлайн» не поступит.
Но именно эта часть из официального сообщения ФНС и стала поводом для появления различных предположений.
Существуют предположения, что с помощью сервиса налоговая отслеживает покупки, оплаченные банковскими картами. Это не совсем так. Прежде всего нужно понимать, как налоговая соотносит чек и покупателя.
По умолчанию при покупке в розничной точке продаж, продавец обязан выдать бумажный чек. Одновременно этот же чек контрольно-кассовая техника отправляет в ФНС через оператора фискальных данных. Этот чек не привязан к личности плательщика, даже если оплачен картой. Так как среди данных, которые уходят в налоговую, нет информации о покупателе, есть только данные о продавце.
Согласно закону 54-ФЗ покупатель имеет право попросить электронный чек. О своем желании нужно предупредить кассира до момента оплаты товара и продиктовать ему либо номер телефона, либо адрес электронной почты, на которые вы хотите получить чек. Вот такой чек уже можно привязать к личности покупателя по указанным им самим данным.
Если же покупка осуществляется в интернете, то бумажный экземпляр чека не выдается, отправляется только электронный — такой чек тоже можно соотнести с плательщиком.
Сервис хранения электронных чеков ФНС, после авторизации в нем, показывает именно те чеки, которые покупатели получают на электронную почту или по номеру телефона, которые сами указали. А не по всем покупкам, оплаченным картами. Большинство персонализированных чеков в хранилище — это оплата услуг такси и покупки в интернете, просто потому, что без указания своих данных пользоваться такими сервисами невозможно. Чеки из офлайн-магазинов становятся персонализированными только с ведома покупателя.
Оксана Кобзева
Эксперт по кассовому законодательству