Пять советов, как бухгалтеру сохранить себя и бизнес в кризис — СКБ Контур

Пять советов, как бухгалтеру сохранить себя и бизнес в кризис

27 июня 2022 1 Мнение

2022 год оказался насыщенным на события. Разрыв привычной цепочки поставок, ограниченность экспортно-импортных операций, санкционное давление на ряд российских банков сделали новую бухгалтерскую реальность намного сложнее, если не безумнее. В периоды такой серьезной турбулентности важно сохранять холодную голову и не обольщаться надеждой, что все как-нибудь само рассосется.

На бухгалтера легла дополнительная ответственность за устойчивость бизнеса и прежнюю экономическую чистоту. Это требует не только профессиональных, но и эмоциональных затрат. Как в текущих условиях бухгалтеру продолжить эффективную работу и минимизировать экономические риски?

Совет 1. Делу время, потехе — тоже

В период кризисов эмоции редко играют на руку, но они неизбежно проявляются в ответ на возросшее количество ответственности. Становится тяжело отслеживать все изменения, адаптироваться к новым форматам проведения старых операций, нередко передается волнение коллег. Возникает слишком много отвлекающих факторов, которые мешают сфокусироваться на текущих задачах. Переживания отнимают огромное количество рабочего и личного времени.

Психология — не моя профессиональная ниша, но я все же рискну начать с совета из этой области (эффективность проверила на себе). Он простой: для отдыха тоже нужно время. Сегодня во время перерывов на работе люди невольно скроллят новостную ленту. И это занятие, конечно, очень эмоциональное, потому что оно становится источником большого количества поводов для беспокойства. Постарайтесь сделать так, чтобы ценность отдыха была очевидной.

Можно воспользоваться методом, который был предложен еще в 80-х годах прошлого века. Он называется метод Pomodoro. Правила заключаются в следующем:

  • Вы подготавливаете рабочее пространство так, чтобы все необходимые инструменты (калькуляторы, стикеры, ручки, блокноты и т.п.) были у вас под рукой.
  • Заводите на телефоне таймер на 20-25 минут.
  • Сфокусировано работаете в течение этого промежутка времени, не отвлекаясь ни на что другое.
  • Когда таймер зазвенит, делаете паузу, но не длинную — в 5-7 минут, чтобы не потерять рабочий настрой.
  • Повторяете цикл до тех пор, пока не завершите поставленную задачу.

Этот простой и действенный способ позволяет удержать внимание на работе, когда мозг все время хочет отвлечься на новостную ленту и негодование коллег. А короткая пауза создает ощущение дополнительной ценности: вы тратите это время именно на отдых, полноценно используя каждую секунду, потому что 5 минут кажутся слишком маленьким промежутком, чтобы успеть пролистать все новости.

И вот теперь можно приниматься за бухгалтерию.

Совет 2. Читайте источники!

Откажитесь от инсайдерской и кулуарной информации. Громкие заголовки новостной ленты часто тоже отражают лишь субъективное мнение. Но ваша работа — очень конкретная. Вы имеете дело с цифрами, графиками, бумагами и постановлениями. Каждый ваш шаг привязан к законодательной норме. Именно эти нормы и нужно принимать во внимание.

Поэтому всякий раз, когда объявляются очередные санкции, вводятся валютные ограничения или появляются новые меры поддержки бизнеса — за подробностями следует обращаться к официальным документам, а не только к тексту новостей.

Экспертные статьи и обзоры — тоже хороший метод разобраться в ситуации, если сухой язык закона слишком сложен для понимания. Обычно они появляются чуть позже, но раскладывают всё по полочкам и указывают топкие места.

Совет 3. Пересмотрите систему налогообложения

В условиях кризиса многие бизнесы несут серьезные убытки. Сохранение ресурсов компании и возможная оптимизация расходов — это задачи бухгалтера. Одним из инструментов их достижения является сокращение налоговых расходов.

Сегодня моя команда проводит серьезную работу по переводу ряда своих клиентов на упрощенную систему налогообложения. Это позволит многим бизнесам удержать позиции в условиях общего падения спроса на их товары или услуги.

extern

Актуальные формы отчетов для всех режимов налогообложения, проверка деклараций, авторасчеты

Если обороты компании с учетом понесенных потерь позволяют перейти на более дешевую систему налогообложения, бухгалтер — первый человек, от которого ждут такого предложения.

Поэтому мы очень рекомендуем взять на себя инициативу и посчитать, сколько вы сможете сэкономить при переходе.

Совет 4. Изучайте все преференции

Иногда улучшить положение бизнеса можно не столько сокращением расходов, сколько привлечением дополнительного капитала. В настоящий момент государство старается оказывать разноплановую поддержку отдельным отраслям, и ряд этих мер не имеет прямого отношения к работе бухгалтера. Но это не значит, что ими не стоит интересоваться.

Если вы видите, что существуют меры поддержки, способные помочь вашему бизнесу удержаться на плаву, проконсультируйте с руководителем. Например, отслеживание федеральных грантов не является прямой обязанностью бухгалтера. Но привлечение грантовых средств может спасти бизнес и ваше рабочее место. Так что стоит изучить подробнее и, возможно, предложить руководителю проект рационального использования привлеченных средств.

Такой подход действует на пользу не только бизнесу, но и вам лично, как сотруднику или партнеру (если вы ведете бухгалтерию на аутсорсе). Предприниматель спокойно продолжает работу, когда знает, что в его команде есть люди, заинтересованные в развитии бизнеса.

Совет 5. Не обольщайтесь мерами поддержки

Нет, этот совет не вступает в конфликт с предыдущим. Дело в том, что широко объявленная свобода от налоговых проверок сейчас выглядит очень привлекательно, но в будущем может иметь последствия. В моей практике есть масса примеров, когда плановая аудиторская проверка выявляла нарушения за отчетный период, который был уже давно закрыт. Так что, если вас не проверяют сейчас, не факт, что не будут проверять в будущем.

Поэтому все преференции стоит применять с умом, обосновывая каждый шаг в соответствии с законодательными нормами, действующими на момент применения.

Освобождение от налоговых проверок лишь дает вам фору во времени, чтобы вы могли сконцентрировать силы на более важных задачах бизнеса, а с отчетностями разобраться позже. Но это не значит, что все нарушения прощаются автоматически. Поэтому старайтесь сохранять экологичность своей работы независимо от привлекательности временной свободы от налоговой.

Мария Гайнутдинова, эксперт по налогообложению, ООО GOYA Consulting

Экстерн

Отчетность во все контролирующие органы по актуальным формам без отказов и штрафов

Узнать больше
Экстерн

Отчетность во все контролирующие органы по актуальным формам без отказов и штрафов

Узнать больше
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
1 комментарий
БС
Батурин Сергей Вчера
А какие тут могут быть советы? В кризис нужно экономить и оптимизировать расходы. Вот поделюсь опытом на личном примере. Еще прошлом году запланировал большую стройку на этот год. Участок был приобретен, осталось только запустить строительство. Однако как известно события этого года отразились почти на всех бизнесах, в том числе и на моем. Поэтому принял вполне логичное решение что надо сократить бюджет на строительство, и путем недолгих поисков был сделан выбор в сторону каркасного дома https://framewood.spb.ru/proekt-doma-acen_twqz_ymho_spcj_wqgo_ipdl_bxzy_crcl_nlph_cvyf_xqvo/ Так, я можно сказать даже выиграл, потому что за существенно меньшие деньги получаю как отличный фасад, так и интерьер. А сэкономленные деньги пойдут на поддержку бизнеса.