Помарочный учет алкоголя в рознице и общепите — Контур.Маркет — СКБ Контур

Помарочный учет алкоголя в рознице и общепите

28 февраля 2022

Продаете крепкое спиртное в магазине или разливаете в баре и ресторане? Проверьте себя, соблюдаете ли правила помарочного (поштучного) учета. Эксперты Контур.Маркета рассказали, как это делать.

Что такое помарочный учет

С помощью помарочного (поштучного) учета Росалкогольрегулирование контролирует перемещение каждой бутылки спиртного от производителя к оптовику, а затем к конечному покупателю. Это позволяет снизить процент контрафакта на рынке и защитить потребителей.

Участники рынка обязаны фиксировать свои действия с алкоголем в единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). 

Ранее поштучный учет затрагивал только продукцию с акцизными и федеральными специальными марками нового образца. Теперь работает поштучный учет крепкого алкоголя и со старыми марками. Код марки каждой бутылки алкоголя фиксируется во всех учетных документах: актах, накладных, журнале учета продаж.

Как отличить старую марку от новой 

Марка старого образца содержит квадратный и прямоугольный коды. Такие марки больше не выпускаются, спиртное с такими марками постепенно распродается и выходит из оборота.

Марка нового образца содержит только квадратный код, крепкий алкоголь выпускают только с новыми марками.

Требования к поштучному учету

Напомним, что учет в ЕГАИС предусматривает работу с первым, вторым и третьим регистрами. 

Помарочный учет предполагает работу только с регистрами №1 и №3, поскольку регистр №2 предназначен только для учета пива и другого немаркированного алкоголя (правило действует с 1 ноября 2021 года). 

Первый регистр ЕГАИС отражает все сведения о продукции и все действия с ней: от постановки на баланс до списания. 

Третий регистр ЕГАИС хранит информацию об акцизных марках, к которым уже применяется поштучный учет. Этот регистр выполняет роль хранилища, поэтому он может не отображаться в интерфейсе вашей учетной программы. Например, в Контур.Маркете именно так — хранилище марок скрыто и не мешает пользователю. 

Поштучный учет касается только крепкого маркированного алкоголя. Слабоалкогольные напитки (сидр, медовуха, пуаре) можно учитывать в ЕГАИС и продавать, как обычно.

До 1 ноября 2021 года можно было не учитывать поштучно продукцию со старыми марками. Теперь помарочный учет касается и новых, и старых марок — требования общие. 

Коды марок (и старых, и новых) должны быть в приходной накладной, которую торговая точка получила из ЕГАИС. Далее эти коды обязательно нужно указывать в исходящих накладных и актах списания (напомним, что требование сканировать марку при продаже на кассе по-прежнему действует). Для этого при формировании документов считывайте марки 2D-сканером или бесплатным мобильным приложением Контур.Сканер для iOS и Android. 

Учетная система Контур.Маркет автоматически распознает документы с новыми марками и подсказывает, когда именно сканировать марки для документа.

Например, как правильно оформить возврат и перемещение. Ресторан хочет вернуть поставщику вермут с поврежденной крышкой. Для этого сотрудник во время создания исходящей накладной, сканирует марку на бутылке вермута. Так марка попадает в документ, и документ отправляется в ЕГАИС. Таким же образом ресторан поступает со спиртным, предназначенным для филиала: сканирует все марки из партии, предназначенной к перевозке, создает исходящую накладную и отправляет в ЕГАИС. 

А вот пример, как оформить акт списания. В магазине разбили бутылку водки. Сотрудник составляет акт списания с причиной «бой» и обязательно сканирует марку, чтобы ее код присутствовал в документе. В общепите актом списания оформляют не только утрату товара, но и продажу конечному потребителю, поэтому нужно сканировать марки для всех актов. В том числе для акта с основанием «Реализация».

За нарушения в учете алкогольной продукции юрлицо оштрафуют на сумму от 150 000 до 200 000 ₽. Вдобавок могут конфисковать товар, то есть сам «предметы нарушения» (ст. 14.19 КоАП РФ).

В помарочном учете старых марок действует одно исключение — если произошла пересортица. В этом случае можно привязать «привязать» марку к нужной партии в накладной. Для этого создают акт привязки для ЕГАИС, добавляют в акт товар, сканируют его код и указывают накладную, к которой нужно этот код привязать. Читать инструкцию.

Контур.Маркет помогает выполнить требования к помарочному учету, выявлять ошибки и избегать невольных нарушений. Используйте Маркет не только при ежедневной работе с ЕГАИС, но и для ежеквартальной отчетности в ФСРАР.

Два раза в месяц отправляем рассылку с самыми важными новостями
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Два раза в месяц отправляем рассылку с самыми важными новостями
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи