Если раньше маркировка касалась розничных товаров, то теперь и заведениям общепита нужно готовиться к переменам. В 2022 году производители начали маркировать бутилированную воду и молочную продукцию. Эти продукты нужны для приготовления блюд в ресторанах, столовых и кафе. А некоторые заведения продают воду и молоко в нераспакованном виде. Расскажем, как общепиту организовать свою работу с учетом новых правил.
Ключевые этапы при работе общепита с маркировкой
- Регистрация в Честном ЗНАКе. Заведение регистрируется в информационной системе Честный ЗНАК, через которую контролирующие органы мониторят оборот продукции.
Для регистрации нужен сертификат квалифицированной электронной подписи (КЭП), позже он понадобится для подписания электронных накладных. - Подключение ЭДО. Предприятие общепита подключает электронный документооборот (ЭДО), чтобы получать накладные на маркированный товар в формате универсальных передаточных документов (УПД). ЭДО можно подключить отдельно, но удобнее, если он встроен в учетную систему, которой пользуется общепит. Например Контур.Маркет получает электронные документы от Диадока, и для этого не нужно переключаться между двумя сервисами.
- Подготовка кассового ПО. Заведение готовит программное обеспечение кассы, если продает молоко и воду в упакованном виде. В этом случае сотруднику нужно на кассе считывать сканером код маркировки. При этом касса формирует чек с признаком маркировки и автоматически отправляет оператору фискальных данных. ОФД передает данные в Честный ЗНАК, и система выводит из оборота конкретный код маркировки.
Все эти действия не придется осваивать одновременно. У каждого есть свой срок, указанный в конкретном постановлении правительства. Об этом и поговорим.
Подключите всё для маркировки в едином решении Контур.Маркет.
Если продаете воду или молочку в упакованном виде через кассу
С 1 сентября 2022 года для молочки и с 1 ноября 2022 года для воды — нужно подтверждать через ЭДО в Честном ЗНАКе, что приняли маркированную продукцию в потребительской упаковке от поставщика.
Какую молочку в общепите иногда продают на кассе в упакованном виде: мороженое, йогурты, молоко, сливки.
Вот полный перечень молочной продукции, подлежащей маркировке:
Постановление Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099 о правилах маркировки молочной продукции.
Молочная продукция | Коды по классификаторам товарной номенклатуры |
---|---|
Сыры, творог, сливочное масло Мороженое и другой пищевой лед, за исключением продукции без молочных жиров или молочного белка Молоко Сливки, пахта, йогурт, кефир, молочная сыворотка Безалкогольные напитки с молочным жиром |
ОКПД 2: 10.51.40.100, 10.51.40.210, 10.52.10, 10.51.11, 10.51.12, 10.51.21, 10.51.22, 10.51.30, 10.51.40.300, 10.51.51, 10.51.52, 10.51.55, 10.51.56, 10.86.10.110, 10.86.10.140, 10.86.10.190 ТН ВЭД: 0406, 2105 00, 0401, 0402, 0403, 0404, 0405, 0406, 2202 99 910 0, 2202 99 950 0, 2202 99 990 0 |
Какую упакованную воду обычно продают в общепите: минералку, питьевую воду с газом и без.
Вот полный список воды, на которую распространяются требования к маркировке:
Постановление Правительства РФ от 31.05.2021 № 841 об утверждении правил маркировки упакованной воды.
Упакованная вода | Коды по классификаторам товарной номенклатуры |
---|---|
Природные минеральные воды, газированные |
ОКПД 2: 11.07.11.110 ТН ВЭД: 2201 в том числе 2201 10 |
Прочие категории питьевой воды |
ОКПД 2: 11.07.11.120, 11.07.11.130, 11.07.11.140, 11.07.11.150 ТН ВЭД: 2201 в том числе 2201 90 000 0 |
С 1 сентября 2022 года для молока и с 1 марта 2023 года для воды — нужно выводить продукцию из оборота через кассу. Для этого продавец должен считывать код Data Matrix на упаковке.
Если используете воду и молочку для приготовления блюд
На языке закона сценарий называется «использование для собственных нужд». Если используете молочку и воду только в качестве ингредиентов, то за вывод из оборота в данном случае отвечает поставщик, у которого заведение закупает продукты.
До 1 декабря 2023 года можно работать по-старому. Закон не обязывает регистрироваться в Честном ЗНАКе, работать с ЭДО. А с декабря 2023-го организации общепита должны быть зарегистрированы в Честном ЗНАКе и обязаны самостоятельно выводить из оборота маркированную продукцию по причинам, не связанным с продажей на кассе.
Впрочем, заведения используют ЭДО не только для маркировки. ЭДО — отличный инструмент для экономии времени с помощью автоматизации учета в ресторане, баре, кафе: сотрудник оприходует продукты не вручную, а просто подписывает электронные накладные и ставит их на товароучетный баланс заведения. Это экономит до нескольких часов в день и снижает вероятность ошибок, которые возникают из-за невнимательности или загруженности персонала, отвечающего за приемку.
Памятка, что и когда обязательно делать с маркировкой в общепите
Что нужно делать | Вода | Молоко | ||
---|---|---|---|---|
Продажа на кассе в упаковке | Использование для собственных нужд | Продажа на кассе в упаковке | Использование для собственных нужд | |
Принимать поставки через ЭДО | С 1 ноября 2022 | С 1 декабря 2023 | С 1 сентября 2022 | С 1 декабря 2023 |
Выводить из оборота | С 1 марта 2023 сканировать на кассе | С 1 декабря 2023 через Контур.Маркет или в личном кабинете Честного ЗНАКа | С 1 сентября 2022 сканировать на кассе | С 1 декабря 2023 через Контур.Маркет или в личном кабинете Честного ЗНАКа |
