Рассказываем, как и почему крадут сотрудники розничных магазинов, какой ущерб это наносит бизнесу, как выявить хищения и свести их к минимуму.
Как и почему крадут сотрудники
По данным исследований ECR Loss Prevention Group и CPMG в России и странах СНГ, почти половина краж товаров и денег из кассы приходится на внутреннее мошенничество — в 47 % случаев. По другим данным, сотрудники совершают еще чаще — 8 случаев хищений из 10 (Retail.ru).
Согласно отчету Российского союза промышленников и предпринимателей, сотрудники не просто выносят товар со склада или торгового зала, но и совершают другие незаконные действия:
- присваивают деньги, полученные от продажи товаров, а также из кассы магазина;
- оформляют фиктивные возвраты товаров, чтобы получить деньги от магазина;
- крадут товары в процессе их доставки на склад или в торговую точку;
- планируют кражу вместе с покупателями;
- продают товар дороже и присваивают разницу в цене.
Чаще всего в России сотрудники крадут продовольственные товары, напитки, косметику, одежду, обувь.
Сотрудники знают, как устроен магазин, каковы слабые места в обеспечении сохранности товаров, где расположены слепые зоны системы видеонаблюдения. И, конечно, они могут использовать эту информацию в корыстных интересах.
При этом причин для воровства у работников больше, чем у обычного покупателя или шоплифтера (от англ. shoplifter — «магазинный воришка»). Помимо соблазна получить дополнительную прибыль, обычной жадности, желания сэкономить к краже подталкивают:
- низкая зарплата;
- желание отомстить начальству за решения, которые сотрудник считает несправедливыми;
- финансовые проблемы в семье, кредиты, долги;
- страх увольнения, особенно в нестабильный для экономики период;
- нежелание отличаться от коллег, которые воруют регулярно.
Любой из этих пунктов может стать причиной воровства, если есть три обязательных условия: повод, возможность для кражи и самооправдание сотрудника. Чтобы снизить число краж в розничном магазине, нужно устранить хотя бы один из этих трех факторов. Но для начала необходимо убедиться, точно ли крадут сотрудники.
Почему важно следить за воровством в магазине
Розница старается увеличить прибыль и сократить затраты: автоматизирует бизнес-процессы, снижает количество ручного труда и нанимаемых сотрудников, устанавливает кассы самообслуживания. Однако все эти шаги на пути к снижению расходов не принесут целевых результатов, пока посетители и сотрудники вольны взять товар, не заплатив.
Как ИП установил кассу самообслуживания в магазине
Кражи снижают прибыль магазина. Но тратить ресурсы на борьбу с хищениями нужно не только для того, чтобы уменьшить убытки. Если предпринимателю удастся снизить число краж, то вместе с тем он сможет решить еще несколько задач.
Повысить выручку. Не все покупатели хотят посещать магазин, зная, что в нем часто происходят кражи. Если же магазин активно борется с воровством и принимает меры, чтобы предотвратить хищения, он повышает лояльность клиентов, а это может привести к увеличению общей выручки.
Виды касс самообслуживания, почему это тренд и стоит ли бояться краж
Повысить безопасность персонала и покупателей. Воришки могут стать угрозой для здоровья персонала и покупателей. Например, когда используют насилие, чтобы избежать задержания. Чем хуже условия для промысла злоумышленников, тем безопаснее в торговом зале.
Улучшить репутацию. Магазины, которые активно борются с воровством, могут получать более высокие оценки от покупателей. Такие предприятия привлекательнее для инвесторов и потенциальных партнеров.
Как определить, что товар крадут сотрудники
Провести инвентаризацию. Если фактическое количество товара на складе меньше, чем показывает учетная система — это один из признаков воровства. Если вы обнаружили недостачу, избыток или пересортицу товара, есть вероятность, что работники намеренно вносят неверную информацию в программу учета, чтобы извлечь дополнительную выгоду.
Инвентаризация в магазине или заведении услуг: зачем проводить и как часто
Например, кассир пробивает товар, который похож на тот, что выбрал покупатель, но значительно дешевле. Далее он принял оплату наличными, а разницу в цене положил в карман.
Учетная система помогает находить расхождения данных в сервисе с фактическими остатками и устанавливать их причину. Инвентаризация доступна в любое время дня, для нее не придется закрываться на учет. Можно инвентаризировать товары по отдельности, по группам или сразу весь ассортимент.
Обратить внимание на изменение поведения сотрудника. К примеру, если сотрудник становится скрытным или вдруг начинает тратить больше денег, чем обычно, это может быть признаком того, что он крадет товары.
Еще вызывают подозрения сотрудники, которые постоянно работают в одиночку или проводят много времени в хранилище товаров без веских причин. Например, хитрый сотрудник может договориться с поставщиком о получении скоропортящегося продукта с дефектами. Часть товара он сразу списывает и реализует по своим каналам, лишая магазин части выручки.
Провести опрос среди персонала. Поговорите с работниками магазина. Возможно, кто-то из них видел момент кражи, но боялся или забыл рассказать об этом руководству. Если даже внутреннее расследование не поможет вам узнать имя воришки, то хотя бы насторожит его: руководство магазина знает о факте кражи и ищет виновного. В таких условиях он, скорее всего, станет осторожнее и прекратит воровать.
Например, кто-то из сотрудников заметил, что у кассира часто случаются проблемы с кассой: то кассовая лента заканчивается не вовремя, то покупатель долго ждет чек, то кассовая программа зависает. Можно заподозрить такого кассира в том, что он не выдает чеки покупателям, аннулирует чек или удаляет из чека товары и забирает деньги себе.
Прочитать отзывы и комментарии о работе магазина. Покупатели могут жаловаться на обвешивание, ошибки в чеках, неправильную сдачу. Если количество таких жалоб резко возросло, установите, когда происходили неприятные случаи с покупателями и сопоставьте даты со сменами сотрудников. Возможно, один из них оказался недобросовестным человеком.
Как и посетители, сотрудники чаще совершают кражи, когда видят возможность и ощущают соблазн стащить то, что плохо лежит. А значит, количество хищений в розничных магазинах можно снизить с помощью профилактики и установки систем контроля.
Как снизить число хищений
Первые шаги к выявлению краж уже способствуют тому, чтобы потери из-за воровства снизились. Заметив особенное внимание руководства к учету товаров и порядку в торговом зале, сотрудники становятся более осторожными и дважды думают, прежде чем стащить очередную шоколадку или дважды пробить товар в чеке. Но есть более эффективные способы снизить количество краж сотрудниками.
Подключить систему видеонаблюдения. Это доступный и универсальный способ выявить, отследить и снизить количество краж. Наличие камер отпугнет потенциальных воров-сотрудников, которые знают, что будут записаны на видео. Видеонаблюдение позволяет вовремя заметить подозрительное поведение и быстро на него реагировать.
Если кража всё же произошла, система видеонаблюдения помогает описать преступника, выявить его или предоставить полезную информацию для расследования.
А еще записи с камер можно показывать во время обучения сотрудников тому, какие действия правильны, а какие недопустимы. Анализ видеозаписей помогает выявить слабые места в системе безопасности, что позволяет улучшить ее, выявлять кражи быстрее и снизить их вероятность.
Даже если бизнес маленький и нет бюджета на умную систему видеонаблюдения, на рынке есть доступные решения с минимальным набором функций, а еще камеры-обманки, которые внешне ничем не отличаются от настоящих. Появление даже таких камер снизит вероятность хищений не только сотрудниками, но и посетителями.
Установить правила. Разработайте правила и процедуры для сотрудников, чтобы они поняли, что кражи в вашей компании недопустимы, а за нарушение правил последует наказание.
Пригласите сотрудников на встречу, организуйте сессию вопросов и ответов, чтобы они полностью понимали смысл этих правил. Раздайте памятки, расклейте предупреждения по рабочим помещениям.
Регулярно проводить инвентаризации. Определите график проверок и расклейте в местах, где его увидят все сотрудники. Утвердите состав комиссии по пересчету товара — важно, чтобы в нее не входило материально ответственное лицо.
Обучить сотрудников выявлять кражи. Добросовестный персонал способен помочь выявлять обманщиков — сотрудников и посетителей магазина. Вы можете организовать коллективный тренинг, чтобы работники научились обращать внимание на подозрительное поведение, которое может привести к краже.
Подключить товароучетную систему и кассовую программу. Чем больше автоматизации, тем меньше лазеек для злоумышленников, даже среди сотрудников. У сотрудника практически не будет шанса воровать товар безнаказанно, если:
- все поставки товаров проводятся по накладным от поставщика;
- после каждой продажи касса отправляет данные в систему учета, где обновляются остатки;
- товар регулярно ивентаризуют по выгрузкам из учетной программы.
Система учета позволит понять, в какой день и с действий какого сотрудника началось расхождение с фактическим количеством позиций в торговом зале и на складе.
Создать доверительную атмосферу. Теплые отношения между владельцем магазина и сотрудниками также помогают сократить число краж.
Если вы развиваете корпоративную культуру, транслируете общие ценности, регулярно общаетесь с сотрудниками, интересуетесь их проблемами и показываете свое одобрение, то их лояльность повышается — а лояльный работник не стремится умышленно принести компании убытки.
Проверять сотрудников при приеме на работу. Позвоните в предыдущее место работы, спросите о причинах увольнения, запросите у соискателя рекомендации. Так вы выявите кандидатов, которые могут иметь склонность к кражам.
Кражи в розничных магазинах могут серьезно навредить бизнесу, поэтому очень важно принимать меры по их выявлению и предотвращению. Ключевыми факторами, которые могут помочь в этом, являются установка систем видеонаблюдения, программы для учета товаров и контроля кассовых операций, обучение сотрудников.
Каждый случай кражи уникален и требует особого подхода. Но, следуя основным принципам, можно снизить вероятность совершения краж сотрудниками и уменьшить убытки магазина.
Как вести учет в Контур.Маркете