Претензия от клиента: как не попасть на новый штраф — Контур.Маркет

Претензия от клиента: как не попасть на новый штраф

27 февраля 2024

Осенью 2023 года для магазинов, сферы услуг и общепита ввели новый штраф. Его назначат, если не ответить на претензию клиента. Размер штрафа для юрлиц — до 300 000 ₽. Клиенту достаточно принести в Роспотребнадзор квитанцию об отправке письма, и к предпринимателю придут с проверкой. Хорошая новость в том, что от штрафа есть волшебный оберег — регулярная проверка почты и ответы на претензии. Объясним всё по порядку.

Фотография Елена Мехоношина Елена Мехоношина Юрист

Что за штраф

С 30 октября 2023 года в части 4.1 ст. 14.8 КоАП РФ появился новый штраф. Он касается обычных и интернет-магазинов, продавцов на маркетплейсах, ресторанов, прачечных, такси и других предпринимателей, работающих на конечного потребителя.

Размер штрафа для юрлиц — от 100 000 до 300 000 ₽. Для директоров компаний и ИП — от 15 000 до 30 000 ₽. Штраф выписывает Роспотребнадзор после проверки по жалобе клиента.

Этот штраф — за отказ или уклонение рассмотреть претензию клиента. Суть в том, что предприниматель должен ответить, даже когда закон на его стороне. Давать клиенту то, что он просит, необязательно. Главное — сообщить свою позицию, а там может и клиент передумает спорить. Роспотребнадзор пояснил: штраф ввели, чтобы бизнесу было выгодно уладить конфликт с клиентом миром. Так меньше споров дойдет до жалоб и судов.

Бизнеса, который работает для других компаний и ИП, этот штраф не касается. Например, продавцу с Озона, который продает оборудования для прачечных, три сотни тысяч за молчание не грозят.

В защиту потребителей есть еще один очень похожий штраф. Он не новый, действует с 2004 года. И его тоже ввели, чтобы магазины, кафе и сфера услуг не доводили споры с клиентами до суда. Суть штрафа такая. Если вопрос клиента не решили и он вынужденно пошел судиться, суд плюсует половину присужденных денег. Например, клиент выиграл у магазина 500 000 ₽ за бракованный ноутбук, суд добавит еще 250 000 ₽. Так магазин заплатит 750 000 ₽.

Как правильно работать с отзывами клиентов

Новый штраф от Роспотребнадзора не освободит от судебного штрафа в пользу потребителя.

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

На какие претензии клиентов надо отвечать

Дать ответ надо на любые претензии, которые основаны на Законе о защите прав потребителей. Устные, письменные, электронные, оставленные в книге жалоб — неважно.

Вот частые претензии:

  • Вернуть деньги за товар с браком — например, за смартфон с неработающим динамиком.
  • Вернуть деньги за нетронутый, неподошедший товар — обычно это одежда и обувь.
  • Переделать работу — например, заново починить двигатель, который сломался через два дня после визита машины в автосервис.
  • Компенсировать моральный вред — скажем, из-за опоздания аниматора на праздник.

Если клиент прав, ему нужно дать, что он просит. Покупателю бракованного смартфона вернуть деньги, владельцу машины — бесплатно починить двигатель. Не прав — ответить, что его требование удовлетворено не будет. Например, написать, что неподошедшие туфли вернуть нельзя, потому что на них есть следы носки.

Воспользуйтесь гайдом Ответ на претензию о защите прав потребителей. Вы найдете алгоритмы действия для девяти самых частых претензий клиентов.

Ответить надо, только когда клиент что-то требует. Просто на ругательные отзывы в интернете и книге жалоб реагировать необязательно.

В какой срок надо ответить

Единого срока ответа на претензию нет. В одном споре покупателя с магазином суд посчитал, что отвечать надо в течение десяти дней. В другом деле тот же суд сказал, что на ответ есть семь дней.

Мы рекомендуем отвечать в сроки для удовлетворения требований потребителей. Они такие:

  • Три дня — когда клиент просит вернуть деньги за новый товар — по ст. 25 Закона о правах потребителей.
  • Семь дней — просит сделать замену бракованного товара на новый — по ст. 18 Закона о правах потребителей.
  • Десять дней — по всем остальным требованиям.

Что поможет не получить штраф

Первое, что стоит сделать предпринимателю, — отслеживать устные и письменные претензии. Регулярно проверяйте почтовый ящик по юридическому адресу и всем точкам продаж. Просматривайте электронную почту и мессенджеры. Будет обидно получить штраф просто из-за того, что письмо с претензией пролежало на почте, а предприниматель не увидел извещение в ящике. Продавцам и администраторам дайте инструкцию на случай, если клиент принесет претензию на бумаге.

Персональные данные клиентов в системе лояльности: как их хранить и не получить штраф

Второе — отвечать на претензию, даже если клиент требовал что-то устно. Ответ лучше дать письменный. Направьте его на адрес клиента или вручите под подпись. Почтовую квитанцию или бланк с его росписью сохраните.

Отвечать письменно не нужно, если вы удовлетворили требование клиента. Например, вернули деньги. Чек возврата будет доказательством, что вы не молчали. То же самое — если отправили товар (или результат работы) на экспертизу. Экспертизу проводят, чтобы понять, кто виноват в поломке, есть ли заводской брак. Отправка товара на экспертизу уже говорит, что предприниматель не игнорировал претензию клиента.

Попробуйте Маркет 14 дней бесплатно

Фотография Елена Мехоношина Елена Мехоношина Юрист
Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Другие статьи

Все статьи