Проверка соискателя в соцсетях: инструкция для работодател — Контур

Проверка соискателя в соцсетях: на что обратить внимание работодателю

25 июля 2025 4

Разберемся, что нужно мониторить в аккаунтах потенциального кандидата и как использовать полученную информацию для принятия решений о найме.

Какую роль играют соцсети для рекрутинга в 2025 году

Несмотря на то, что у большинства работодателей официально не введена практика анализа соцсетей кандидатов, каждая третья компания все же обращает на них внимание. Причем для 14% эта часть работы рекрутера непосредственно влияет на процесс найма.

По данным сервисов Работа.ру и СберПодбор, при мониторинге соцсетей соискателей работодатели обращают внимание:

  • на общее впечатление (72%);
  • тексты и посты (66%);
  • фотографии (59%);
  • манеру общения и поведения, в том числе комментарии (52%);
  • аватар и заглавное фото (48%);
  • подписки на группы, каналы и паблики (34%);
  • список друзей (28%).

Как выяснилось, 10% опрошенных отказали по итогам анализа контента в соцсетях руководителям, 14% — линейному персоналу, а в 28% случаев отказы кандидатам не зависели от должности.

Всё это свидетельствует о том, что в 2025 году проверка соцсетей уже не воспринимается как второстепенный этап рекрутинга. Это часть найма, особенно при подборе специалистов на чувствительные позиции, связанные с клиентами, PR, безопасностью, HR.

Профили кандидатов становятся их «цифровым резюме». Если раньше соцсети были личной зоной, сегодня они стали дополнительным источником информации о соискателе, благодаря которому опытный рекрутер может быстро считать тревожные сигналы: токсичность, экстремизм, неадекватность, несоответствие корпоративным ценностям. Иногда эйчары просят специально «открыть» профиль, если в нем установлены настройки, скрывающие часть контента.

Для многих работодателей профиль человека в соцсетях даже лучше традиционного резюме. Он, в отличие от идеально подготовленного документа, раскрывает реальный характер кандидата и его интересы. В некоторых случаях публикации и фотографии подчеркивают профессиональные преимущества кандидатов. Например, посты, связанные с реализацией конкретных проектов, волонтерская или наставническая работа, общие рабочие контакты, подписка на экспертные сообщества и др.

Автоматизируйте первичный скрининг кандидатов с помощью голосового робота в сервисе «Воронка найма». Робот поможет оценить входящие отклики и активировать кандидатов в старых базах откликов. Подготовим продающий скрипт и настроим телефонию — от вас только база контактов.

Чек-лист для проверки кандидата в соцсетях

Чтобы составить общее впечатление, которое важно для большинства рекрутеров, иногда достаточно просто просмотреть аккаунты соцсетей в VK, Одноклассниках, Facebook⃰, Instagram⃰, YouTube, RuTube (у потенциального сотрудника может быть видеоблог).

Положительные признаки Негативные признаки

позитивные комментарии, рекомендации

деструктивное поведение: неуместные комментарии на тему политики, национальностей, гендерных особенностей, религии

упоминание профессиональных достижений

недопустимые фотографии

отраслевые посты, публикации о профессиональном опыте

сомнительные хобби, опасные зависимости

доказательства квалификации и результаты работы (которые соответствуют тому, что упоминается в резюме)

конфиденциальная информация или отрицательные комментарии о предыдущем работодателе, руководителе или коллегах

деловые новости и анализ рынков

ненормативная лексика, «черный» юмор

грамотные и аргументированные мнения

интерес к экстремистским и террористическим организациям

подписка на профессиональные сообщества

демонстрация девиантного поведения

Эксперты рекомендуют обращать внимание на разные следы цифровой активности кандидата.  

Поведение и рассуждения в постах

Соцсети часто используются не только как личное пространство, но и как источник для профессионального развития. Большая часть контента в них остается навсегда. Репосты, интерес к определенным тематикам, участие в определенных дискуссиях могут многое рассказать о человеке и его активности вне работы. Это позволит оценить риски — может ли эта активность потенциально нанести вред бренду работодателя.

Некоторые работодатели уверены, что указание места работы, должности или иная идентификация себя как представителя компании (например, в профиле, публикации, комментарии) влечет за собой обязанность соблюдать корпоративные стандарты общения в публичном пространстве. 

Участие в скандальных историях 

Периодически в соцсетях поднимается шум из-за какой-то публикации. И обычно это происходит не на пустом месте, а когда затрагиваются чувствительные темы. Можно сколько угодно говорить о том, что частное мнение отдельного человека не имеет отношения к компании, но на пике скандала общественность все равно затронет бренд. Особенно, если высказывания сотрудника расходятся с ценностями бренда.

За последние годы в корпоративной практике накопилось немало случаев, когда всего одно оскорбительное слово сотрудника (чаще всего топ-менеджера) в соцсетях становилось головной болью работодателя. Обычно после этого следовало публичное извинение от лица компании и увольнение сотрудника. Но даже спустя годы поисковики выводят в топ фамилии участников скандалов и пересказывают истории в подробностях.           

Участие в профессиональных сообществах

В отличие от фотографий, такая информация, как подписки на профессиональные сообщества и группы, остается доступной. Она ценна тем, что может многое рассказать об отношении человека к своему цифровому образу. Одни используют соцсеть как площадку, где можно обратиться к коллегам с профессиональным вопросом и быстро получить совет, другие — как хранилище перепостов. Третьи вовсе скрываются за фейковыми фотографиями. Вопрос — зачем?   

Количество постов в день

Многих работодателей настораживает излишнее присутствие кандидатов в соцсетях. И не зря. Есть категория людей, которые не упускают возможность прокомментировать на своей страничке каждую топовую новость, а затем активно подключаются к ее обсуждению. Если это происходит в рабочее время, то возникает много вопросов.

При этом важно помнить, что любой отказ в трудоустройстве при необходимости должен быть правильно обоснован.

Чек-лист: проверка кандидата в соцсетях

1.    Сбор общедоступной информации

  • Поиск по ФИО, контактам, указанным в резюме (e-mail, номер телефона).
  • Анализ профилей в соцсетях: VK, Telegram, Instagram*, Facebook*, YouTube, TikTok, X (Twitter) и др. (если доступны и открыты)
  1. Проверка признаков профессионального позиционирования
  • Указание места работы/профессии.
  • Публичные посты на профессиональные темы.
  • Участие в профильных сообществах, обсуждениях.
  • Портфолио, кейсы, достижения.

3. Оценка рисков для репутации компании

  • Присутствуют ли оскорбительные, дискриминационные или агрессивные публикации?
  • Публиковал ли негатив о предыдущих работодателях?
  • Замечены ли проявления токсичного или конфликтного поведения в комментариях?
  • Есть ли контент недопустимого содержания (оружие, алкоголь и др.), противоречащий корпоративной этике?

4. Проверка коммуникативных навыков и цифровой грамотности

  • Стиль общения: грамотность, уместность, сдержанность.
  • Уровень публичности профиля: насколько открыт доступ к личной информации.
  • Следует ли нормам цифрового этикета (не спамит, не провоцирует скандалы и пр.).

5. Дополнительные сигналы

  • Участие в сомнительных флешмобах, челленджах, деструктивных движениях.
  • Следы двойной/поддельной идентичности (фейковые аккаунты, нестыковки).
  • Частые резкие смены места работы (по данным соцсетей и резюме).

Юридические ограничения

  • Не запрашивайте пароли или доступ к закрытым аккаунтам.
  • Не используйте данные из соцсетей как единственный критерий отказа.
  • Используйте только общедоступную информацию.
  • Фиксируйте результаты мониторинга корректно и без распространения.

Рекомендации

  • Разработайте внутренний регламент проверки соцсетей при найме.
  • Используйте результат анализа в комплексе с другими источниками: собеседованием, тестированием, рекомендациями.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал для HR

Рассказываем об инструментах, подходах и технологиях, которые помогают эйчарам быть главными героями бизнеса

Реклама 16+.

Правила поведения сотрудников в соцсетях

Без внутреннего ЛНА, закрепляющего правила поведения в соцсетях, компания не может серьезно наказать работника за оскорбительные комментарии или фривольные фото. В этом случае придется обойтись замечанием, выговором или объяснительной.

По данным Работа.ру, в 2024 году 55% компаний не имели таких правил. В то же время 28% респондентов признавались, что в их компаниях требуют соблюдения этики поведения в социальных сетях. Для работодателя важна корректность высказываний, отсутствие нецензурных выражений и откровенных фотографий. Каждая пятая организация вводит для сотрудников запрет на размещение негативных комментариев о компании. Некоторые блокируют доступ в интернет и соцсети с рабочих компьютеров. Предполагаем, что скорее всего к ним относятся госкомпании и банки, в силу специфики своей деятельности и высокого риска утечки конфиденциальной информации.

Но в 2025 году разработка внутренних регламентов, связанных с поведением сотрудников в соцсетях, приобретает особую актуальность. Это объясняется некоторыми законодательными изменениями и трендами на рынке труда:

На рынок труда выходят несовершеннолетние. Последние несколько лет законодательство развивается по принципу расширения возможностей для найма несовершеннолетних. Но поскольку подростки только начинают свой карьерный путь, они могут вообще не придавать значение своему поведению в соцсетях и тому, как это может отразиться на имидже компании. Внутренние разъяснительные мероприятия помогут им освоиться в этом вопросе.

На законодательном уровне ужесточается противодействие экстремизму. За последние годы сформировался список токсичных тем, вовлеченность в которые (в виде репостов, лайков, подписок на группы и т.д.), может обернуться уголовными делами. Поэтому если кандидат или сотрудник проявляет к таким темам интерес, это сигнал для работодателя.

Необходимость поддержания комфортной атмосферы в коллективах. Острый дефицит кадров на рынке труда в 2025 году подталкивает работодателей к тому, чтобы привлекать в компанию разные категории сотрудников: пенсионеров, подростков, бывших сотрудников, женщин в декрете и т.д. В таких условиях важно избегать токсичных и чувствительных тем, которые могут затронуть коллег.

* Организация Meta, а также ее продукты Instagram и Facebook признаны экстремистскими и запрещены на территории РФ

Воронка найма

Ускорьте закрытие вакансий в 2 раза с помощью сервиса для массового и регулярного найма

Подробнее
Воронка найма

Ускорьте закрытие вакансий в 2 раза с помощью сервиса для массового и регулярного найма

Подробнее
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
4 комментария
Спасибо за статьи и сайт о плюсах социальных сетей. Обычно все пишут о том, сколько от них вреда и полезны ли социальные сети.
АВ
Антон Владимиров 24 августа 2018
Не совсем понятно, что делать в ситуациях, когда не обнаружены аккаунты в соцсетях и в ситуациях когда страницы не содержат ни негативных ни позитивных признаков. Что для рекрутера должно означать отсутствие страницы? Что для рекрутера должна означать нейтральная страница? В статье нет ответа на эти вопросы. Как следствие воспринимается как реклама социальных сетей. Не превозносите, пожалуйста, значимость социальных сетей для реальной жизни кандидатов. Не всегда социальная сеть зеркало кандидата и даже негативные новости могут быть согласованной PR акцией.
На мой взгляд, важно также понимать как именно кандидат использует страницу, с какой целью он ее завел. Иногда это просто доступ к целевой аудитории, личные сообщения узкому кругу лиц, доступ к контенту, рекламная площадка или хранилище. Страница это не всегда открытое общение и публикации фото, статей и опыта. Нужно это понимать, чтобы отсутствие фотографий с моря в социальной сети не стало причиной отклонения лучшего кандидата.
Яна Аржанова, главный редактор 24 августа 2018
Антон, соглашусь с вами по многим пунктам. Но все же с некоторыми оговорками. Не стоит воспринимать эту статью как рекламу социальных сетей. Такой цели в процессе ее написания не было :) Но почему бы не рассказать предпринимателям, которые ежедневно находятся в поиске персонала, как можно использовать соцсети, чтобы лучше узнать кандидата? Конечно, все инструменты рекрутинга должны применяться в комплексе, потому что выводы делать нужно обдуманно.
Почему нельзя спросить на собеседовании человека, у которого нет аккаунта, с чем это связано? Тем более, если его профессия предполагает некую "публичность"? Например, если это специалист по пиару?
Вы пишете "Важно также понимать как именно кандидат использует страницу, с какой целью он ее завел". Об этом тоже можно спросить на собеседовании. Соцсети - это не замена традиционных методов подбора, а дополнительная возможность - кстати, не только для работодателя, но и для сотрудника.
И я не думаю, что адекватный работодатель может отклонить кандидата за "отсутствие фотографий с моря в социальной сети". Скорее он отклонит кандидата за то, что кроме фотографий с моря у него вообще ничего нет:)
АВ
Антон Владимиров 24 августа 2018
"все инструменты рекрутинга должны применяться в комплексе, потому что выводы делать нужно обдуманно" - вот.

При этом в статье есть слова "Для многих работодателей профиль человека в соцсетях стал аналогом традиционного резюме и даже лучше него.". Это и наталкивает на мысль о том, что профиль в соцсети может являться необходимым и достаточным источником информации. Я лишь про то как воспринимается статья, тем более молодыми специалистами по подбору персонала.

Конечно социальная сеть это лишь дополнение, на которую нужно смотреть через призму собеседования и позиции. Понятно также, что при найме линейного персонала особого смысла нет под лупой рассматривать профили в соцсетях и искать посудомойщиков в LinkedIN (хотя...), но так же понятно, что кандидаты на боле высокие позиции, учитывая тренды HR практики, делают страницы такими же профессионально "хорошими" как и их резюме или делают их нейтральными, накладывают политики конфиденциальности или вовсе блокируют страницы (по той же причине по которой не пишется объем компенсации в описании позиции - все за диалог). Поэтому где-то есть грани когда этот инструмент перестает иметь значение.