Теоретически, если на счете достаточно средств и банк принял платежку на перечисление налога, налогоплательщика не должно волновать, отозвали ли у банка лицензию, кончились ли у него деньги на корреспондентском счете, или просто банковский работник забыл исполнить поручение. Но так ли это на практике?
Алексей Крайнев, налоговый юрист
Инспекция в неведении
Согласно ст. 45 НК РФ налог считается уплаченным с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет денег со счета налогоплательщика при наличии на нем достаточных средств на день платежа. Однако обязанность налоговых органов уточнять причину непоступления налога в бюджет законодательно не закреплена.
А это значит, что пока вы сами не известите инспекцию о том, что налог не поступил в бюджет именно по вине банка, за вами будет числиться недоимка, а на нее автоматически начисляться пени. Более того, это позволяет инспекции выставить требование об уплате налога, наложить арест на ваши банковские счета (не только в лопнувшем банке!) и взыскать налог повторно.
Как только вы узнали о каких-либо проблемах банка (отозвана лицензия, введена санация или просто обнаружена «дыра» в резервах), проведите с инспекцией сверку своих платежей. Если выяснится, что ваш налоговый платеж в бюджет не поступил, попытайтесь получить в банке письменное объяснение причин. Хотя, если у банка отозвана лицензия, то этим пунктом можно пренебречь и сразу переходить к сбору доказательств уплаты налога и предоставлению их в инспекцию.
Чем докажете?
Чтобы доказать факт уплаты налога, подготовьте письменное заявление со ссылкой на ст. 45 НК РФ. Укажите в нем, что организация свою обязанность выполнила и что в этой связи инспекторы не имеют права начислять пени (а уже начисленные должны списать) и выносить требование об уплате налога, а также решение о блокировке счетов и принудительном взыскании налога (а уже принятые должны быть немедленно отменены). В качестве подтверждающих документов приложите к заявлению заверенные копии:
- платежного поручения с отметкой банка;
- договора с этим банком на обслуживание;
- выписки со счета на день платежа, подтверждающей, что на момент предъявления платежного документа на нем было достаточно средств для совершения налогового платежа;
- письменного объяснения банка (при наличии).
Проверка на добросовестность
Отметим, что все вышеизложенное справедливо только для добросовестных налогоплательщиков. Если же организация специально проводила налоговые платежи именно через такой банк, располагая сведениями о его близкой «кончине», или же искусственно создавала на счетах в таком банке средства и направляла их исключительно на расчеты с бюджетом, статья 45 НК РФ не применяется и налог не признается уплаченным (см. определение КС РФ от 25.07.2001 № 138-О).
Бремя доказывания недобросовестности действий налогоплательщика лежит на налоговых органах. Ибо, пока не доказано обратное, предполагается, что налогоплательщик действует добросовестно (см. постановления ФАС Московского округа от 17.04.2013 № А40-71911/12-91-398, ФАС Северо-Кавказского округа от 13.01.2011 № А53-14877/2009).
Если инспекция настаивает
Если инспекция, несмотря на все ваши усилия (или, наоборот, в связи с их отсутствием) все же выставила требование о повторной уплате налога и пеней и вынесла решение о приостановлении операций по счетам, такое решение нужно обжаловать. Сначала — в вышестоящем налоговом органе (ст. 138 НК РФ). К жалобе прилагаем те же самые документы, подтверждающие исполнение обязанности по уплате налога, о которых мы говорили выше.
Если эта жалоба не поможет, придется обращаться в суд. Суды при рассмотрении подобных споров руководствуются именно нормой ст. 45 НК РФ. Поэтому если выполнены все указанные в этой статье условия и нет доказательств недобросовестности плательщика, обязанность по уплате налога считается исполненной независимо от того, что платеж фактически не зачислен в бюджет по вине банка. А значит, никакой недоимки, пеней, арестов счетов и требований об уплате быть не может (см. постановления ФАС Уральского округа от 13.07.2009 № Ф09-4794/09-С2, ФАС Московского округа от 29.07.2010 № КА-А40/8075-10).
Как быстро снять претензии?
Если вам необходимо быстро снять претензии налогового органа по недоимке и у вас есть свободные средства, повторно уплатите «зависшую» сумму в бюджет, через действующий банк. А потом потребуйте от инспекции возврата переплаты. Ведь формально налог получится уплаченным дважды. Как показывает свежая судебная практика, такой путь решения проблемы вполне возможен. Так, ФАС Московского округа признал, что налог, не поступивший в бюджет по вине банка, у которого была отозвана лицензия, считается своевременно уплаченным. А значит, сумма того же налога, уплаченная налогоплательщиком повторно, является излишне уплаченной и подлежит возврату или зачету (см. постановление от 07.08.2013 № А40-139144/12-140-999).
Читайте также «ФНС: в случае отзыва лицензии у банка, через который были перечислены налоги, платить налоги повторно не нужно».