В центр внимания попадут те, кто оформляет самозанятых по гражданско-правовым договорам, используя их как своих работников. Предупреждение о совместной работе двух ведомств появилось на официальном сайте ФНС.
Налоговики напомнили, что самозанятость не подразумевает наличие работодателя, так же как и сами самозанятые по закону не имеют права нанимать работников по трудовым договорам. Тем не менее налоговые органы выявляют случаи, когда работодатели, стремясь снизить обязательства по уплате страховых взносов и избавить себя от исполнения обязанности налогового агента по удержанию и перечислению НДФЛ, заключают с самозанятыми договоры на оказание услуг, но фактически взаимодействуют с ними как с обычными сотрудниками.
Какие санкции грозят работодателям
Если признаки трудовых отношений будут выявлены, то это может послужить основанием для проверки и привлечения работодателя к ответственности за нарушение трудового и налогового законодательства.
Так, например, деятельность компании может быть приостановлена на срок до 90 суток. А те доходы, которые выплачены самозанятым, но фактически получаемые в рамках трудовых отношений, будут подлежать обложению НДФЛ и страховыми взносами.
Однако работодатель может избежать негативных последствий в виде доначислений НДФЛ и страховых взносов, а также пени и штрафов, представив соответствующие налоговые декларации (расчеты).
Ранее министр финансов Антон Силуанов говорил о том, что ФНС планирует разработать ИТ-продукт на основе больших данных для автоматического выявления недобросовестных предпринимателей, использующих режим для самозанятых с целью оптимизации налогообложения.
По его словам, налоговики уже выявляют странные схемы, одной из которых является как раз замена штатных работников, по которым нужно платить страховые взносы и налоги, самозанятыми.