Большинство сотрудников теряют интерес к обучению, если оно проходит в скучном формате. Геймификация решает эту проблему, превращая образовательный процесс в увлекательную игру.
В этой статье разберем, что такое геймификация и какие элементы работают лучше всего, как сочетать внешнюю и внутреннюю мотивацию, рассмотрим практические приемы для вовлечения аудитории.
Смотрите запись вебинара «Геймифицируй: как повысить вовлечённость при онлайн-обучении»
Что такое геймификация и зачем она нужна
Геймификация (от англ. game — игра) — это использование игровых механик в неигровых процессах, таких как обучение, маркетинг или управление персоналом.
Примеры игровых элементов:
- баллы и рейтинги за выполнение заданий;
- прогресс-бар (визуализация продвижения по курсу);
- квесты и задания с наградами;
- соревнования между участниками (лидерборды).
Ели обучающий процесс некачественный, не наполнен нужным контентом, геймификация будет бесполезна. Она скорее упаковка, «клей», который скрепляет элементы системы, но никак не гарант лучшего качества продукта. Геймификация помогает создавать среду, в которой человеку интересно учиться, а потому она сильно связана с мотивацией.
Внешняя и внутренняя мотивация: что важнее
Под мотивацией следует понимать намерение человека что-то делать. Она делится на внешнюю (стимуляция извне) и внутреннюю:
Внешняя мотивация | Внутренняя мотивация |
---|---|
Награда, статус, доступ, власть, владение чем-то |
Автономия, смысл, общность, мастерство |
Внешняя мотивация: «сделай — получи». Это стимулы извне: материальные награды (подарки, сертификаты), статусы («топ-участник месяца»), доступ к эксклюзивному контенту.
Если у человека преобладает внешняя мотивация, сразу появляется риск, что как только у него заберут «бонус», он потеряет интерес. Во внутренней мотивации все проще: человек что-то делает, понимая смысл и цель, им движет внутренняя потребность.
Внутренняя мотивация: «я хочу это знать». Это внутренние драйверы: автономия (возможность выбирать темп обучения), смысл (понимание, как знания пригодятся на практике), принадлежность к сообществу (обсуждения, обмен опытом).
Оба вида мотивации можно сочетать: например, давать баллы за прохождение модулей (внешняя) и добавлять истории успеха других учеников (внутренняя).
Уровни вовлеченности в обучении
Вовлеченность в обучении — это степень участия обучающихся в активностях, связанных с освоением образовательной программы. Бывает несколько уровней вовлеченности.
Когнитивный уровень (мышление): участники задают вопросы, выполняют задания не для галочки, а с интересом, то есть проявляют когнитивную активность.
Эмоциональный уровень (чувства): участники реагируют на контент (смеются, удивляются), пишут в чат.
Поведенческий уровень (действия): участники делятся опытом в соцсетях, рекомендуют курс коллегам.
Основа геймификации — веселье, которое зависит от того, каким способом оно получено. Николь Лаззаро, эксперт индустрии видеоигр, выделяет несколько типов веселья:
- Трудное веселье. Для его достижения нужно преодолеть вызов, постараться что-то сделать. Пример: соревнования в переговорных поединках.
- Легкое веселье. Его вызывает удивление, любопытство, неожиданность — то, что не предполагает каких-либо усилий. Одна из механик достижения такого веселья — беспроигрышная лотерея. Пример: возможность зарабатывать внутреннюю валюту в онлайн-обучении.
- Общее веселье. Конкуренция с участием нескольких людей.
- Серьезное веселье. Люди получают удовольствие от чего-то концептуального — например, когда решают сложные кейсы, квесты.
Типы веселья могут сочетаться, однако важно помнить, что не каждый человек в определенный момент жизни готов на определенный тип веселья.
Формы онлайн-обучения
Существует три формы онлайн-обучения: синхронное, полностью асинхронное и смешанное. Для каждого из них подходят определенные инструменты геймификации.
К синхронному обучению относятся вебинары, тренинги, «живые» лекции, стримы. При проведении такого обучения используются следующие инструменты: ставки, эксклюзивность, помощь, командная работа, гонки, розыгрыши.
Асинхронное обучение позволяет учиться независимо от того, где находится преподаватель. К нему относятся дистанционные курсы, уроки на образовательных сайтах, лонгриды. В данном случае работают такие инструменты, как пасхалки («пройдите модуль и соберите картину, напишите, что за картина у вас получилась»); викторины; возможность выбирать уровень сложности («выбери статус: новичок, эксперт, гуру»); прогресс пути (персонаж проходит путь, изучает информацию, чтобы в конце достичь чего-то значительного); битва с боссом.
Смешанное обучение представляет комбинацию синхронного и асинхронного обучения. Например, теорию можно давать в асинхронном формате, а позже в формате ворк-шопов и семинаров отрабатывать новые знания и получать обратную связь от эксперта.
Видео- и аудиоконференции вашей организации. Возможность записи, планирование встреч, интеграция с телефонией.
Видео- и аудиоконференции вашей организации. Возможность записи, планирование встреч, интеграция с телефонией.